Может ли крутой сммщик научиться чему-то ещё на онлайн-курсах
Эксперты ведущих компаний в диджитал-индустрии и преподаватели курса «SMM-менеджер» в Нетологии рассказывают, с чем связано негативное отношение к онлайн-курсам по SMM и каким должен быть идеальный курс для продвинутых специалистов.
Считается, что на онлайн-курсах можно быстро освоить профессию SMM-специалиста с нуля — когда человек совсем ничего не понимает в SMM. Так он становится джуном, растёт до миддла. И кажется, что он уже знает всё — чему ещё он может научиться? При этом попытки обучения на курсах для продвинутых часто оборачиваются разочарованием и негативом.
Почему специалисты негативно относятся к онлайн-курсам по SMM
|
|
Евгений Ищук
Генеральный директор агентства Control Digital |
|
Я могу выделить несколько причин, почему вокруг онлайн-курсов так много споров и негатива.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
На рынке много курсов по SMM, создатели которых позиционируют их как продвинутые. Но на самом деле они такими не являются. Потому что хороший и опытный специалист варится в своей профессиональной области, а не находится в вакууме.
В процессе работы он постоянно узнаёт новые фишки, тестирует новые механики, инструменты и занимается самообразованием, подписываясь на тематические сообщества, паблики и тг-каналы. В этой связи сложно подобрать курс, программа которого состояла бы из новой для него информации хотя бы на 50–60%.
В сфере SMM найти мидлов сложно. Есть джуны и сеньоры. Например, когда я собеседую сммщиков, я в большинстве случаев вижу, что кандидат либо ещё совсем новичок, либо уже опытный специалист. И большинству онлайн-курсов трудно уловить эту грань — попасть именно в целевую аудиторию не сеньоров, а мидлов, которым курс был бы полезен.
Есть просто огромное количество курсов по SMM, которые не отвечают потребностям рынка. Речь об «инфобизнесменах», цель которых не обучить, а получить быструю прибыль за счёт неразборчивости аудитории. Таких курсов, к сожалению, очень много. Из-за этого создаётся фоновое недоверие к онлайн-образованию в целом и образованию в SMM в частности.
Почти каждый фрилансер, который сам только недавно узнал о работе с соцсетями, начинает создавать и продавать собственные «учебные» программы. В итоге рынок напоминает болото.
|
|
Антон Астафуров
Операционный менеджер TikTok Russia |
|
Если специалист среднего уровня учился SMM не на курсах, а на собственных ошибках и практике, зачастую он уже чувствует себя экспертом, с недоверием относится к чужому опыту и не готов платить за обучение. Тем более, если ему обещают золотые горы при минимуме усилий — опытный специалист понимает, что такого не бывает.
Чтобы заслужить доверие, образовательная платформа должна продемонстрировать действительно достойные кейсы и высокий перфоманс. Нужно показать, что опытного специалиста ещё можно научить дополнительным и важным навыкам. И серьёзные онлайн-платформы делают это в рамках бесплатных марафонов или открытых занятий. Чего не могут себе позволить большинство создателей некачественных курсов по SMM или те же «инфобизнесмены».
Основа негативного отношения заключается в отсутствии возможности предварительно ознакомиться с программой курса бесплатно. Потому что люди не понимают, чему их может научить курс, к какому конкретному результату приведёт обучение.
Завлечь опытного специалиста общими формулировками — практически невозможно. Другое дело, если показать конкретные цифры, кейсы или результаты работ выпускников курса.
Каким должен быть идеальный курс для опытного SMM-специалиста
|
|
Евгений Ищук
Генеральный директор агентства Control Digital |
|
Идеальный курс должен быть заточен под конкретные потребности специалистов. Это касается формирования самой учебной программы курса. Многим курсам не хватает модульности, когда специалист выбирает для изучения те направления, которые ему хочется изучить.
