Добавить свою заметку вы можете на этой странице.
Российский бизнес недооценивает возможности краудсорсинга
Помните известную русскую сказку? «Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку» — это и есть самая наглядная иллюстрация краудсорсинга.
Помните известную русскую сказку? «Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку» — это и есть самая наглядная иллюстрация краудсорсинга. В то время как свои бизнес-задачи с помощью добровольцев решают российские и зарубежные гиганты рынка вроде Microsoft, P&G и отечественного «Сбербанка», российский малый и средний бизнес к этому инструменту относится настороженно. А зря.
Краудсорсинг — это передача производственных функций неопределенному кругу лиц, решение социальных и бизнес-задач с помощью добровольцев, которые объединяются с помощью социальных сетей и иных информационных технологий. Несмотря на то, что термин «краудсорсинг» довольно молодой, появился только в 2006 году, в той или иной степени краудсорсингом пользовался каждый из нас, кто хоть раз обращался за советом на форумы или спрашивал мнения друзей о своем товаре, идее или услуге в социальных сетях. Несмотря на это, мы выяснили, что у бизнесменов до сих пор существуют некоторые страхи перед краудсорсингом.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Страх №1. Краудсорсинг — это дорого
В России громко о краудсорсинге заговорили с момента запуска «Сбербанком» одноименного сайта «Сбербанк-Краудсорсинг», когда банк с помощью отзывов своих клиентов и сторонних экспертов определил сотни причин возникновения очередей. Пару раз модный термин проскальзывал в речах действующего президента, многие владельцы малого и среднего бизнеса считают, что такой инструмент — это для них слишком дорого. Это совсем не так. Изначально, краудсорсинг может быть как платным, так и вовсе бесплатным. Вы можете платить за советы именитым экспертам. Так поступает американская компания Inno Centive, которая приглашает учёных за конкурсное вознаграждение от $10 тыс. до $100 тыс. решать задачи, которые ставят такие компании, как Procter&Gamble, DuPont и BASF. Но можно и вовсе никому ничего не платить. Японская мебельная фирма Muji собирает идеи посетителей сайта о дизайне мебели и по результатам конкурса запускает их в производство. Исследовательский центр NASA привлекает астрономов-любителей, чтобы проанализировать снимки поверхности Марса. Не брезгуют краудсорсингом даже девелоперы.
В настоящее время краудсорсинг с успехом, на мой взгляд, применяется при разработке архитектурной концепции проектов в области жилой недвижимости. Так, например, подобный конкурс проводила группа ЛСР при разработке проекта МФК в Петроградском районе. Сейчас такой же конкурс среди молодых архитекторов объявил девелопер проекта «Новый берег» на намыве близ Сестрорецка, — рассказывает о недавних примерах краудсорсинга Ольга Трошева, руководитель консалтингового центра «Петербургская Недвижимость», — Думаю, что такое сотрудничество полезно обеим сторонам — девелопер получает оригинальный проект, «свежие» идеи от молодых специалистов, а те, в свою очередь, получают возможность заявить о себе.
Так альтруистичны эксперты в том числе и потому, что многие из них потом смогут сказать «Я участвовал в исследованиях NASA» и т. п. В свою очередь, бизнесу ничего не стоит организовать обсуждение на корпоративном сайте или в социальных сетях, что делает этот инструмент универсальным.
Все дело в том, что в краудсорсинге для привлеченных экспертов главное не их вознаграждение, а возможность участия в развитии крупных компаний, возможность реально менять их деятельность своими советами и идеями, — объясняет основатель российского краудсорсингового проекта OmniVision Михаил Трейвиш, — В реальной жизни, у многих талантливых людей нет возможности взять и напрямую предложить свои идеи крупной компании. Так что, по сути, краудсорсинг, напротив, позволяет сократить расходы на те же консультационные услуги, которые стоили бы компаниям немалых денег.
Страх № 2. Качество советов
Впрочем, именно в альтруизме участников краудсорсинга и кроется большинство страхов владельцев бизнеса. В России мало кто верит в то, что бесплатный совет может быть хорошим, именно это предубеждение, зачастую, и останавливает отечественные компании от использования этого инструмента.
Если мы не мотивируем сотрудников деньгами, либо другими материальными благами, то вероятность качественной работы снижается, — говорит Виталия Львова, генеральный директор компании Promotion Realty.
Также руководители, незнакомые на практике с краудсорсингом, высказывают мнение, что бесплатные советы будут давать только пенсионеры и студенты. Краудсорсинг — это всего лишь самопиар, если мы говорим о привлечении неквалифицированных кадров — молодежь, пожилые люди, — добавляет Виталия Львова.
Правда, уже существующие проекты доказывают, что это не так. Например, в том же OmniVision уже порядка 10 экспертов — руководителей бизнеса из разных сфер — финансы, факторинг, брендинг, PR, маркетинг, антикризисное управление.
В бизнесе краудсорсинг становится все более и более модным, особенно на Западе, и, следовательно, в рамках общей волны появляется "пена" неудачных и сомнительных проектов, — объясняет Михаил Трейвиш, — Самое главное, на мой взгляд, — качество экспертного сообщества. Большое количество "случайных людей" могут скомпрометировать проект. Важно, чтобы это были люди, готовые постоянно уделять время проекту, ответственно относится к тому, что они предлагают.
Страх № 3. О краже идей
Еще одна причина, которая пока что останавливает компании от использования краудсорсинга — его публичность, а следовательно и страх, что конкуренты подсмотрят за планами компаний.
Создатель краудсорсингового проекта, напротив, считает, что компании могут публично отчитываться о том, какие они использовали идеи и зарабатывать на этом очки. Компании, участвующие в проекте действительно используют советы сторонних экспертов, — рассказывает Михаил Трейвиш, — В ближайшее время мы запустим мониторинг активности компаний, чтобы понимать, как именно внедряются в компаниях плоды работы экспертов.
Мы не боимся, что кто-то через проект узнает о наших планах и опередит нас, в любой идее важно качество воплощения, так что если кто-то считает, что может реализовать эту услугу быстрее и лучше нас, пусть попробует, — считает директор PR-агентства «Фабрика Новостей» Оксана Белянская, — Для нас участие в OmniVision — это прежде всего возможность напрямую узнать мнение нашей целевой аудитории — руководителей бизнеса.
В общем, эффективность краудсорсинга покажет время. Сегодня краудсорсингом пользуются промышленные гиганты, небольшие компании, исследовательские центры и даже законодательные органы власти — некоторые действующие российские законы написаны энтузиастами. Попробовать эту технологию может любая компания, которой есть, что спросить у экспертов или потребителей.
ИТОГО:
Основные преимущества краудсорсинга:
- «Незамыленный» взгляд на деятельность компании со стороны
- Недорогой инструмент
- Возможность привлечения авторитетных экспертов к развитию бизнеса
- Доступ к талантливым кадрам по всему миру
- Простота внедрения (с помощью сайта или социальных сетей)
- Возможность повысить узнаваемость компании, услуги, торговой марки, продукта
- Возможность для экспертов повысить свой статус в профессиональном сообществе
Минусы краудсорсинга:
- Отсутствие опыта внедрения и понимания работы механизма у большиснтва российских компаний
- Идеи и решения компании становятся достоянием общественности и могут быть использованы конкурентами
- Качество предложенных решений напрямую зависит от заинтересованности и компетенции добровольцев
Источник: http://omni-v.com