Зачем вам стратегия? Рассказываем в 5, 50 и 500 словах
Увлекательно и кратко о важности стратегии.
Однажды стратег увидел, что спустя год его презентацию на 507 слайдов открыла неопознанная неясыть, и от радости ушёл в ретрит.
Привет! На связи контент-бюро «Ишь, Миш». За год мы создаём от 12 до 15 стратегий для соцсетей новых клиентов и пару раз стабильно слышим: «А это точно нужно? Давайте сразу запустимся, времени на раскачку нет».
Увы, сразу нельзя. В этой статье разбираемся, почему без стратегии никуда и что будет, если о ней позабыть, — в 5, 50 и 500 словах.
В 5 словах
Планирование, организация, контроль, мотивация, координация.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
В 50 словах
Вам нужна стратегия, чтобы:
-
видеть чёткий план развития соцсетей с цифрами и прогнозами. Без расплывчатого «ну давайте больше подписчиков»;
-
организовывать работу подрядчиков и бесшовно заменять их на новых, если что-то не нравится;
-
контролировать KPI и быть уверенным, что бюджет не тратится впустую;
-
знать, что будет завтра, через месяц, через полгода.
В 500 словах
Дадим слово стратегу Диме — именно он ежемесячно составляет и защищает 1–2 стратегии для новых клиентов. И потом пускает скупую мужскую слезу, когда видит, что ими реально пользуются.
Зачем нужна стратегия
Для бизнеса есть два глобальных преимущества стратегии:
-
Понимание, как развивать коммуникацию. Если вы не знаете, зачем ведёте свои аккаунты, или просто копируете конкурентов из ниши, значит, ваши цели слишком общие и размытые («хотим больше подписчиков и больше продаж»). Так работать не будет.
-
Независимость от одного подрядчика. Стратегия — это документ, в котором чётко написано, кто мы, куда и откуда идём. Если захочется расстаться с агентством, которое чем-то не угодило, то другое бесшовно продолжит работу по имеющимся данным. Иначе смотри басню Крылова «Лебедь, рак и щука».
Для агентства плюсов, кажется, ещё больше:
-
Планирование и прогнозирование. Соцсети — это игра вдолгую, особенно если мы говорим про построение знания и создание лояльного комьюнити — «адвокатов бренда». При долгосрочной работе на полгода—год без плана никуда не деться.
-
Наглядная презентация. Стратегия — это не только про цифры, но и про облик ваших соцсетей: как мы говорим, что говорим, что показываем. Чем понятнее это клиенту на старте, тем меньше вопросов и сложностей возникает при согласовании работ.
-
Возможность передать работу другому специалисту. Когда мы получаем готовую стратегию, то изучаем её, быстро понимаем деятельность компании и конкурентов и спокойно приступаем. Ещё это помогает моментально передать дела, если кто-то из коллег ушёл в отпуск или уволился.
Когда нужно заглядывать в стратегию
Если всё так хорошо, почему на стратегию забивают?
Окей, стратегия сдана. Иногда после этого у клиента и агентства возникают «обстоятельства непреодолимой силы», из-за которых всё летит в тартарары. Например, если клиент:
-
не видит эффекта «вау» через 17 минут после старта работ и сразу просит вернуть старую схему (ну работала же как-то!);
-
не понимает, зачем вообще стратегия. Такое случается, когда подрядчик не смог объяснить представителю клиента всё то, о чём мы пишем выше;
-
не может реализовать задуманное. Обычно так бывает, если отдать стратегию большого агентства на подряд сммщику-фрилансеру, а тому некогда читать — ночью таргет, утром посты, днём массфоловинг;
-
меняет планы развития компании, не предупреждая подрядчика.
У нас нет волшебной таблетки, чтобы мотивировать клиента и самим вдохновиться на чёткое следование плану. Но можете сказать так:
«Иван Иванович, если мы будем идти по стратегии, то придём вот сюда — смотрите, какой чёткий и измеримый результат. Вам будет понятно, что вы получите, а нам понятно, что мы делаем. И никаких сюрпризов».
Или просто дайте ссылку на эту статью. 555 слов, объясняющих важность стратегии, — это довольно весомый аргумент.
Релевантный опыт: 12 базовых стратегических вопросов от агентства Heads’made
|
|
Рассказывает Ольга Сивкова, генеральный директор агентства Heads’made
|
|
Без стратегии коммуникации как таковые существовать не могут — это связующее звено между организацией (брендом), её стейкхолдерами и целевыми аудиториями. Работа над ней позволяет выявить и сформулировать проблему, которую нам предстоит решать, найти ответ на тот самый вопрос «Зачем?». Зачем вообще нам нужен тот или иной коммуникационный проект не с точки зрения целеполагания, а с точки зрения целесообразности.
Если в рамках разработки стратегии вам удалось сформулировать не поверхностную, а подлинную глубинную проблему, которую можно решить при помощи коммуникаций, вы уже сделали это упражнение не зря.
Строго говоря, чтобы стратегия состоялась, она должна предлагать ответы на 12 базовых вопросов, в общих чертах описывающих коммуникационный проект.
-
«Зачем?» — предпроектная аналитика, определение проблемы.
-
«Что?» — цель и задачи кампании.
-
«Кому?» — целевые аудитории.
-
«Что сообщаем?» — идеологемы, ключевые сообщения.
-
«Кто?» — кто сообщает.
-
«Каким образом?» — принципы кампании, методы работы с инфоповодом, используемые каналы коммуникации.
-
«С помощью чего?» — креативное наполнение и инструментарий реализации.
-
«Когда?» — сроки и этапы реализации.
-
«Где?» — не только география.
-
«Сколько?» — бюджет кампании.
-
«Что получим?» — ожидаемый результат.
-
«Как измерим?» — KPI.
Если вы сможете сформулировать для себя ответы хотя бы на первые 5 вопросов, то получите стратегическое видение коммуникационного проекта в первом приближении. Остальные 7 вопросов носят скорее тактический характер, и ответы на них зависят от рамки, задаваемой этим видением.
Тут важно сказать, что
как только стратегия принята и начинает реализовываться, она теряет свою актуальность.
Как известно, ни один план не выдерживает столкновения с реальностью.
Основная польза стратегии — как раз в работе над ней,
потому что эта работа позволяет многое понять про организацию, её цели, коммуникации и среду, в которой она находится.
Что ещё почитать о стратегиях
- Как готовить стратегию для продвижения бизнеса в период неопределённости. И нужно ли
- Как ритейл меняет маркетинговые стратегии, добивается роста продаж и развивает программы лояльности несмотря ни на что
- Медийка 2022: про стратегии, brandformance и brand safety, форматы, платформы и всё-всё-всё
- 7 шагов для построения эффективной коммуникационной стратегии в CDP
- Профессиональный контент для фармы: пошаговая стратегия
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.