Добавить свою заметку вы можете на этой странице.
SMM-специалисты и агентский бизнес
Наталья Прыткова, digital-специалист (о чем можно судить по числу фолловеров в Twitter — 1 445 — и друзей в Facebook — 1 864), глава агентства Caramele, вчера написала трогательный (по некоторым данным, нудный) пост, который срывает покровы с рынка рекламы в интернете. В нем она сообщила о том, что покидает должность главы своей компании и готова рассматривать новые предложения, искать работу мечты.
Для тех, кто не осилил текст, вот коротко основные тезисы:
1. Наталья Прыткова — опытый SMM-специалист (опыт работы — три года в разных типах российских агентств). Она упорна и готова не останавливаться на достигнутом («Мои переходы были по большей части связаны с желанием реализовывать себя, работать с интересными проектами и учиться новому»). Вместе с тем, наблюдается некоторое противоречие. С одной стороны, Наталья пишет, что у нее не получилось реализовать свой бизнес. С другой, что это не у нее не получилось, а не получилось за счет внешних обстоятельств, который работали против («Успешные проекты так и не получилось реализовать не потому, что я не знала, как это сделать, а в силу ряда других причин»).
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
2. На российском рынке много проблем (ранимым и восприимчивым лучше дальше не читать):
1) тендеры проводятся очень нечестно;
2) рекламодатели не умеют работать и не хотят добиваться результата. Особенно малый бизнес;
3) высокая конкуренция на рынке;
4) рекламодатели не умеют измерять эффективность — хотят лайков и ботов (а с ботами сложно конкурировать,
5) в social media вообще денег мало («Большинство заказчиков воспринимают социальные сети как нечто отдельное и не готовы создавать интегрированные рекламные кампании, придумывать
6) клиенты не помогают в работе, не отвечают на жалобы пользователей в группах соцсетей, задерживают выплаты по счетам агентству. Но виновато для них всегда агентство;
7) нет специалистов в social media. Кадры найти очень сложно. Любые («Хорошие специалисты тоже часто удивляют меня (в плохом смысле)»);
8 ) «хочешь сделать хорошо — сделай сам». Но одному сделать все невозможно;
9) Наталья поняла, что бизнес — не для нее. Это очень сложно и требует гигантских усилий;
10) Наталья любит HR, уже не уверена, что любит social media, но готова попробовать, если поступит предложение о достойной работе.
Текст вызвал волну чувств у специалистов не только social media. Мнения разделились на две противоположные точки зрения. С одной стороны, их можно выразить комментарием Артура Вельфа (интернет-эксперт, 908 друзей в Facebook и, наверняка, еще больше подписчиков):
Очень хорошее описание того, что творится на рынке маркетинга в социальных медиа. Nataliya, не переживай, у тебя не получилось не потому, что ты „какая-то не такая“, а потому что рынок дерьмовый (не только в России, кстати). А дерьмовый он по следующим причинам (IMO):
1. Несмотря на то, что все „нутром чуют“ перспективность социализации бизнеса, понять, как же все-таки нужно его „социализировать“, практически никто так и не понял (даже за рубежом такие компании, которые двигаются в правильном направлении, можно пересчитать по пальцам (примеры: AmEx, Fab)). Социальные сети, пытаясь монетизироваться, предложили бизнесу примитивные инструменты, которые нужны, но лишь как поддерживающие основные активности, но и бизнес, и обслуживающие его агентства действуют только ими, ибо мозгов у них не хватает не то, чтобы на большее, но даже на то, чтобы вообще понять сущность понятия „социальность“.
2. Вследствие описанного в п. 1 заказчики от бизнеса не понимают, что же нужно делать, чтобы „социализировать“ свой бизнес, а подрядчики не могут этого объяснить. Главная задача „продавца“ любых SMM-услуг — это увести разговор с заказчиком с темы „Что нужно сделать для того, чтобы была польза бизнесу“ на тему „Бля, вы посмотрите, сколько людей в социальных сетях, как растет их аудитория и время, проводимое пользователями в них! Вы что — хотите оказаться позади конкурентов? Нет? Тогда смотрите, за что вам нужно заплатить…“. И вроде бы неглупые бизнесмены ведутся как дети на эту разводку, не понимая, ни что они делают, ни зачем, ни что это может дать их бизнесу — ведутся из-за иррационального страха оказаться позади конкурентов и страха „не иметь факс тогда, когда все уже с факсами“. Отсюда и суррогаты реальных показателей ROI — количество лайков, участников групп и подписчиков страниц и т. д.
3. Куча всякого дерьма, которое появлялось на рынке, первым делом объявляло себя социальным дерьмом. Групоны, сервисы платных твитов и лайков за деньги, спам-приложения в социальных сетях, обычные каталоги товаров с кнопочками Like под описаниями товаров — все это дерьмо их создатели громко называли „следующим шагом в социальной коммерции“, увеличивая количество шума и еще больше дезориентируя бизнес в понимании того, что им нужно делать, и что это даст бизнесу.
Я твердо убежден, что все существующие на сегодняшний день агентства по продвижению в социальных медиа в среднесрочной перспективе будут вынуждены закрыться. Социальность — это не спам в соцсетях, не количество подписчиков в группе и на странице компании, и не количество лайков под их постами. Социальность была задолго до появления соцсетей и интернета. Социальность может быть только в самом бизнесе, в его сущности. Соответственно, работа по социализации бизнеса может проводиться только изнутри компаний, встраиванием „социализирующих компонентов“ в ее бизнес-процессы (и это не ведение групп и страниц и не постинг в них картинок).
Мне агентства, которые умрут, совершенно не жалко — они паразитируют на пене и шуме, которые подняли социальные сети. Какие-то функции у них останутся — „мониторить результаты мониторинга“ соцсетей, обучение сотрудников компаний клиентской поддержке через соцсети, наиболее умные станут консультировать бизнес о том, какие „социализирующие компоненты“ нужно встроить в существующие бизнес-процессы компаний. Но это все — остальные сдохнут. Туда им и дорога, честно говоря (сорри, Наташа).
И, с другой, литературным анекдотом (в котором, как нам кажется, есть референс к тексту Натальи) Ильи Петрова, креативного и стратегического директора агентства Leto:
Я вышел улицу. Там было жарко, я быстро вспотел. Зашел в кафе, сел за столик, но меня попросили что-нибудь заказать. Я заказал воды, но когда собирался уходить, меня попросили за нее заплатить — мало что ли пресной воды в мире. У меня не было денег, поэтому пришлось убежать. Бежал я долго и быстро, но вышибала из кафе был несправедливо быстрее — в спортзал он ходит, что ли. Я пытался спрятаться в метро, но какая-то злая бабка меня не пустила, требуя какой-то талон. К этому моменту я вспотел окончательно. На счастье, рядом был магазин одежды. Я взял рубашку, но на выходе почему-то сработала сирена, и меня попросили заплатить за рубашку. После этого меня забрали в бесчестную милицию и два часа мучали какими-то вопросами — да как они могли. Вернулся домой через 15 мучительных суток и решил, что больше никогда никуда не пойду. Улица — это не мое. Если кто-то хочет прийти и принести мне еды и новую одежду, отпишитесь — адрес в следующем посте.
К слову, к посту Натальи сейчас больше 1 000 лайков — небывалая популярность. Работа мечты наверняка уже ждет Наталью, и не одна. Пожелаем всем остальным побольше (своих) диджитал, SMM, креативных, интернет, маркетинговых, рекламных, CRM, PR и других агентств.