Антон Реппонен: «Я думаю, единственное, в чем можно черпать вдохновение — это личные проекты». Читайте на Cossa.ru

27 апреля 2015, 14:15
2

Антон Реппонен: «Я думаю, единственное, в чем можно черпать вдохновение — это личные проекты»

Антон Реппонен 9 лет проработал в компании Fi, откуда ушел прошлой осенью, чтобы открыть собственное агентство и заниматься личными проектами. Один из них — приложение-путеводитель по Нью-Йорку Urban Walks — совсем недавно появился в Apple Store. В интервью Cossa.ru Антон рассказал о том, как устроен его график, как он успевает заниматься многими задачами одновременно и как ему удается не терять интерес к работе на протяжении стольких лет.

Urban Walks — это приложение для пешеходных прогулок по Нью-Йорку, которое состоит из набора авторских туров по различным районам города. Создатели приложения — дизайнеры Данил Криворучко и Антон Реппонен и команда российских разработчиков мобильных приложений «Гиперболоид». Подробно о процессе создания приложения Антон рассказал в своем блоге.

Расскажи для начала, чем ты занимаешься сейчас и чем занимался во время работы над Urban Walks.

Мы начали заниматься Urban Walks в марте прошлого года. На тот момент я был креативным директором в агентстве Fi, где проработал почти 9 лет. В сентябре, как раз в процессе работы над Urban Walks, я оттуда ушел вместе с коллегой, и мы открыли собственное агентство. Сейчас я занимаюсь работой в нем (например, на днях мы запустили сайт Карима Рашида, над которым работали совместно со Cтудией Олега Чулакова) и личными проектами.

Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!


Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.

Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.

Успейте приобрести пакет до повышения цены!

Над Urban Walks я работал в свободное время, в среднем один-два дня в неделю, поэтому он и занял так долго: у меня не было возможности тратить на него по 8 часов в день.

Как вы все: ты, Данил, «Гиперболоид», — между собой нашлись и организовались?

Я живу в Нью-Йорке уже 7–8 лет и делал много проектов про этот город, но все они какие-то «полусделанные»: просто концепты, идеи. Ни один не доходил до продакшена, потому что это требует много времени, это дорого и так далее. Я думаю, Данил обратился ко мне именно потому, что знал об этих проектах. А ребята из «Гиперболоида» подключились через Данила, через общих знакомых.

Наша компания зарегистрирована в Америке, и мы все там партнеры: я, Данила, ребята из «Гиперболоида». Всю работу мы делаем сами, и затраты на производство делим на троих.

А как приложение должно зарабатывать, по вашим планам?

Мы запустились с программой минимум: в приложении 4 тура, они стоят по $1,99 (119 рублей). Пока что единственная модель — продавать туры. Но приложение написано так, что мы можем развивать его дальше и по другим городам, и способы монетизации могут быть разные: можем продавать лицензию на приложение, чтобы сторонние разработчики делали туры, можем делать туры с кем-то в партнерстве. Но сейчас фокусируемся на создании новых туров для Нью-Йорка.


Сколько времени занимал этот проект в процессе и сколько времени ты планируешь тратить на него в ближайшее время?

Я сам очень хотел бы посчитать, сколько потратил на него времени, потому что иногда я работал по выходным, иногда по две-три недели ничего не трогал, так как девелоперы занимались приложением. Думаю, я потратил на это в общей сложности месяц-два, просто они растянулись на целый год.

В целом в плане дизайна моя задача сделана, дальше я буду помогать Данилу заполнять новые туры, будем находить новых авторов, думать над партнерскими программами и развивать приложение.

Это единственный твой крупный сторонний проект? Или ты считаешь частью своей работы постоянно изучать что-то новое?

Это часть моей работы и одна из главных причин, почему я ушел из агентства после 9 лет работы там. Мы открыли свое агентство, Anton & Irene, в октябре. Одна из главных причин, почему мы ушли — желание работать над личными проектами.

Когда мы писали бизнес-модель (это трудно назвать по-настоящему бизнес-моделью, но все же), мы посчитали, сколько времени в году нам нужно тратить на клиентские заказы, чтобы содержать себя и иметь возможность заниматься личными проектами: на этот год у нас таких запланировано 4.


Это ваши общие проекты или у каждого свой?

