Нет, нет, нет и ещё раз нет: 4 причины, по которым пиарщик откажется с вами работать
Почему сотрудничество не сложится. Объективные причины и реальные примеры.
Работа по пиару — это всегда сотрудничество двух людей, которым важен результат. Да, пиар-специалист получает от клиента деньги, однако это не означает, что он будет работать с любым человеком. Пиар-стратег Алёна Ахапкина назвала несколько причин, по которым пиарщик может отказать клиенту или даже прекратить сотрудничество прямо в процессе.
1. У вас неподходящая ниша
Эта причина никак не характеризует вас как плохого клиента — она означает только, что вам нужен другой пиарщик. И хороший специалист обязательно расскажет вам об этом, ведь для качественного пиара важны контакты в нужной сфере. Менеджер общается с журналистами, лидерами рынка и другими людьми, которые влияют на результаты.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Важный момент: к сожалению, не все пиар-специалисты сразу готовы открыто признаться, что в этой сфере никогда не работали. Кому-то нужны деньги, кто-то хочет именно с вашим кейсом попробовать туда выйти. Но если вам важны быстрые результаты, правильнее всего искать пиарщиков, которые уже работали с вашей нишей.
Для выбора пиар-специалиста недостаточно только личной рекомендации кого-то из ваших знакомых. Например, ваш друг, работающий коучем, получил классные результаты, много публикаций в профильных изданиях и новых клиентов. Вы хотите так же — и идёте к тому же пиарщику. Но только вы работаете с криптовалютой, и в вашем случае пиар-менеджеру придётся обращаться в совершенно другие СМИ и договариваться с другими журналистами. Даже если он возьмётся за ваш кейс, ему придётся переходить в другую сферу и нарабатывать там базу, а в пиаре важно действовать быстро. Без контактов нужных редакторов сотрудничество затянется, и вау-эффекта в виде публикации в профильном издании через неделю не будет.
В качестве наглядного примера посмотрим на кейс продвижения нутрициолога одним звёздным агентством. Пиар выстраивался на посещении кинопремьер и проходам по ковровым дорожкам. И вроде бы формально план мероприятий выполнен, но цель не достигнута, потому что инструменты были выбраны неправильно. Итог — 12 месяцев работы, которая не принесла результата, минус 1 млн рублей и разочарование в пиаре.
Чтобы правильно подобрать пиар-специалиста, который хорошо разбирается в вашей нише и будет действовать верно, стоит придерживаться следующих шагов.
-
Заранее поискать информацию о пиарщике в интернете.
-
Выяснить всё о клиентах. Для этого попросите специалиста прислать портфолио и скинуть ссылки на кейсы, которые похожи на ваш. Если их нет, стоит как минимум насторожиться.
-
Встретиться и познакомиться лично, чтобы задать интересующие вас вопросы и уточнить детали сотрудничества.
На встрече убедитесь, что у вас схожие ценности. А если видите, что вам явно предлагают стандартный пакет услуг, не вникая в особенности вашего кейса и не опираясь на ваши цели, задумайтесь, стоит ли продолжать такое сотрудничество.
Я как пиар-специалист обычно сама отказываюсь от работы с клиентами, о нишах которых знаю недостаточно, и открыто называю причину. При этом стараюсь рекомендовать коллег, работающих в сферах вне моей компетенции.
2. Вам пока не нужен пиар
Случается, что пиарщик после общения и обсуждения кейсов отказывает клиенту с формулировкой «Вы не готовы», а то и «Вам не нужен пиар». Звучит обидно, но попробуем разобраться, что за этим кроется.
Такое бывает, например, если клиента кидает из стороны в сторону, он ещё не до конца определился, кто он. Вот фитнес-тренер, который активно ведёт кулинарный блог. Кажется, что из этого можно сделать кейс, но на самом деле несколько ниш сложно совмещать, размывается фокус и аудитория. Нельзя одновременно быть крутым тренером и экспертом по кулинарии, важно выбрать что-то одно.
Ещё вариант «неготовности»: у вас много контрактов о неразглашении. То есть к пиарщику приходит очень крутой специалист, показывающий потрясающие результаты, но каждый кейс завершается словами «только мы не можем об этом рассказывать публично». Такое, как правило, бывает у адвокатов по уголовным делам и в целом у юристов, которые активно ведут практику и представляют клиентов в суде. Если вы не можете рассказывать о подробностях своей работы и её результатах, не совсем ясно, что именно вы хотите пиарить.
Бывают и очень ценные специалисты, которых клиенты передают из рук в руки по сарафанному радио, и они уже достаточно сильно загружены, на них очередь стоит на месяцы вперёд. В этом случае тоже не ясна цель пиара: если пиарщик приведёт новых клиентов, эксперт просто не сможет их принять, он не готов. Поэтому перед тем, как обращаться к пиар-специалисту, стоит реально оценить, всё ли у вас готово к публичности и действительно ли она вам нужна.
