33 книги для стратега
Дмитрий Воскресенский — автор блога duckofdoom.ru о рекламе, маркетинге и технологиях — делится подборкой книг «про рекламу, маркетинг и просто так».
За последние несколько лет в интернете появилось огромное количество разнообразных блогов про рекламу. С появлением социальных сетей и попыток рекламироваться в них количество этих блогов перестало поддаваться учету. А еще больше количество людей, которые, прочитав пару статей, начинают считать себя маркетологами и консультировать всех подряд.
Вообще, я люблю бложики про рекламу, но есть виды знаний, которые невозможно почерпнуть из коротких статей, видеокейсов и аналитических заметок. Я говорю о фундаменте, который формирует профессиональное мышление, глубоко продуманные подходы и т. п. Все это можно почерпнуть из:
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
- Курсов, на которые не у всех есть деньги;
- Работы, на которую не все могут попасть без этих знаний;
- Книг, среди тысяч которых можно потеряться.
Лично мне из того, что я прочитал «по профессии», полезным показалось менее половины, поэтому я решил поделиться списком полезного. К тому же, почему-то постоянно спрашивают совета, что почитать. Конечно же, не все из этого списка имеет отношение напрямую к рекламе, коммуникации или стратегии, но мне это было полезно — надеюсь, и вам пригодится.
«Хегарти о рекламе», Джон Хегарти
Название книги, скорее всего, пародирует известнейшее произведение Огилви, но все же не так исторически далеко от реальности, как первоисточник. Если Огилви рассказывал о том, как правильно подобрать цвет для текста, то Хегарти ведет решительный бой с диджитал-модой и модой в рекламе вообще. Возвращая читателя к основам профессии в креативной части нашей работы, таким, как страсть, бунт и желание все переделать. В целом, это произведение-автобиография знакомит нас с основными этапами жизни уже легендарного рекламщика, его взглядами на мир и нашу профессию. Очень здравыми взглядами, на мой вкус. Для меня основным достоинством книги явились не ее содержание, а эмоции рассказчика, положительный заряд, страсть, которые, конечно же, должны быть в жизни каждого хорошего рекламщика.
«Волшебство по расчету», Джим Тейлор
Большинство книг о рекламе говорят о чем угодно, кроме непосредственно того, чем мы занимаемся, — создании идей. Это одна из немногих книг, которая рассказывает о том, что наиболее интересно мне как стратегу — типологии идей. Она, конечно, изобретена самими авторами и не универсальна, но в других источниках подобных попыток описать то, чем мы занимаемся, я не встречал. И конечно, очень полезно в итоге для работы в рекламной отрасли понимать, как работают идеи, какие у них есть механики, типы, уровни и т. д. В конечном счете, все это может помочь придумывать лучше.
«How Brands Grow: What Marketers Don’t Know», Byron Sharp
К сожалению, эта книга еще не переведена на русский язык, хотя очень этого заслуживает. Профессор по профессии и бунтарь по призванию Байрон Шарп собрал с одной книге около 10 основных заблуждений маркетологов и методично разносит их в пух и прах, приводя как доказательство крайне убедительные исследования со статистикой (иногда за десятилетия). Под раздачу попадают известные заблуждения про лояльность, 80/20, любовь к брендам и т. п. Попутно благодаря собранным данным он формулирует несколько законов маркетинга (например, Double jeopardy), с которыми поспорить не получается, и выводит мысль, которая не порадует большинство современных рекламщиков — массовый маркетинг не умер, а прекрасно поживает. Особенную ценность этой книги доказывает то, что сильные мира сего (от маркетинга) иногда цитируют ее в своих выступлениях. Например, Марк Притчард (Marc S. Pritchard), глава маркетинга всего P&G, или Мартин Вигель (Martin Wiegel), глава всех стратегов в W+K. Чтобы примерно понять, о чем книга, можно посмотреть это выступление.
