О чём говорят закупщики? Как прошёл митап «Закупки в digital. Web-продакшн»
15 марта диджитал-агентства «ДАЛЕЕ» и The Digital Club провели митап по вечнозелёной теме закупок в диджитале. В этой статье собрали, о чём рассказывали спикеры, что обсуждали на пленарной сессии, а затем и в кулуарах.
Мероприятие состояло из нескольких частей.
- Программа с традиционными докладами от спикеров.
- Пленарная сессия.
- Нетворкинг.
Что рассказали докладчики
|
|
Сергей Проус
JTI |
Сергей Проус из Japan Tobacco International предлагал слушателям воспринимать тендер не просто как задачу, а как целый путь, который проходят команда заказчика и подрядчиков. При этом он рассказывал о процессе закупок с точки зрения клиента.
В процессе участвует много отделов в зависимости от ситуации и специфики.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
«У отделов разные KPI и повестка дня, они могут обладать как высоким уровнем доверия внутри, так и низким. И это будет сильно сказываться на тендере. <…> Лучший способ провалить тендер — это не договориться внутри о его цели. Плохо, когда между участниками процесса нет согласия. Простой пример: директор хочет недорогое и оперативное агентство, а CMO хочет современную, модную и дорогую команду. Это противоречие чревато конфликтами уже внутри тендера».
Также спикер рекомендует перед входом в тендер изучить продукты и команду клиента: их развитость, последние новости о них — например, статьи или выступления, профили компании и команды в социальных сетях, счётчики на сайтах и другое.
Хорошим правилом для стороны клиента Сергей считает обратную связь для тех, кто не победил в тендере.
«Я верю, что этим можно сделать индустрию лучше, рассказав, какие были ошибки. Этим можно наладить отношения, можно взять кого-то на заметку в будущее. Если вы клиент и попробуете это сделать, то удивитесь, как это будет ценно».
|
|
Сергей Михалев
Управляющий партнёр «ДАЛЕЕ» |
Сергей Михалев, управляющий партнёр «ДАЛЕЕ», рассказывал о том, как, будучи на стороне подрядчика, эффективно оценивать и участвовать в тендерах. Агентства грешат тем, что идут сразу во все тендеры и везде пытаются выиграть. Это особенно свойственно новым игрокам. Однако такой подход ведёт к убыткам.
В докладе была приведена оценка по часам и деньгам на одно тендерное задание (ТЗ). См. слайд из презентации ниже. Спикер также подчеркнул, что тендерное задание агентству стоит воспринимать как полноценный проект. Стоимость одного ТЗ составляет 428 000 рублей.
А все затраты на тендер по одному контракту составляют порядка 1 000 000 рублей при вероятности выигрыша 40%. Чтобы отбить эту стоимость необходимо заключить договор на сумму от 5 350 000 рублей при маржинальности 20%. Эти данные в «ДАЛЕЕ» собрали на основе анализа всех тендеров за 2022 год.
Спикер также поделился ситуациями, при которых не рекомендует участвовать в тендерах.
-
Когда в рамках тендерного задания необходимо сделать несколько вариантов объёмной страницы, например, главной или каталога.
-
Когда в рамках ТЗ нужно сделать слишком много разных страниц: и главную, и ЛК, и каталог, и страницу с отзывами и так далее.
Когда просят сверстать сразу готовую страницу, например, с оплатой или другой функциональностью. -
Когда даются нереалистичные сроки на исполнение задания.
-
Когда тендер разбит на несколько других и для каждого есть свое ТЗ.
Отдельно приводим рекомендации из доклада.
-
Выбирайте в участники подрядчиков сопоставимого уровня, используйте RFI для предварительного отбора, не раздувайте количество участников тендера.
-
Формулируйте критерии оценки предложения. Распределяйте вес по разным критериям, избегайте излишнего перекоса в сторону какого-либо одного критерия.
-
Обозначайте, что получит победитель — в виде детального объема работ либо фиксированного бюджета на проект.
-
Выстраивайте тендерный процесс таким образом, чтобы была возможность сделать индивидуальный брифинг, дебриф и встречу по тендерной презентации с каждым участником.
-
Демонстрируйте представительность клиентской команды на тендере участием разных бизнес-структур и иерархий
-
Не перегружайте тендерное задание. Старайтесь сделать так, чтобы тендерное задание показывало подход и процесс агентства, а не какой-то элемент производства.
|
|
Андрей Терехов
CEO RUWARD/COSSA |
|
Андрей представил свой взгляд как участника, который выступает посредником между заказчиком и подрядчиком. Он сосредоточился на том, как выбрать подрядчика на услуги web-продакшна.
«Диджитал-рынок специфичный и не похож на другие. Вот возьмём задачу: относительно крупной компании нужен простой корпоративный сайт. Небольшое региональное агентство поступит так: поставят джунов разработчиков и дизайнеров, получающих по 50 000 рублей. Они оценят задачу: неделя на проектирование, неделя на дизайн, две недели на программирование и еще неделя на отладку и запуск. Общая оценка проекта будет в районе 200 тысяч рублей. Крупное агентство из Москвы выделит на эту же задачу специалистов уровня middle+ и даже senior, заложат больше времени на качественную проработку каждого этапа работ. Вместе со всеми расходами общая оценка подобного проекта составит уже несколько миллионов рублей. И это даже не крайние случаи, это стандартная ситуация на диджитал-рынке».
