Нетворкинг по-американски. Опыт Максима Сундалова, основателя EnglishDom
Понятие «нетворкинг» появилось в русском бизнесе недавно — 5–7 лет назад. Но и до этого считалось, что грамотно наработанные связи — это основа бизнеса. Учредитель EnglishDom Максим Сундалов поделился личными наблюдениями и опытом нетворкинга в США.
Правда, процесс наработки связей в России и США кардинально отличается. Если в нашей стране имеют огромное значение родственные и кумовские связи, то в США предпочитают чисто деловую дружбу.
Я активно занимаюсь нетворкингом уже 10 лет. Специфика моей работы такова, что нужно контактировать со специалистами со всего мира. EnglishDom сотрудничает с многими носителями языка. На сегодня у нас 60 преподавателей из США, Британии и Канады. И на первых порах пришлось провести несколько месяцев в США, чтобы понять, как эта кухня работает у них.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Нетворкинг в США — это большая часть корпоративной культуры, знакомиться с которой начинают ещё в школе. Умение вести беседу на разные темы, грамотно представиться и вкратце изложить, кто вы и чем занимаетесь, — всё это составляющие нетворкинга.
Вы наверняка знакомы с американским понятием «дежурная улыбка». В США улыбаются все и всем. Причём улыбка выражает простую вежливость, а не какое-нибудь особое расположение к человеку.
Наоборот, если улыбки нет, собеседник может подумать, что он чем-то вас обидел или оскорбил. С этой разницей менталитетов сталкивается абсолютное большинство славян, которые приезжают в США жить или работать. Потому что у нас улыбка — это знак, что человек тебе приятен, а не жест вежливости.
США vs. Россия: разный нетворкинг
В большинстве компаний на территории постсоветских стран привыкли, что начальник — это суровый человек, которого сто́ит побаиваться. Но в США владелец компании может оказаться самым большим весельчаком, который здоровается за руку со всеми сотрудниками и способен с улыбкой переброситься парой слов со стажёром или уборщицей.
Вот эта разница в построении менеджмента внутри компаний сильно влияет на рабочую обстановку и нетворкинг в целом. В России многие начальники давят на подчинённых страхом, а сама система выстроена на попытках подчинённых выслужиться и самим стать начальниками.
В США же начальник будет направлять твою работу, подсказывать, как сделать лучше, но от сотрудника требуется колоссальная самодисциплина. Ты не можешь взять задачу, а потом сказать, что не сделал её. Хотя нет, можешь, но только раз.
Как раз самодисциплина и навыки быстро мобилизоваться для выполнения задачи помогают поддерживать рабочие контакты.
Нетворкинг в России — это привилегия топ-менеджеров и руководителей компаний. Зачастую наработкой полезных контактов занимаются только люди, высоко стоящие в иерархии.
В США же нетворкингом занимаются практически все сотрудники компании. Нишевые специалисты знакомятся со своими коллегами из отрасли на узкопрофильных мероприятиях и конференциях, менеджеры — на управленческих форумах и встречах. И чем высшую позицию в иерархии организации занимает человек, тем больше полезных контактов он должен иметь.
Суть нетворкинга по-американски
Нетворкинг в США — это работа. В графике менеджеров всегда стоит 2–3 деловых встречи в неделю, которые связаны именно с наработкой полезных контактов. При этом не обязательно встречи должны быть длительными. За обедом на 45 минут можно вполне обсудить новости из сферы, новые интересные проекты или спросить совета по определённому вопросу.
Наработка полезных контактов — это целое искусство. Поэтому на конференциях у участников нет свободного времени. Между лекциями они активно знакомятся.
Вы можете познакомиться с сотрудником Google, а затем попросить его порекомендовать вас на открытую вакансию в соседний отдел. Гарантируем, что ответ от HR-а вы получите куда быстрее, чем если бы просто отправили резюме.
Суть в том, что вы никогда не знаете, как может помочь вам тот или иной человек, поэтому американцы стараются как можно больше расширить сферу своих знакомств.
Полезные советы для нетворкинга по-американски
Совет 1. Посещайте мероприятия с умом
Планировка нетворкинга — это 50% его успеха. Несколько раз в месяц выделяйте время на мониторинг интересных событий в вашей сфере развития, а также крупных бизнес-ивентов. Идеально, если в неделю у вас будет 2–3 подобных мероприятия.
Если же подходящих событий нет, подумайте, с какими деловыми знакомыми нужно «обновить» знакомство. Придумайте формальную тему встречи и пригласите знакомого на деловой завтрак или обед.
Если вы собираетесь попросить человека о чём-то, то хорошо, если вы уже несколько раз встречались до этого за обедом или кофе.