Выступление Байрона Шарпа, автора книги How Brands Grow
Маркетинг директор P&G Марк Притчард в своем выступлении обращается к книге Байрона Шарпа How Brands Grow
«Эффективность рекламы», А. Кутлалиев, А. Попов
Дико скучная и адски занудная книга. Все, как я люблю. Методичный разбор подходов
к моделям планирования рекламного воздействия и, как следствие, попытки измерить эффективности рекламы различными способами (на основе этих моделей). Книга написана двумя профессионалами от исследований, так что иногда уходит в какие-то уж совсем математические выкладки (я их пропускал). Крайне важная книга для создания общего понимания о том, как в современности работают с оценкой эффективности нашей работы.
«Русская модель управления», Александр Прохоров
После прочтения этой книги мне первый раз в жизни захотелось эмигрировать. Несмотря на это, я рекомендую ее всем людям в России, участвующим в той или иной системе управления, то есть почти всем. Александр Прохоров методично анализирует то, как люди в России привыкли управлять другими людьми и делать дела. Откуда это в нас и как сложилось исторически. Получившаяся картина довольно неутешительна (лично для меня), но крайне правдоподобна.
«Как мы принимаем решения», Джона Лерер
Если вы считаете, что люди разумные существа, то эта книга для вас. На конкретных примерах, исследованиях и опытах автор убедительно демонстрирует, насколько глубинные процессы, происходящие в нашей голове, спрятаны от нас. Насколько мы не осознаем происходящего внутри нас и не можем его понять. А следовательно, не очень сильно понимаем, как мы принимаем решения. И принимаем ли их вообще. В процессе повествования автор строит модель мышления человека и иллюстрирует ее через работу головного мозга. Книга является мировым бестселлером потому, что все подается в крайне увлекательной манере, и все понятно даже неподготовленному читателю.
«Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир», Кристофер Фрит
Несмотря на название книги, к душе ее содержание имеет слабое отношение (по-английски книга называется Making up the mind). И это хорошо. Автор полностью концентрируется на первом слове и старается копнуть поглубже, чем предыдущий писатель, и показать уже на конкретных нейрофизиологических процессах, как устроенно наше мышление. Какие в нем есть баги и другие интересные явления. По сути, книга состоит из описания принципов устройства головного мозга и разнообразных экспериментов с восприятием у людей. Лично мне тема работы мозга и вопросы сознания человека очень интересна в последнее время, и эта книга хороший старт для погружения.
«Слуга, или истинная сущность лидерства-служения», Джеймс Хантер
В бизнес-литературе существует бесконечное количество макулатуры о лидерстве. Если вы когда-нибудь покупали или читали что-то подобное, то эта книга совсем о другом. Одна из лучших и важнейших книг в моей жизни. Примерно раз в год я покупаю около 10 ее экземпляров и раздаю важным и интересным людям. У меня осталось два экземпляра, отдам за самые интересные комментарии.
Что еще почитать
1. Конец маркетинга / Серхио Займан
2. Правда, ложь и реклама / Джон Стил (аудиоверсия)
3. Культурный код / Клютер Рапай
4. Взрывная веб-волна / Чарлин Ли, Джош Бернофф
5. Доверительный маркетинг / Сет Годин
6. Анатомия бренда / ( 2-е издание)
7. Фрикономика / Стивен Д. Левитт
8. Русские / Алла Сергеева
9. Пятая дисциплина /Питер Сенге
10. СПИН-продажи / Рекхэм Нил
11. Сила простоты / Джек Траут
12. Интегральное видение / Кен Уилбер
13. Краткая история всего / Кен Уилбер
14. Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего? / Гладуэлл Малкольм
15. Стратегия голубого океана / У. Чан Ким Рене Моборн
16. (не)Здравый смысл рекламы / Тивари Санжай
17. Озарение. Сила мгновенных решений / Гладуэлл Малкольм
18. Маркетинг от потребителя / Роджер Бест
19. Как покупают женщины / Марта Барлетта
20. Я прав — вы заблуждаетесь / Эдвард де Боно
21. Переломный момент / Гладуэлл Малкольм
22. Мудрый рекламодатель / Александ Репьев
23. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости / Нассим Талеб
24. Вся правда о неправде. Почему и как мы обманываем / Дэн Ариели
25. Здравый смысл врет. Почему не надо слушать свой внутренний голос / Дункан Дж. Уоттс