Как Microsoft взламывает прокрастинацию с помощью соцсетей и микрозадач
Ну кто откажется работать работу, залипая в соцсетях?
В прошлом году команда Microsoft Research создала ИИ, который анализирует работу над документами Microsoft Word и разбивает большие задачи (доработать текст) на микрозадачи (упростить предложение, исправить ошибку или согласовать правку). Затем специальный плагин для Google Chrome распределяет эти микрозадачи по новостной ленте Facebook — по одной такой задаче на каждые 2000 пикселей. В итоге сотрудник скролит новостную ленту (отдыхает) и мимоходом решает простые задачи (работает), а ИИ подхватывает изменения и автоматически вносит правки в оригинальный документ Microsoft Word.
И всё это называется микропродуктивностью.
Если вам кажется, что работать в таком режиме — безумие, ребята из Microsoft с вами не согласятся. «Такая работа кажется отдыхом, — говорит один из участников эксперимента, — а в обычном режиме я бы просто висел на Facebook».
Не менее важно, что концепция микропродуктивности всерьёз занимает производителей коммерческого софта. А значит, вскоре вы тоже сможете использовать такой подход в повседневной работе.
Микропродуктивность
По словам адептов микропродуктивности, это «эволюционный ответ» на специфику современной работы с её мультизадачностью и бесконечными отвлекающими факторами. В среднем нам нужно 25 минут, чтобы полноценно включиться в задачу после отвлечения. А согласно исследованию профессора Глории Марк из Калифорнийского университета, во время работы за компьютером мы отвлекаемся каждые 47 секунд.
Казалось бы, очевидный выход — прокачивать «психологическую внимательность» или осознанность. За последние годы вокруг понятия mindfulness выросла колоссальная индустрия, и в одних только Штатах так называемый рынок медитации может достичь 2,08 млрд $ уже к 2022 году. Но что, если научиться втискивать задачи в разломы, где блуждает наше внимание, когда фокус потерян?
Принципы микропродуктивности: задача должна найти пользователя, а не наоборот. Большие задачи должны быть грамотно разбиты на микрозадачи. Одна микрозадача должна занимать минимум времени, в идеале — 30 и менее секунд.
Эксперимент с лентой новостей оказался настолько удачным, что Microsoft планирует добавить микрозадачи в Word для всех пользователей. Во время работы можно будет выделять блоки, требующие доработки, отмечая их символом @. Далее система автоматически оформит микрозадачу и отправит запрос на почту пользователю или его коллегам. А ответ на письмо с микрозадачей автоматически превратится в правку в вордовском документе — и никаких «скопировать + вставить», открытых окон и сотых по счёту вкладок браузера.
Похожий эксперимент Microsoft провела в 2018 году с приложением Play Write, которое агрегировало микрозадачи на мобильных устройствах. Но кому нужно ещё одно приложение, когда их и так слишком много? Да и потом, как верно заметил генеральный менеджер Office 365 Роб Ховард, электронная почта по своей сути — это копилка микрозадач. Звучит логично, хоть и вызывает массу вопросов. Действительно ли email лучше мессенджеров и соцсетей? Какие задачи можно разбивать на микрозадачи, а какие — нет? Как корректно оценить эффективность этой разбивки? Много вопросов. И мы не сможем на них ответить, пока не развернём действительно масштабный эксперимент.
Меж тем Microsoft определённо любит слова, которые начинаются на «микро»: микрозадачи, микропродуктивность, микромоменты. Неудивительно, что именно эти понятия легли в основу их дизайн-системы Fluent.
Fluent Design
По словам Джона Фридмана, вице-президента Microsoft по дизайну, во время разработки Fluent-дизайна компания отталкивалась от опыта «мобильных» рынков вроде Индии и Китая, где преобладают пользовательские сценарии mobile-first и mobile-only. Плюс дизайнеры использовали наработки подразделения Microsoft Research, касающиеся в том числе микрозадач.
И в этой связи интереснее всего попытка Fluent-дизайна создать для пользователя максимально органичный опыт, основанный на микромоментах. Суть в том, чтобы уйти от концепции приложений-комбайнов в сторону эдаких конструкторов, которые учитывают контекст, меняются динамически и подсвечивают функции, важные пользователю здесь и сейчас.
Фридман говорит, что хоть пользователь проводит со смартфоном порядка четырёх часов в день, средняя длительность сеанса на мобильном устройстве составляет меньше 30 секунд. Амбициозная задача Fluent Design — сделать эти полминуты максимально продуктивными. Как? Правильно: весь UX следует оптимизировать под микрозадачи — так же, как это удалось сделать во время эксперимента на Facebook.
Что дальше?
Микропродуктивность — тренд спорный, и прежде чем мы сойдёмся на том, что это удобно и полезно, необходимо куда больше исследований и успешных кейсов. Но попыток хватает: вспомните миллион расширений для браузеров, которые вместо пустой или попросту неинформативной новой вкладки открывают словари, списки дел или канбан-доски с вашими закладками.
Другой пример: инициатива команды из Массачусетского технологического института, которая попыталась использовать время простоя — когда вы едете в лифте или ждёте, когда коллега ответит в мессенджере — для микрообучения.
Действительно, почему бы не подтянуть французский, пока Корин набирает сообщение?
В среднем пользователи WaitChatter для GСhat выучивали по четыре новых слова в день — отличный результат!
Кстати, с микрообучением дела обстоят куда лучше, чем с микрозадачами. В этой индустрии уже есть свои герои — например, сервис Duolingo, которым и вдохновлялись исследователи МТИ. Чего не хватает микрозадачам, так это бесшовной интеграции в рабочий процесс.
И тут всё упирается в способности ИИ. Когда искусственный интеллект научится корректно разбивать большие задачи на микрозадачи, можно легко представить мир запредельной продуктивности.
В этом мире видео с котиками, смешные твиты и сообщения в мессенджерах чередуются с микрозадачами.
Их достаточно, чтобы дело не стояло на месте. И при этом их не слишком много, чтобы не казалось, будто работа вклинивается в твою личную жизнь. Ну кто откажется быть продуктивным, залипая в социальных медиа?
С другой стороны: разве электронная почта — эта копилка микрозадач — и так не пожирает массу рабочего времени? Действительно ли микрозадачи заполнят разломы между продуктивными эпизодами? Или попросту сделают всю нашу работу ещё хаотичнее? Коллеги из Microsoft считают, что микрозадачи работают. А что думаете вы? Близок ли вам их подход? Если нет, то какие видите альтернативы?
Источник фото на тизере: Фотобанк Photogenica