На базовом уровне мы понимаем, что нужны копирайтинг, начальные навыки работы с дизайном, настройка таргетированной рекламы и многое другое. Но создать стандартный курс для уже не начинающих сммщиков проблематично, так как их потребности могут сильно отличаться. И проблема в том, что конкретный специалист хочет изучить определённый навык и не тратить время и деньги на то, что уже знает.
Например, один сммщик, который ведёт сообщества и делает изображения для постов в простейших редакторах, хочет освоить Photoshop, чтобы сделать что-то более сложное. Другой хочет освоить видеоредакторы и создавать видеоконтент. Третий хорошо разбирается в таргете, но хочет научиться делать сквозную аналитику. Понять, что в головах у этих людей очень сложно. Идеальный курс — тот, в котором специалист может выбрать именно те направления, которые его интересуют. Но пока таких курсов на рынке практически нет.
|
|
Антон Астафуров
Операционный менеджер TikTok Russia |
|
Идеальный курс будет обладать тремя основными качествами.
Постоянное обновление информации
Потому что площадки меняются еженедельно, появляются новые настройки, например, для таргетинговой рекламы. Дополнительно возникают новые продукты, такие как TikTok. Ребята, которые переходят на уровень выше, начинают следить за рынком. И идеальный курс должен быть таким же гибким — постоянно дополняться и обновляться, чтобы соответствовать актуальным трендам и релизам.
Больше прикладной информации
Идеальный курс для опытных SMM-специалистов более сложный и комплексный. Он глубоко знакомит специалистов с разными отраслями SMM. Если человек прошёл уровень джуниор, он понимает, что в SMM есть взаимодействие с инфлюенсерами, таргетинг, работа с мессенджерами. Скорее всего он уже практиковался в их использовании. Но тот же таргет — направление, в которое можно углубляться бесконечно.
Интерактив и онлайн-тренажёры
Эти инструменты нужны, чтобы пользователь имел возможность почувствовать себя в роли топового сммщика и уже во время обучения пробовал решать задачи более комплексные, чем те, которыми он занимался до этого.
Каких навыков не хватает опытным SMM-специалистам для выхода на новый уровень
|
|
Евгений Ищук
Генеральный директор агентства Control Digital |
|
Проблемы могут быть разные.
Первая проблема уже не начинающих сммщиков — они не понимают, какое место SMM занимает в маркетинге компании, как их зона ответственности пересекается с работой других специалистов и как они взаимодействуют с другими каналами. То есть такие профи работают строго в своей маленькой области, но не видят всю систему в целом.
Вторая самая распространённая проблема — тексты. Например, кандидаты на вакансию сммщика присылают мне CV и примеры работ, а там полчища слов-паразитов, бессмысленных выражений и словесного мусора. Из всех кандидатов 80% пишут плохо.
Кто-то может сказать, что написанием текстов занимается копирайтер. Но как тогда SMM-менеджер контролирует их работу, если он сам не понимает базовых принципов написания текстов?
Помимо этого, опытный SMM-специалист должен иметь широкий кругозор, знать не только как вести сообщество и общаться с аудиторией, но и разбираться в системах аналитики, уметь работать с таргетированной рекламой. Причём не только во ВКонтакте, но и в Instagram, Facebook, MyTarget — везде, где только она может быть.
Стоит упомянуть и про умение работать с командой, организовать эту работу, ставить цели и достигать их.
Идеальный SMM-специалист напоминает мне человека эпохи Возрождения — он сочетает в себе универсализм и широкие знания.
|
|
Антон Астафуров
Операционный менеджер TikTok Russia |
|
Большинство SMM-специалистов на определённом этапе развития становятся экспертами. И кажется, что они лучше всех могут настроить рекламную кампанию с минимальным ценником за переход. Но и таким специалистам не хватает практики. И чаще всего это неосознанная потребность в более профессиональных примерах.
Например, специалист заводит кампанию по продвижению контента, и CPM выходит 70 рублей. В целом по рынку неплохой ценник. Но всегда найдутся профессионалы, которые запустят более эффективную рекламу в два раза дешевле. Поэтому это история про вечное обучение новому. Даже опытным сммщикам не хватает именно лайфхаков, которые могли бы повысить производительность и привести к очевидной выгоде.