Психологи утверждают, что подобные неформальные встречи создают ощущение дружбы, поэтому вашему знакомому будет сложно отказать на незначительные просьбы вроде подсказать, как решить проблему, или представить вас другому человеку.
Если же вы просите о чём-то сразу на первой встрече, то вероятность отказа очень и очень высокая.
Профессиональные нетворкеры предпочитают установить дружеские отношения с как можно большим количеством людей, ведь никогда не знаешь, помощь которого из знакомых тебе понадобится.
Вернёмся к крупным мероприятиям. Печатная продукция — один из лучших способов заявить о себе. Если вы участвуете в конференции от своего имени как специалиста — берите с собой пачку визиток, активно общайтесь с людьми.
Важно. Нетворкинг не заканчивается, когда мероприятие подходит к концу. Ведь каждому (!) человеку, с которым вы пообщались, в тот же вечер нужно отправить follow up — письмо с благодарностью за знакомство и общение, а также предложением продолжить сотрудничество и назначением встречи.
Follow up позволяет перевести отношения из «случайного знакомства на конференции» в разряд «делового приятельства».
Это одна из самых важных частей нетворкинга на конференциях, о которой русские начисто забывают.
Как правильно написать и отправить follow up
Единых принципов написания такого письма не существует. В принципе, оно носит полуформальный характер, является жестом уважения к человеку и даёт основания для продолжения знакомства.
Поэтому в письме должны обязательно быть три пункта.
- Благодарность за общение. Что-то вроде «было приятно с вами познакомиться и пообщаться». Если вы успели обсудить профессиональные темы, можете ещё раз отметить интересные мысли или позицию собеседника по отдельные вопросам: «мне очень понравилась мысль насчёт... надеюсь более подробно обсудить её при личной встрече».
- Презентация себя. Её тональность сильно зависит от того, в каком ключе вы общались. Если собеседник заинтересован в ваших услугах, можно прямо писать: «Я и моя компания будет рада вам помочь с решением такого-то вопроса. Информация о компании и портфолио в аттаче». Если же вы говорили в общем о работе, то можете в нескольких предложениях напомнить, чем вы занимаетесь.
- Задел на будущее. Всегда оставляйте мысль или предложение, за которое можно зацепиться для продолжения общения или назначения личной встречи. Интересный вопрос, консультация, обсуждение партнёрства, совет в профессиональной сфере, просьба познакомить с конкретным человеком — подойдут любые методы. Главное, чтобы собеседник не счёл общение завершённым, потому что начать его заново будет крайне сложно.
Отправлять follow up нужно исключительно в день знакомства. Если мероприятие затянулось — можно ночью. Но на следующий день будет уже поздно, ведь вы можете забыть многие нюансы общения и ошибиться в фактаже.
Помните, что нетворкинг — это длительная стратегическая работа. Чтобы вас начали узнавать, нужно несколько месяцев подряд посещать отраслевые ивенты. Поэтому ехать в другую страну на одну крупную конференцию просто нерационально для нетворкинга. За одно посещение вы не сможете установить и закрепить хоть какие-нибудь связи.
Совет 2. Концентрируйтесь на целях
На мероприятиях вы будете встречать самых разных людей. Их цель такая же, как и у вас — познакомиться с большим количеством полезных людей.
Но не все специалисты будут полезны конкретно для вас. Поэтому нужно научиться фильтровать знакомства по уровню потенциальной полезности и вежливо заканчивать разговор, если знакомство для вас не принесёт пользы.
Адвокаты, юристы, консультанты — это завсегдатаи бизнес-конференций. Их задача — найти потенциальных клиентов, а вы как раз входите в их число. В принципе, если у вас нет своих проверенных специалистов в этих сферах, знакомство будет полезным и для вас. Но если есть — вы со спокойной душой можете не тратить на них время, сконцентрировавшись на тех специалистах, которые будут потенциально полезны вам.
Совет 3. Общайтесь как можно больше
Вроде бы простой совет, но он состоит из множества нюансов, которые нужно учитывать. Мы собрали ряд принципов, которые помогут вам достичь лучшего результата в нетворкинге.
- Улыбайтесь. Самый простой и самый действенный совет. Улыбка отлично работает при установлении контактов, ведь она автоматически располагает внимание человека к вам.
- Запоминайте имена собеседников. Обращение по имени — сильный аргумент в общении. Это показывает, что вы уважаете собеседника, особенно при первой встрече. Если у вас слабая память на имена или слишком большое количество новых знакомств, обязательно после обмена визитками напишите на бумажке несколько тезисов — о чём общались, какие интересы и триггеры для продолжения общения. Отдельным пунктом напишите обещания, которые дали, даже самые незначительные. И эту справку прикрепите к визитке.