Два моих и два моего партнера. Мои — это Urban Walks, плюс я занимаюсь производством часов, дизайн которых сделал 5 лет назад. Тогда у меня не было возможности реализовать этот проект, а сейчас я работаю над ним с инженером из Петербурга, у нас почти готов финальный прототип. Это гигантская работа: нужно произвести часы, сделать первую партию — 500 штук — и продать, зарегистрировать еще одну компанию, запустить сайт, онлайн-продажи и т. д.

Также мы делаем интерактивно-документальный фильм про лесбийскую коммуну в Амстердаме, где выросла Айрин, мой партнер. И четвертый проект, он еще на стадии концепции, это приложение для UX-дизайнеров.

Как вам удалось наладить рабочий процесс так, чтобы успевать заниматься и рабочими проектами, и личными?

На самом деле все очень просто. Обычно люди, которые занимаются своим бизнесом, хотят, чтобы он рос. Для нас это не цель. В студии у нас всего два человека, и мы не планируем никого нанимать, всю работу делаем сами: я занимаюсь дизайном, Айрин — директор по UX-стратегии. В США последние 5–6 лет есть тенденция, что девелопмент уходит из креативных агентств. Мы работаем с большими клиентами: допустим, нас нанимает Google, чтобы мы сделали UX, дизайн, креативную часть. Но даже если бы у нас был девелопмент, они бы за него не платили, потому что у них есть свой, как и почти у всех крупных медийных компаний в Америке.

Сейчас нам никому не надо платить зарплату, мы арендуем дешевый офис в Бруклине. Когда начинаешь расти, становишься как хомяк в колесе: чем больше людей ты нанимаешь, тем больше денег надо тратить на все. Если же не ставить цель расти и не целиться на гигантское количество денег, то совмещать работу и личные проекты не так сложно: достаточно работать 6–7 месяцев в году.

Как вы находите клиентов?

В основном через связи. Хотя так, по-моему, было и в агентстве. За 9 лет в Fi я познакомился с огромным количеством людей. Например, один из бывших разработчиков Fi сейчас работает в Google. Естественно, если они будут искать агентство, он посоветует нас. Еще есть круг знакомств с конференций, на которые мы ездим.


Не страшно, что из-за того, что вы сдерживаете рост, работа может пойти на спад: клиентов станет меньше?

Это очень возможно, но почему-то пока страха по этому поводу нет, может быть, потом будет. Мы только закончили один большой проект и через неделю-две планируем начать новый. Есть несколько недель, пока мы можем работать над личными проектами. Мы настолько заняты и увлечены, что нет времени волноваться, что будет, если станет меньше клиентов.

Я думаю, в этом финансовом году мы справляемся, может быть, в следующем все будет совершенно по-другому. Но мы открывали свою студию без особых ожиданий, четко осознавая, что, если у нас не получится, мы найдем другую работу. У нас нет плана на 10 лет вперед, и если ничего не получится, мы не очень сильно расстроимся.

У вас крохотная студия, из того, что я вижу, это нетипичная ситуация, например, для Москвы. В Америке таких много?

Да, в последние года три это стало распространенным, я знаю очень много агентств, которые состоят буквально из пяти человек, каждый из которых был раньше директором в каком-нибудь большом агентстве. Даже крупные клиенты сейчас нанимают маленькие агентства, и иногда нанимают более охотно.

Индустрия изменилась: у клиентов есть внутренние дизайн-, UX- и девелопмент-отделы, лет 8 назад такого не было. Постепенно клиенты, которые даже не относятся никак к диджиталу, стали нанимать креативных директоров, дизайнеров, разработчиков, чтобы иметь in-house команду. Получается, что теперь продюсер, который раньше работал в агентстве, занят на стороне клиента, и он отлично знает, что сколько стоит и сколько времени занимает. Поэтому он не идет в рекламное агентство, а нанимает своих дизайнеров, чтобы сэкономить деньги.

Так как у клиента теперь свой дизайн-отдел, они хотят, чтобы команда, которую они нанимают, на время проекта внедрилась в их команду, и когда ты работаешь в студии со множеством людей, это практически невозможно. Как я могу так плотно работать с клиентом, если у меня есть еще шесть других? А когда нас в компании всего двое, это не проблема: мы можем подписаться на один проект, и только им заниматься, и даже работать у них в офисе: полететь, например, в Сан-Франциско и работать там.

Ты чувствуешь, что по-разному подходишь к работе над клиентскими и личными проектами?

