Голуби, страусы, ястребы: как бренду общаться с аудиторией в кризисной ситуации
Постапрельские тезисы: что сегодня происходит с аудиторией и как на это реагировать брендам.
Разбираемся вместе с Александром Дмитриевым, руководителем отдела стратегических разработок 19agency84.
Что происходит с аудиторией
У всех, кто отвечает за коммуникации бренда с потребителями, сегодня больше вопросов, чем ответов — и это можно понять. О чём говорить, как преподносить информацию, как не открыть в комментариях портал в ад?
В такой нестабильной ситуации правильных ответов не существует. Но мы всё ещё можем использовать свои глаза, уши и хвост, чтобы сохранять ориентацию в пространстве: наблюдать за ситуацией, анализировать происходящее, делать выводы и поступательно двигаться вперёд.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Смотрим на аудиторию. Да, у нас есть вопросы и задачи, специфичные для разных групп потребителей. Но с другой стороны — паттерны поведения у многих людей схожи. Сейчас это особенно видно. Наблюдая за апрельской ситуацией в соцсетях, мы сегментировали пользователей на три аудитории: голубей, страусов и ястребов.
Голуби. Голубям свойственны рефлексия и депрессия. Они познают мир через осознание и сочувствие. Это ребята, которые пытаются рассмотреть все возможные варианты развития событий и делятся с близкими неутешительными прогнозами. Чего ожидают от мира — сочувствия и человечности.
Страусы. Страусы погружаются в непонимание и отрицание, блокируют потоки входящей информации. Дискуссии и дебаты — точно не к ним. Внешние обстоятельства не меняют их распорядок дня, планов и установок — всё идёт по накатанной. И ценят они тех, кто помогает сохранить эту стабильность вокруг или хотя бы видимость стабильности.
Ястребы. Ястребы движимы мотивами отмщения и справедливости. Они точно знают, кто прав, кто виноват, и готовы нести это знание в массы. Вы скорее всего хорошо видите, у кого из ваших знакомых такое воинственное настроение. Всегда в поиске единомышленников, готовых проявлять героизм и продолжать борьбу.
Среди вашей аудитории есть представители каждой из групп — от 10% и больше. Численность нестабильна: мы видим, как люди переходят из одной группы в другую. Наблюдайте за внешними маркерами, держите руку на пульсе.
Сейчас главная задача любого бренда — найти объединяющие сообщения и смыслы.
Для этого важно понимать, что и голуби, и страусы, и ястребы движимы одинаковыми мотивами — общечеловеческими ценностями. Благополучие близких, добро и уважение, счастье и свобода — это то, что волнует самых разных людей: тех, кто переживает глубоко в себе, и тех, кто оставляет десятки комментариев в поисках ответов.
Об этих ценностях и нужно говорить — наступает время гуманизма, эмпатичных, спокойных и этичных коммуникаций, поддерживающих полезных решений. Дополнительных гуманистических ценностей помимо тех, что уже были заложены раньше, в стандартных продуктовых предложениях. Бренды, которым удаётся предложить и воплотить такие решения, получают ту самую лояльную аудиторию, о которой все говорят в своих стратегиях.
Как выстраивать коммуникации
Подсушить эмоции
Даже если ваш бренд сейчас чувствует себя хорошо и у вас нет личных причин отказываться от радостного тона в пользу чего-то более сдержанного, позаботьтесь о своей аудитории. Когда ты завален разными по масштабу проблемами и тревогами, хочется заботливого спокойного общения, а не радостных, игнорирующих всё на свете восклицаний «всё будет хорошо!». Станьте для пользователей таким островком безопасности.
-
Старайтесь не делать предположения за аудиторию.
Решили перевести всю аудиторию в Телеграм? → Мы решили перевести всю аудиторию в Телеграм, но потом отказались от этой идеи. Рассказываем, почему. -
Убираем конструкции на вопросах-тизерах.
КАК ПОЛУЧИТЬ КЕШБЭК? → Как получить кешбэк. -
Уменьшаем количество эпитетов (особенно эмоциональных) или избавляемся от них.
В это прекрасное солнечное утро → Сегодня. -
Не оцениваем себя, свой продукт, результат своей работы.
Предлагаем отличное решение... → 3 способа быстро сварить кашу. -
Старайтесь делиться хорошим и светлым.
Удерживаем цены, проводим акции, сохраняем рабочие места. -
Больше твёрдых и устойчивых данных (если они есть).
Все компании уходят из России → На 1 апреля в России приостановили деятельность 487 компаний.
Отказаться от отложенного постинга
Забудьте о постах и пуш-уведомлениях, которые настраиваются заранее. Если вы не перевели коммуникации в тактический режим, самое время сделать это и постоянно следить за инфополем. Иначе может случиться казус. Один из банков прислал сообщение о том, что «сейчас самое время стать инвестором» прямо во время обрушения биржевых индексов и закрытия бирж.
Найти дополнительную миссию
Объединение и поддержка — то, что людям сейчас нужно, и то, что бренды могут дать. Знаете, как помочь аудитории — сделайте это прямо сейчас. Предложите людям площадку для общения друг с другом: в формате клуба жильцов или гастрономического конкурса. Откройте круглосуточную горячую линию, если вопросы идут нон-стоп. Продлите срок действия услуг, до которых сейчас могут просто не дойти руки. Просто по-человечески помогайте.
А если подождать ещё и ничего не публиковать?
Нет, не сто́ит. Молчание было оправдано только в первые недели.
Лучше переходите к тактическому управлению: в моменте обновляйте сообщения, корректируйте tone of voice, аккуратно тестируйте новые решения, следите за реакцией аудитории. Оставайтесь на связи — с клиентами, коллегами и партнёрами. Мы все нужны друг другу.
Рекомендуем:
- Как перевести digital-маркетинг в антикризисный режим
- Stay digital: почему брендам важно сохранить интернет-рекламу
- «Аудитория застряла в цифровой трещине»: 5 антикризисных типов контента
- Как адаптировать коммуникацию с аудиторией к текущей ситуации: 5 советов от профи
- Каскадная коммуникация: как достучаться до клиентов даже в кризис и сэкономить деньги
- 7 типов клиентов: как найти подход к любому
Присылайте свои комментарии к ситуации на digital-рынке (короткие или развёрнутые, во втором случае сделаем вам полноценную колонку в статейной ленте Коссы):
Email: 42@cossa.ru
Телеграм: @cossawer
VK: vk.com/cossa
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.