Ланч-тайм 205: краткий перевод свежих статей о digital
В номере: 4 типа наставников и почему одна дизайн-концепция лучше трёх.
Содержание
#742. Наставники: 4 архетипа
Я считаю наставничество очень ценным: как при выдаче информации, так и при её получении. Оно помогает прояснить мысли по некоторым темам, раскрыть идеи и лайфхаки. Для объяснения решения проблем, мне (как наставнику) нужно обобщить ответ, чтобы донести его кратко и ясно. Этот синтезирующий процесс заставляет упорядочить хаотичный поток частично сформированных мыслей и переживаний и сгладить острые углы, чтобы люди смогли меня понять и обдумать сказанное. И в этом процессе сами мысли становятся более совершенными и гораздо более полезными для меня лично. Опыт менторства помогает мне развивать себя и видеть пробелы или наивность в собственном мышлении.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Несколько раз в год кто-то стабильно предлагает мне быть его наставником. На первой встрече я всегда спрашиваю, что человек надеется получить, что он считает сложным в своей работе и как я могу помочь. Но часто бывает, что истинная причина такой просьбы — показать, насколько эти люди удивительны и успешны. Они хотят тратить время только на то, что хорошо получается. Тогда я предлагаю сделать несложное домашнее задание:
1. Запишите 10 самых важных навыков или практик, которые вам необходимы, чтобы преуспеть в работе.
2. Носите с собой небольшую тетрадь в течение 1 месяца, и после каждого значительного отрезка дня (встреч, работы в одиночестве и в группе) записывайте, какие из 10 навыков вы использовали, и насколько хорошо вы их использовали (например, по шкале от 1 до 5: 1 — «хуже некуда» и 5 «сумасшедше круто»).
3. В конце месяца проанализируйте результаты — вы увидите, где вы теряли энергию, потому что не использовали какой-то из важных навыков или потому вы не настолько опытны, как хотелось бы.
Это домашнее задание даёт два преимущества.
- Помогает ученикам решить, какая область наиболее полезна для наставничества, и получить максимальную пользу от этого процесса. И да, это сбивает спесь и заряжает настроем для обучения (открытость и желание обратной связи).
- Другой плюс — некоторые понимают, что дело вовсе не в навыках, а в испытываемых ими эмоциях во время работы. Разочарование в отношениях с коллегами или отчаяние из-за неподъёмности большого проекта — это тоже область, в которой помощь наставника пригодится. И вот тут появляется первый архетип.
Психолог
Мы часто отодвигаем на задний план эмоциональную составляющую в работе, пытаясь сосредоточиться на логике, технологиях или математике. Но люди по своей природе иррациональны и часто становятся заложниками своих собственных эго.
Если вы работаете над проектом с другими людьми, придётся как-то ориентироваться в ситуациях, когда логика и разум борются с личными планами, ревностью, мелочностью, «ношением короны» и сопротивлением. И даже опытный специалист, который в курсе человеческой природы, нет-нет, да и скатится в уныние и потерю энергии. И здесь очень пригодится наставник, который сможет дать совет и поможет разобрать ситуацию, посмотреть на вещи с разных точек зрения и заново понять, почему результат того стоит, чтобы его достичь.
Этот тип наставника обычно использует очень сократовский подход к разговорам: даёт вам провести большую часть рассуждений самостоятельно и задаёт вопросы, которые помогут вам сделать собственные выводы. Эти люди должны быть очень осторожны и честны, так как вы будете делиться бо́льшим количеством личных данных, чем с другими типами наставников.
Ролевая модель
Второй архетип — общепринятый образ наставника у большинства людей: это кто-то, кем вы восхищаетесь. Менторство такого человека — это поиск навыков и опыта, которыми вы должны обладать, чтобы когда-нибудь достичь этой должности и хорошо выполнять свою работу.
Такая модель наставничества прямо противоположна первой. Они будут много говорить и объяснять, а вы будете задавать уточняющие вопросы и подкидывать темы, по которым вы хотите больше знать. Большая часть времени здесь тратится на слушание и понимание.
Найти идеального наставника подобного типа обычно очень трудно: кандидаты в наставники всегда будут иметь некоторые черты, которыми вы действительно восхищаетесь и которые не признаёте. Конечно, можно сидеть и дожидаться кого-то идеального, но тогда вы скорее потеряете кучу времени и возможностей для обучения. Достаточно сосредоточиться на том, что вас привлекает в человеке, и закрыть глаза на то, что вам в нём не нравится. Только не заиграйтесь: в попытках подражать наставнику можно перенять парочку его дурных привычек — например, смотреть на людей свысока :–)
Коуч
Один из наиболее ценных видов наставничества. Здесь вы можете детально беседовать о конкретном навыке, который развиваете. Обычно это лучше всего работает с человеком, который находится с вами в тесном контакте, имеет чёткое понимание работы, которую вы делаете, и возможность реально наблюдать за вами в действии.
Обсуждения в этой модели — это обоюдная беседа о том, что вы оба наблюдали, что работало хорошо или что можно улучшить. Большинство людей, вероятно, получат такого рода наставничество от своего непосредственного руководителя, но найти другого человека, с которым вы сможете общаться подобным образом, — бесценно. Чтобы получить максимальную выгоду от этого типа наставничества:
- Дайте разрешение на обратную связь.
По большей части люди стараются быть добрыми и щадить ваши чувства, поэтому критическая обратная связь может показаться им негативной. Если не проговорить это заранее, то ментор может почувствовать себя некомфортно, критикуя вашу работу. - Обратная связь должна быть моментальной.