Над работой с клиентами тратишь иногда гигантское количество времени, объясняя, что будет сделано, как будет сделано, на подписание контрактов и так далее, поэтому очень аккуратно считаешь часы. Ты спросила, сколько я потратил часов на Urban Walks — я не знаю, но очень много. А сколько часов я потратил на сайт Карима я знаю с точностью до минуты, потому что веду жесткий контроль за тем, что и сколько сделано, сколько нам платит клиент и так далее.

Разница есть в плане организации, но когда сидишь за компьютером и в фотошопе что-то делаешь, ты не особо отличаешь свой проект и проект клиента, потому что все равно стараешься сделать работу как можно лучше.


Ты ушел из агентства хоть и в маленькую компанию, но все же в агентство. В то время как мог, например, полностью посвятить себя проекту типа Urban Walks. Найти инвесторов, заниматься этим фулл-тайм.

Я не хотел бы работать в продакт-компании, или, как это сейчас называется, стартапе. И я не думаю, что хотел бы сейчас заниматься только одним проектом. Мне нравится работать с разными проектами, с разными людьми и над разными вещами.

Сейчас мы делаем 4 личных проекта, и ничего из этого мы не делали раньше. Я учусь, как делать часы, изучаю индустральный дизайн. Я никогда не делал приложение с нуля с такой бизнес-моделью, как у Urban Walks. Я никогда не снимал документальные фильмы, вообще без понятия, как это делается.

У меня есть возможность учиться новому, и это мне намного интереснее, чем если бы я делал один продукт по 8 часов в день на протяжении года или двух. Хотя этим я не хочу сказать, что, работая в стартапе, даже над одним проектом по 8 часов в день, ты не учишься ничему новому. Конечно, учишься, но совершенно другим вещам.

А когда ты в агентстве работал, у тебя были сторонние проекты такого уровня?

Были свои проекты, но все очень маленькие, и они никогда не были произведены, оставались лишь картинкой в портфолио. У меня тогда не было времени, и финансово это было сложно. Сейчас мы можем вкладывать деньги своей компании, но когда я работал в агентстве, я же не мог сказать: ой, а давайте вот эти деньги на мой личный проект потратим.

Я думаю, креативных сотрудников в агентствах волнует, что, занимаясь чем-то долго, начинаешь терять вдохновение, силы, желание и так далее. Кто-то уходит навсегда из рекламы, кто-то пытается черпать вдохновение в сторонних проектах. Но людей, которые продолжают, как ты, долго и успешно заниматься одним и тем же, очень мало, многие сдаются.

После года работы над приложением и полугода работы над часами я понимаю, почему люди сдаются. Но когда я работал в агентстве, у нас было много крупных проектов: большие редизайны газет в Америке, гигантские проекты с Google, у которых только согласование идет четыре недели, и потом продакшен — месяцев семь. За это время я выработал дисциплину, так что совершенно не боюсь больших проектов, которые длятся долго и нудно, и это очень важно.

Что касается того, что дизайнеры уходят заниматься личными проектами… Я думаю, единственное, в чем можно черпать вдохновение — это личные проекты, причем такие, которые ты не знаешь, как делать. Например, я очень хотел бы в будущем сделать для клиента приложение или документальный фильм. Но сейчас я пообещать этого не могу, поэтому «тренируюсь на кошках» — на своих проектах.


То, как ты описал свою работу сейчас, звучит идеально. Занимаясь своими проектами, ты, с одной стороны, ищешь вдохновение, чтобы заниматься основной работой, а с другой, прокачиваешь какие-то навыки, которые сможешь в будущем предложить клиентам. А вот до того, как вы открыли свое агентство, как ты себя заставлял заниматься личными проектами? Я вот после работы не могу себя заставить еще одну работу делать, и мотивацию найти очень трудно.

Я просто фанат какой-то. Мало сплю, работаю по ночам. Могу лечь в 3 и встать в 7, а отсыпаюсь на выходных. Когда очень хочется что-то сделать — делаешь.

Раньше у меня раз месяц — раз в два месяца появлялся какой-нибудь небольшой личный проект. Постепенно проекты становились дольше и сложнее. Если раньше я тратил на это ночь, потом это была неделя, две недели. Мотивация — хочется что-то делать. И спать не хочется, можно посидеть.

А есть у тебя какие-то хобби помимо работы и проектов, которые мы обсудили? Ну вот что-то, на что ты при любых обстоятельствах выделяешь время.

Я фанат путешествий: если я в Нью-Йорке больше месяца, у меня какая-то паранойя начинается. Еще я очень много фотографирую и болтаюсь с друзьями по Нью-Йорку.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is