«Острова» Яндекса: зачем и кому они нужны
26 июля «Яндекс» откроет доступ к платформе «Острова» — новому интерфейсу поисковой выдачи. Сегодня о технологии и результатах эксперимента рассказали руководитель проекта «Острова» Тарас Шаров и менеджер по интерактивным ответам Олег Левчук.
Проект «Острова» был
Фактически, «Острова» — это сильно измененная страница с результатами поиска, где однотипные ответы объединены в блоки. Блоки могут содержать интерактивные элементы содержимого сайта, что сокращает расстояние между пользователем и его конечной целью. Человек должен сразу получить ответы на интересующие его вопросы, не совершая лишних кликов. Это может быть расписание врача, форма регистрации на рейс, карта с нужным зданием и многое другое.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Сейчас открыт приватный доступ к бета-версии «Островов», 26 июля он станет доступным для всех.
В работе над островами мы поменяли все. Мы захотели пойти дальше и предоставлять не просто ответы, а решения. Старый интерфейс не позволял это делать, поэтому мы изменили его. Цель — приблизить решение задач пользователя по принципу „важное видно сразу“. В качестве ответа — некий умный виджет, который может быть
Пример запроса и выдачи: «Младший бухгалтер вакансия». Слева — ссылки на вакансии, справа — ответы с зарплатой.
Новая выдача будет доступна для всех трех платформ. Планшет мы рассматриваем как следующую версию персонального компьютера, поэтому в нем доступен весь функционал, который присутствует на дисктопе — даже при вертикальной ориентации планшета. В смартфоне мы также хотели сохранить максимальную преемственность. Шапка, контекстные запросы, диалоговые подсказки, блоки и, конечно, интерактивные элементы на выдаче.
Что нового:
- Формат ответов
- Выдача из блоков
- Интерфейс, релевантный запросу
Стали обновляться и сервисы Яндекса – сейчас обновлены картинки и видео, на очереди еще несколько сервисов.
Мы хотим убедиться, что новый интерфейс вырабатывает базовые поисковые сценарии: информационные („мадонна возраст“) и навигационные („улица льва толстого“).
Высота острова ограничивается максимум двумя строками, а расположение элементов внутри острова определяется четырьмя колонками. Все запускаемые острова будут придерживаться этих правил.
Трафик
Волну дискуссий вызвал вопрос трафика. Новый интерфейс предполагает, что у сайтов не будет столько же переходов, сколько при обычном интерфейсе, существующим сегодня. Будут ли потери значительными, рассказывает Тарас:
Мы думаем, что трафик на сайты не упадет. Интерактивные ответы приближают к цели, а не заменяют собой сайт. Участвовать в создании острова или нет, что именно выносить в этот остров — решает сайт. Создание острова — необязательная вещь.
Ранжирование
Прямого влияния на ранжирование нет. Создание острова улучшает представление сайта на поисковой выдаче, но не меняет его позицию. Хорошо реализованные острова будут привлекать больше пользователей, что в будущем может быть учтено в ранжировании, но, опять же, прямого влияния нет.
Модерация
Модерация будет. Мы рассматриваем острова как часть своего интерфейса и несем ответственность за его качество перед пользователями, поэтому мы будем контролировать их содержание и работоспособность.
Острова в рекламе
У нас есть принцип — сначала продукт, потом монетизация. Пока мы создаем продукт и хотим, чтобы он был качественным. Острова в рекламе появятся, но не сразу.
Порноострова
У нас в лицензии поисковой системы есть запрещенные темы. И порноостров в принципе может появиться, потому что у нас нет четкой границы, которая запрещает нам делать эротику или порнографию. С точки зрения закона, мы могли бы рассматривать возможность таких островов. Но есть еще и редакционная политика, которой мы придерживаемся, и, кажется, длительное время мы не будем входить в зону 18+. В поиске порнография есть, потому что мы не контролируем его, это автоматические алгоритмы. А здесь мы подключаем свой интерфейс и модерацию, имеем возможность влиять на тематики, которые включаем в остров.
«Яндексу» пришло множество предложений от сайтов, многие из которых удачные, а какие-то требуют доработки. Обращения поступали от сайтов быстрых свиданий, администраций муниципальных районов, магазинов семян и даже от писателя-фантаста. У нас нет цели сделать острова для всех сайтов, — подчеркивает Тарас, объясняя, что не всем сайтам это необходимо. Говоря о сроках запуска полной версии, он отмечает: Ориентировочно мы целимся в конец года, но пока нам нужно многое продумать и доработать.
Далее отвечает Тарас Шаров.
Острова для СМИ
К нам неоднократно приходили СМИ с вопросом о создании острова, но без четкого видения, как это будет устроено. Мне кажется, нужно отмечать запросы, по которым к вам [СМИ] попадают люди. Более интересные – те запросы, когда человек что-то конкретизирует, а не просто вбивает название издания. Например, он указал и вас, и тематику, или его вообще не интересует кто, ему важна сама тема, информация. Конкретных предложений так и не поступило, поэтому рабочих кейсов нет.
Бюджет проекта
Мы тратим столько, сколько необходимо для хорошего продукта. У нас нет такого понятия, что нужно уложиться в какой-то бюджет. Это уже потом возникают какие-то цифры, когда речь идет о рекламе, продвижении и о чем-то еще. Если речь идет о нашей корневой компетенции, будем тратить столько, сколько нужно.
В первую очередь, острова ориентированы на сервисы. Если вы владеете интернет-сервисом, который оказывает какую-либо услугу, острова для вас. Потому что количество промежуточных интерфейсов между вашим клиентом и вами сокращается, можно вообще свести их к нулю. В будущем мы хотим реализовать транзакции прямо на выдаче. В этот момент вы сможете обслуживать клиентов, не заманивая к себе на сайт. По-моему, это очень круто, особенно в мобильной истории. Вы уже сейчас можете забронировать столик, а когда-нибудь мы, возможно, разгонимся настолько, что вы сможете выбирать меню.
Острова vs Google Knowledge Graph
Google Knowledge Graph — более объемная история, немного другая. Это то, что они показывают справа у себя. И вам почему-то приходится выбирать между двумя сущностями — тем, что про сайты, и тем, что нарисовано справа. Google, так же, как и мы, участвует в разработке поисковых стандартов. То, что представляем мы сейчас, рассматриваем как некий открытый стандарт, которым готовы поделиться со всеми остальными. Мы понимаем, что у нас есть хорошая фора, но саму технологию нам не жалко. Смыл в том, что ни одна поисковая система сейчас не умеет решать задачи в результатах поиска, а именно это мы делаем, но в то же время система простая и открытая. Уникальна скорее сама ситуация: мы имеет самую большую долю на рынке, следовательно, можем оказывать влияние на рунет. Мы уже начали работы с партнерами, а технология — это уже третий ингридиент. Мне бы хотелось, чтобы эту идею подхватили: она окажет огромное влияние на интернет и протолкнет его на совершенно новый уровень.