Своё выступление спикер сконцентрировал на моделях ценообразования на диджитал-рынке, чтобы помочь бизнесу понять, как оценивать предложения подрядчиков, а агентству — выдавать адекватные сметы на услуги.
«Агентский бизнес — это сфера услуг. Глобально он ничем не отличается от парикмахерской или от юридической конторы. Продакшен или агентство продаёт время своих сотрудников. ФОТ — основная статья расходов».
А вот на какие показатели Андрей советует обращать внимание при выборе подрядчика вместо традиционных: выручки, штата, клиентов и отзывов.
После последнего спикера началась пленарная дискуссия. Проблемы тендеров обсуждали:
- Александр Лебедев, директор по маркетингу «ГК ФСК»;
- Ирина Корнеева, директор по региональному маркетингу «Додо Пицца»;
- Анатолий Денисов, главный редактор «Рейтинга Рунета»;
- Андрей Лебедев, CEO агентства «СКОТЧ»;
- Елена Пройдисвет, аккаунт-директор «ДАЛЕЕ»;
- Виталий Шахматов, digital CMO Hoff;
- Папырин Иван, Head of indirect procurement (тендерные закупки) «Ив Роше».
На обсуждении было вынесено три вопроса.
- Какая основная проблема в проведении тендеров?
- Какие решения существуют?
- Каковы три основных критерия выбора подрядчика?
Обсуждение длилось порядка 1,5 часа. В тексте приводим наиболее интересные цитаты спикеров.
|
|
Анатолий Денисов
Главный редактор CMS Magazine и «Рейтинга Рунета» |
«С тендерами раз в три года есть сложности. Настроение команды агентства после выигрыша часто меняется: они выдыхают, расслабляются. Контракт подписан, переиграть его трудно. А ещё часто на этапе отбора команда одна, а по итогу над проектом работает другая.
Надо понимать, что агентствам интересно тендериться, когда шанс выиграть — высокий. Увеличивая количество игроков на тендере, можно позаимствовать идеи, но выбрать агентство из лидеров становится труднее. Лидеры в такие тендеры просто не пойдут».
|
|
Ирина Корнеева
Директор по региональному маркетингу «Додо Пиццы» |
«Чем больше агентство — тем больше шансов, что вы попадете в бездушный механизм: есть регламенты и правила, они действуют по правилам и не так, как удобно заказчику. <…>
Небольшие бутиковые агентства более дружелюбны. Мы предпочитаем работать с компаниями, которое готовы погружаться в наши процессы и показатели, учиться. Самое крутое в опыте взаимодействия, когда люди, понимая нашу стратегию, задавали вопросы по задачам: „А мы вообще туда идём? А то планы были другие…“ И такая коммуникация — это очень здорово. Потому что тогда агентство — это не исполнитель, это надёжный партнёр, с которым можно посоветоваться.
Самое важное для нас — готовность погружаться в бизнес-процессы, понимание стратегии и бизнес-целей нашей компании. Второй критерий: люди внутри агентства и их коммуникация с нами — от топов до технических специалистов. Движемся мы как партнёры, или мы наняли руки? Руки заменяются легко».
|
|
Елена Пройдисвет
Директор клиентского сервиса в ДАЛЕЕ |
«Самые сложные месяцы с новым клиентом после выигранного тендера — первые 3–4 месяца, и я как директор клиентского сервиса в „ДАЛЕЕ“ понимаю и принимаю эту нагрузку. Поэтому в этот период наши аккаунт-директоры максимально погружаются в клиента. Мы должны настроить процессы, а это трудозатратно как для нас, так и для заказчика. Мы должны друг друга прочувствовать. Клиент должен понять, как лучше нас брифовать, а мы — какой результат от нас ожидают. И чем честнее эти отношения будут, чем больше мы будем разговаривать и чем меньше будем бояться задавать вопросы, тем быстрее придем к хорошему результату и нам будет комфортно работать. <…>
И немного добавлю к вопросу о том, как выбирать агентства. Я бы не смотрела на рейтинги и награды. Но я бы узнала, сколько это агентство работает с крупными клиентами. То есть, если срок составляет 3+ лет, есть долгосрочные отношения, значит, агентство умеет подстроиться и настроить такие процессы, что клиент готов работать три, пять, шесть лет — и ему комфортно. В любом проекте бывает усталость сторон, случается выгорание или идет смена процесса — но это все решаемо, если агентство грамотно работало все эти годы».
|
|
Иван Папырин
Head of indirect procurement (тендерные закупки) в «Ив Роше» |
«Мы всегда используем основного и запасного поставщика: когда есть победитель тендера и агентство, занявшее второе место. Они друг о друге знают. Если победитель нарушит контракт или выстроит не ту коммуникацию, которая была обещана на тендере, мы переключимся на работу с запасным поставщиком».
Презентации спикеров можно посмотреть здесь.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.