Добавить свою заметку вы можете на этой странице.
Розница уходит в Сеть
Розничная торговля — один из наиболее быстро развивающихся секторов экономики России. С каждым годом доля розничных магазинов современных форматов увеличивается, вытесняя такие каналы продаж, как рынки и магазины с прилавочной формой торговли, доля которых за последние 12 лет в общем обороте розничной торговли сокращалась в среднем на 7% в год, в то время, как новые форматы продажи росли в среднем на 30% ежегодно.
По данным Росстата на май
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Решающим фактором является то, что розничная торговля является очень восприимчивой для инноваций. Уже сегодня крупные отечественные предприятия розничной торговли проявляют повышенный интерес к инновационным решениям и активно изучают возможность их внедрения, поскольку началась фаза активной конкурентной борьбы за долю рынка с сильными зарубежными конкурентами, такими как Metro AG (Metro Cash&Carry, Real, Mediamarkt/Saturn), OBI, Auchan, IKEA.
Наиболее перспективным направлением является создание Интернет сервисов, эффективность применения которых для торговых предприятий объясняется большим охватом и доступностью глобальной сети.
На рис.1 показана динамика изменения охвата аудитории в возрасте от 18 лет за последние 9 лет.
Учитывая некоторые особенности интернет-платформ [2], выделяется три перспективных направления использования Интернет-технологий в розничной торговле: удаленное обслуживание, маркетинг (анализ) и системы поддержки принятия управленческих решений (рис.2).
Рисунок 2. Сферы применеия интернет-сервисов в розничной торговлеАвтоматизация, удаленное обслуживание. Наиболее популярная и самая динамично развивающаяся сфера среди предприятий розничной торговли. Так, основным преимуществом является бурный рост и масштабный охват аудитории. Рынок электронной торговли в России стабильно растёт на 25-30% в год [7], например, по итогам 2013 года, объём доходов в российском сегменте интернета составил 1 трлн. рублей, что соответствует 1,7% ВВП — на треть больше, чем год назад. К
Ситуация в России отличается от мировой практики, где все основные ритейлеры (Walmart, Sears, J.C.Penney и т.д.) уже давно торгуют через Интернет и входят в рейтинги крупнейших компаний по обороту онлайн-торговли. Можно сделать вывод, что это связано с тем, что российский организованный ритейл (супер- и гипермаркеты) еще довольно молод по сравнению с мировыми лидерами, поэтому компании предпочитают сосредоточиться на основном бизнесе и пока не уделяют должного внимания развитию интернет-продаж. С другой стороны, потребители постепенно «взрослеют», набираются опыта и привыкают к мысли о возможности заказа продуктов через Сеть. В Москве благодаря флагману продуктового онлайн-ритейла – «Утконосу» – заказ продуктов онлайн уже не кажется экзотикой.
Более инновационным, и в тоже время ресурсоемким направлением является использованиемаркетинговых технологий и технологий анализа. Данные технологии эксплуатируют основные свойства Интернета — скорость распространения информации и её доступность. В интернете, люди сами охотно готовы делиться информацией, пригодной для анализа и делают это намного чаще чем в «офлайн» жизни.
В ходе исследования проведенного компанией PWC [6] выявлено, что 30% опрошенных готовы безвозмездно предоставить информацию о своем географическом положении. Примером использования данной информации, являются геолакационных сервисы, которые позволяют ритейлерам «найти» потребителя, пока он проходит мимо магазина или находится внутри него, а затем отправить предназначенное специально для него сообщение.
Информация о покупках, которой готовы делиться около 50% населения, например, позволяет, не только эффективно прогнозировать спрос и анализировать предпочтения, но и строить рекомендательные и сравнивающие сервисы. В 2011 году британская розничная сеть Sainsbury’s проводила тестирование технологии, позволяющей на кассе подсчитать сумму корзины приобретаемых товаров, а затем сравнить полученную стоимость со стоимостью покупки аналогичной корзины товаров у конкурентов, при этом разница возвращалась в виде купона на последующую покупку. Это позволило удержать клиента в результате лучшего предложения по цене, и увеличить лояльность к торговой марке благодаря участию в стимулирующей акции [3].
Системы поддержки принятия управленческих решений (СППР)— наиболее сложные, комплексные системы, отчасти сочетающие в себе функции предыдущих двух сфер применения интернет-технологий. Сейчас в интернет среде не существует комплексных систем для поддержки принятия решений, по мнению автора, это связано в первую очередь с «молодостью» среды и большим количеством входной информации. Тем не менее, растущие вычислительные мощности и появление новых технологий работы сBig Dataделает это направление наиболее перспективным для предприятий розничной торговли.
Развитие интернет-коммерции в розничном секторе зависит от желания каждой ячейки цепочки «производитель-потребитель» развиваться в сторону интернет-технологий, причем необходимо учитывать, что внедрение интернет-технологий во внутреннее пространство любой компании является достаточно сложным процессом, а также то, что сами по себе интернет-технологии являются сложной комплексной системой, для налаживания которой требуется работа квалифицированных специалистов и создание определенной технологической платформы.
[1]Кузык, Б.Н. Россия– 2050: стратегия инновационного прорыва/ Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. – М.: Экономика, 2010. – 624 с.
[2]Шагвалеев А. М. Использование инновационных и интернет-технологий в деятельности торговых предприятий // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2014. №4. С.60-64.
[3] Британские ритейлеры используют в ценовых войнах новое оружие// Sostav.ru – информация о рекламе и маркетинге. –http://www.sostav.ru/news/2011/10/12/cod4.
[4] Будущее в Сети. Тенденции онлайн-торговли в России// PricewaterhouseCoopers LLP. 2011. —www.pwc.ru/online-retail2011
[5] Бюллетень «Интернет в России. Осень 2014» // инФОМ. 2014. —http://fom.ru/SMI-i-internet/11288
[6] Конфиденциальность информации о потребителе: какими данными готовы поделиться потребители // PricewaterhouseCoopers LLP. 2012. —http://www.pwc.ru/ru/retail-consumer/publications/pwc-consumer-privacy-and-information-sharing.jhtml
[7] Сколько магазинов на самом деле в Рунете // Data Insight. 2013. —http://www.datainsight.ru/howmanyshops
[8] Торговля в России. 2013: Статистический сборник / Росстат. – М. – 2013.
[9] Эксперт– инновации: сборник аналитических материалов// «Эксперт РА», рейтинговое агентство. 2012. –http://raexpert.ru/researches/expert-inno/