- Выполняйте обещания. Всегда выполняйте то, что пообещали. Даже если это будет какая-нибудь мелочь вроде ссылки на интересную статью по теме или адрес ресторана, где готовят вкусные суши. Выполнение даже таких мелких обещаний покажет вас как серьёзного и ответственного человека. Именно для этого их нужно обязательно записывать.
- Старайтесь быть полезным. Несмотря на то, что вы ищете полезные знакомства для себя, всегда старайтесь предложить свою помощь другим. Это располагает к дальнейшему общению и даёт темы для обсуждения. Больше того, если вы поможете кому-нибудь, вы можете рассчитывать и на ответную помощь — человеку будет крайне сложно отказать, если вы ему уже помогли.
- Будьте искренни. Фальшивые спичи и «впаривание» своих услуг просто невероятно бесят нетворкеров. Если хотите, чтобы люди с вами знакомились, будьте собой. Показывайте, как вы любите своё дело, говорите о своих проектах, делитесь опытом, слушайте собеседника и интересуйтесь его мнением. Общайтесь открыто и отбросьте стеснение.
Как подготовиться к нетворкингу на мероприятии
Подготовка — очень важная часть нетворкинга. Ведь именно от неё будет зависеть первое впечатление. А как любят говорить опытные нетворкеры: «Первое впечатление второй раз не произведёшь».
Поэтому готовиться нужно тщательно. И обязательно заранее. Непосредственно в день мероприятия вы физически не сможете выполнить подготовительную работу.
Подготовка состоит из четырёх этапов.
- Составьте презентацию себя как специалиста и своей компании. Причём рекомендуем подготовить несколько вариантов презентаций: на 30 секунд, на 1 минуту и на 3 минуты. В них нужно максимально кратко и ёмко рассказать о своей работе, навыках и возможностях, но постарайтесь не перегнуть палку с самовосхвалением.
- Сделайте хорошие визитки. Качественная бумага, дизайн и печать — обязательны! Дешёвые визитки, с которых краска слезает уже на второй день, отправятся в мусор, а не в визитницу. Визитка — это ваше лицо, поэтому сделайте его привлекательным. И по возможности изучите визиточный этикет. Как передавать визитку, откуда доставать, куда класть, в каких случаях можно писать на ней, а когда загибать уголок — все эти мелочи много значат в профессиональных кругах.
- Позаботьтесь о своём внешнем виде и аксессуарах. Это ещё одна составляющая первого впечатления. Неглаженая рубашка или изодранная визитница может сильно испортить мнение собеседника о вас. Поэтому продумайте заранее свой образ и аксессуары. Но не старайтесь поразить всех напускным шиком и лоском — очень заметно, если человек надел дорогой костюм и часы, но не умеет их носить.
- Если список гостей на мероприятии известен, составьте список людей, с которыми хотите познакомиться. Изучите их биографию, послужной список, придумайте ряд тем, которые вы могли бы обсудить. На самом мероприятии попросите общих знакомых представить вас или представьтесь сами. Обязательно напишите им follow up после мероприятия.
Нельзя недооценивать деловое общение
Нетворкинг по-американски — это особый способ делового общения, в котором каждый из собеседников старается познакомиться с как можно большим количество потенциально полезных людей.
Если вкратце, то нетворкинг по-американски — это:
- Работа. На мероприятия ходят, чтобы знакомиться и нарабатывать контакты. Никаких развлечений и отдыха.
- Скоростное мероприятие. Уделить только 3–5 минут одному человеку — это нормально. Больше — не имеет смысла. Количество знакомств куда более важно, ведь продолжить их вы можете и позже, а вот обеспечить первый контакт нужно на самом мероприятии. И чем больше будет «первых контактов», тем лучше.
- Максимум общения. В США на мероприятиях общаются в несколько раз интенсивнее, чем на аналогичных российских форумах. Но обсуждают не только работу и околорабочие темы. Есть место шуткам, беседам о спорте, обсуждению новостей, глобальных идей и проектов. Но это всё в небольших дозах и в качестве отвлечения, ведь основная цель — это наработка полезных связей.
- Business first. Даже если человек — закрытый интроверт, который тяжело сходится с людьми, он пересилит себя и на конференции будет общаться на одном уровне с открытыми экстравертами. В концепции business first потребности бизнеса — прежде всего. А личные переживания — это вторично.
Этих особенностей не хватает российскому нетворкингу, ведь на конференциях большинство специалистов предпочитает отсиживаться в углу или проводить время в знакомой компании. А ведь один 3-минутный разговор может вполне превратиться в выгодный контракт на сотни тысяч долларов. Хорошее вложение времени, не так ли?
Так что американцы знают о нетворкинге явно больше нас. Но ведь никогда не поздно изменить эту тенденцию и получать максимум пользы от деловых знакомств.
Рекомендуем:
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.