Как понять, что вы точно готовы к пиару? Вот несколько моментов, напротив которых должны стоять «галочки».
В моей работе был случай, когда пришлось прекратить сотрудничество с клиенткой, вроде бы идеально подходящей для пиара — яркой, харизматичной, с лояльной аудиторией. Девушка хотела медийности и известности — ещё один плюс для пиара.
Мы встретились, пообщались, составили и согласовали стратегию. Однако я так и не смогла приступить даже к подготовительному этапу, потому что на каждой последующей встрече клиентка заявляла о новом направлении в своей деятельности.
Но в каждой нише применяют свои пиар-инструменты, и невозможно одновременно продвигать человека, к примеру, как веб-дизайнера и фитнес-тренера. В том случае мы прекратили работу из-за неопределённости.
3. У вас нет времени
Из-за этой причины могут быть расторгнуты уже заключённые договорённости, то есть, проще говоря, пиарщик досрочно остановит сотрудничество с вами. Если пиар-менеджер видит, что клиент не находит на него времени или работает по какому-то остаточному принципу, он может отказаться дальше сотрудничать, потому что не только не отвечает за результат пиара, но и опасается за собственную репутацию.
Например, клиент систематически не соблюдает договорённости и сроки. Пиарщик предложил дать комментарий по какой-то горячей теме, договорился с журналистом, а клиент отвечает только через два дня, когда актуальность уже потеряна. Понятно, что у всех бывают форс-мажоры, но когда такие ситуации происходят регулярно, пиарщик через некоторое время прекратит сотрудничество. Потому что видно, что вторая сторона не вкладывается в работу — а ведь это необходимо.
Кроме того, у пиарщика есть определённая репутация перед журналистами и лидерами мнений. И с подобным клиентом он может её потерять, ведь он в итоге тоже нарушает свои обещания, договариваясь о комментарии или статье. И в этой ситуации пиар-специалисту правильнее отказаться от клиента, который явно не заинтересован в работе, а не подводить свои контакты в СМИ.
Сколько времени придётся уделять на продвижение? Какой-то одной цифры нет, всё зависит от количества активностей в стратегии и опыта пиар-специалиста. Допустим, вы планируете в месяц выпустить три статьи в СМИ и выступить на одном офлайн-мероприятии. Для этого понадобится от 1 до 3 часов в неделю на обсуждение, корректировку и согласование текстов статей и речи, а также время на само выступление. В начале сотрудничества специалист обычно предлагает не общаться по переписке, а встречаться лично или онлайн.
Если же активностей больше или они более сложные, количество времени увеличивается. Например, мой клиент, основатель приложения, сейчас выделяет для пиар-продвижения от 3 до 8 часов в неделю. То есть порой набегает полноценный рабочий день.
4. Вы скрыли что-то важное
Пиар-специалист обязательно должен знать все важные факты, которые могут в процессе работы раскопать журналисты, — чтобы суметь повернуть их под нужным углом или оперативно провести антикризисный пиар. Если же вы скрываете какую-то важную информацию, способную в корне изменить ход дела, менеджер, узнав об этом, вправе отказаться от работы с вами.
Например, бывает, что у клиента тёмное или сомнительное прошлое, и он решает сменить сферу деятельности, чтобы начать всё заново. Приходит к пиарщику, умалчивая о своём бэкграунде, они начинают работать, и в какой-то момент специалисту звонит журналист с объяснением, что его издание не может напечатать у себя статьи этого типа: «ты вообще в курсе, чем он раньше занимался?»
Желательно, чтобы пиар-специалист был готов к таким разговорам. Иногда можно даже предвосхитить подобные ситуации, проработав стратегию и заранее признавшись, даже сыграв на этом — например, рассказать про свой опыт проживания тяжёлых моментов в прошлом. Но для этого пиарщик обязательно должен знать о таких моментах. Тогда он сможет грамотно подготовить клиента и направить продвижение по выгодному для клиента пути, минимизировав риски.
Например, многие помнят скандал с теперь уже бывшей женой Славы Комиссаренко, которая в прошлом работала вебкам-моделью. Если бы она тогда догадалась обратиться к хорошему пиарщику, с его помощью можно было бы исправить репутацию, получить известность и, возможно, даже уважение — например, пойти в тему феминизма и стать ролевой моделью для девушек с подобным опытом. Юлия же решила уехать в США и выпустить спорную песню. Сложно назвать это эффективным решением проблемы.
И в завершение напомним, что пиар — это синергия специалиста и клиента. Специалист с большим опытом может многое, но и клиент должен понимать, что ему придётся работать, ведь именно он будет автором статей, спикером на мероприятиях и так далее. Не стоит ждать от пиарщика волшебства. Ваше вовлечение и участие играет очень большую роль.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.