Самообразование или курсы
|
|
Евгений Ищук
Генеральный директор агентства Control Digital |
|
При прочих равных условиях (если мы считаем, что специалист получает одинаковые знания в обоих случаях) главный плюс самообразования — экономия денег. Курсы же дают систематизированную информацию, общение с преподавателями и возможность задать интересующие вопросы.
Тут уже каждый решает сам, что для него лучше. Я вижу выход в комбинации этих подходов — нет смысла идти на обучающий курс, если вся информация лежит на поверхности. Но и тратить полгода на то, чтобы разобраться самостоятельно в азах или крайне сложных вопросах, тоже не стоит.
Когда специалист достиг определённого уровня, ему остается только поддерживать его. Это сделать довольно просто — достаточно тестировать все новые инструменты, механики и подходы, а не довольствоваться исключительно «старым и проверенным». Кроме этого, важно подписываться на актуальные новости SMM и знать, где какую информацию брать.
Если говорить про минимальный набор источников, это:
- Gurov Digital (работа с Instagram, Facebook, TikTok);
- ВКонтакте для бизнеса;
- Insideok (работа с Одноклассниками).
Остальные сообщества и каналы рекомендую подбирать под свои задачи.
|
|
Антон Астафуров
Операционный менеджер TikTok Russia |
|
Онлайн-курсы — это прежде всего экономия времени, структурированный продукт и определённое количество контента и часов, за которые этот контент нужно освоить. На выходе человек становится специалистом с более широким кругозором.
Прежде чем покупать курс, важно изучить всё, что есть в бесплатном доступе: ознакомительные видео онлайн-платформ, статьи, блоги. Это поможет впоследствии избежать негативного впечатления от платного обучения. Потому что можно заранее узнать, что реально нужно изучить и что из этого будет в учебной программе.
Дополнительный плюс обучения на курсе — прямое общение с преподавателями (как правило, топовыми экспертами в индустрии) и комьюнити. Чем больше точек зрения на одну и ту же проблему, тем более гибким становится специалист. Например, у вас не запустилась реклама на Facebook и вы закидываете в чат с преподавателями и однокурсниками вопрос. И вам помогают, быстро и с разных сторон. Либо вы сами становитесь тем, кто поможет другим с проблемой. Ценно, когда в любой момент можно получить обратную связь и при этом не стесняться ошибок и вопросов.
|
|
Екатерина Белозёрова
SMM-менеджер Нетологии |
|
Сммщик — специалист с двумя головами: одна голова отвечает за ежедневную рутину, а другая за то, чтобы постоянно придумывать новый формат или подачу контента. Это связано с тем, что в SMM всё очень быстро меняется и нельзя каждую неделю идти по одному и тому же контент-плану. Нужно постоянно следить за показателями, быстро на них реагировать и генерировать идеи.
Обучение на курсах для SMM-специалиста — возможность посмотреть на рутину по-новому.
Когда ты один варишься в ежедневных задачах, сложно вынырнуть на поверхность и посмотреть на всё со стороны. И курсы позволяют собрать мнение других людей или узнать, что они делают привычные вещи совсем по-другому. И в результате прийти к собственному решению.
SMM в зависимости от компании может быть разным. Какие-то инструменты не используются совсем или используются не в полной мере. Многие опытные SMM-щики работают по принципу «как сами научились, так и делаем». Посмотреть на опыт и подходы других экспертов — это ценно. На курсе ты находишь людей, которые с тобой на одной волне, и все вместе вы обмениваетесь позитивным опытом и факапами. Это особенно полезно, когда ты единственный SMM-специалист в компании или старший в совсем маленьком SMM-отделе, и тебе не у кого учиться.
Источник фото на тизере: Nathan Bingle on Unsplash
Рекомендуем:
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.