Это как фрукты — здорово, когда они свежие. Если вы хотите получить чёткую оценку своей работы, убедитесь, что критика своевременна.
Ментор за 5 долларов
Каждый из нас поражает других чем-то. У каждого из нас есть какой-то навык или атрибут, которым другие восхищаются. Когда мы начинаем свою карьеру, у нас может быть только несколько базовых инструментов, но, приобретая мастерство, мы добавляем новые инструменты и улучшаем те, которые у нас уже есть. Часто упускаемый вид наставничества — это то, что я называю «наставником за 5 долларов». Вот как это работает:
- Посмотрите вокруг и найдите человека, который, по вашему мнению, хорош в чём-то.
- Купите этому человеку кофе (или пиво, или коктейль, или бутерброд, или…) и попросите его потратить 30 минут, рассказывая вам, как он это делает.
Я множество раз так делал — и никто никогда не отказывался. И я не думаю, что дело в бесплатном кофе. Большинство людей, в чём-то разбирающихся, готовы поделиться своими навыками. И для многих этот кофе превратился в многочасовые разговоры, равный коучинг и философствование о том, как развиваться дальше.
Выберите любую модель. Или две. Или все.
Меня часто удивляет, как много людей не имеют наставников или подопечных. Они упускают так много! Причина, которую они называют — мол, найти наставника слишком сложно. И тогда я шучу, что смогу это сделать менее чем за 2 минуты: спрашиваю их, в каком умении они хотят быть лучше, и кто — по их мнению — в этом уже хорош. Готово! Это не должны быть долгосрочные отношения, это может быть просто чашка кофе. И да, не стоит искать одного идеального — очень может быть, что у вас будет несколько наставников под разные навыки :–)
Вывод: чем мучиться, пытаясь что-то постичь самостоятельно, спросите у приятеля, а не расскажет ли он вам про это за чашечку бесплатного кофе. И кто знает, может, у вас наконец-то появится наставник, а дела пойдут в гору!
Вы сэкономили 8 минут.
#743. Хватит требовать (и делать) несколько решений
Stop asking for (and providing) multiple solutions
Я работаю в рекламном агентстве почти 12 лет — и для любого проекта было нормой предоставлять минимум 3 различных варианта дизайна. Но хватит это терпеть! Тенденция эта, к счастью, уменьшается, но с небольшими клиентами или в какой-то конкретной среде, это всё ещё случается.
Я считаю, что в большинстве случаев лучше сосредоточиться на лучшем возможном решении, а не на нескольких «по чуть-чуть». Здесь я не говорю слепо следовать одному варианту и игнорировать любые другие идеи, которые могут возникнуть на этом пути. Но, учитывая ограничения, бизнес-потребности, потребности пользователей и всё прочее, в кучке решений мозгового штурма стоит выбрать то, у которого, по нашему мнению, больше шансов на успех. И сфокусироваться на нём, пока тесты не докажут нам обратное.
Если мы считаем, что две разные идеи имеют одинаковую ценность, и не можем выбрать лучшую — кажется, что-то пошло не так. Мы, дизайнеры, — своего рода консультанты, поэтому должны давать советы о том, что лучше всего подходит для проекта. Но когда приходится предлагать более одного решения, обычно случается один из самых дешёвых приёмов — тот, который мне нравится называть «хороший, плохой, злой».
Хороший.
Безопасное решение, в котором больше всего смысла, и которое клиент / менеджер / генеральный директор действительно ожидают.
Плохой.
Сумасшедшее решение, которое очень хотели сделать дизайнеры. Творческое, дерзкое, революционное, крутое — но мир к этому не готов.
Злой.
Концепция, собранная на коленке в последнюю минуту, — просто чтобы был этот чёртов третий вариант (и чтобы другие на его фоне выглядели лучше). Настоящая проблема начинается тогда, когда заказчик выбирает именно его :–)
Качество важнее количества
Противоположная ситуация — типичная болезнь рекламных агентств: перерасход ресурсов, чтобы всё выглядело так, будто вы сделали всё возможное для клиента. Хотя лучше было сосредоточиться на одной хорошей идее.
Теперь, когда мир смещается от традиционного агентства к консалтинговой фирме, где даже многонациональные адвокатские конторы внедряют семинары, спринты, методологии проектного мышления в свои рабочие процессы, ситуация немного меняется, в том числе и на стороне клиента.
Преимущества единого решения
- Все ресурсы сосредоточены на одной концепции: лучшее качество и экономия времени.
- Легче найти недостатки в одной концепции (и, в случае необходимости, перейти к другой концепции).
- Презентация может быть более полной и лучше преподносится клиенту.
- Мы действительно знаем, что делаем, а не просто пытаемся угадать.
- Более быстрая обратная связь (никакой внутренней борьбу между концепциями у заказчика).
- Мы можем хранить другие концепции в ящике. Если тесты подтвердят, что наша идея ошибочна, есть другие жизнеспособные варианты, которые легко воплотить — фактически мы не тратим время заранее.
Вывод: баловаться с вариантами прикольно, но долго и дорого. Даёшь Скрам в дизайн-процессе!
Вы сэкономили 3 минуты.
Стремительно приближающиеся выходные — отличный повод найти себе ментора. Без вариантов :–)
Читать по теме: Ланч-тайм: краткий перевод свежих статей о Digital (все выпуски)