Придумали «Инфошум» и крутят вертикальные видео: интервью с RTVI
Телеканал RTVI о сайте, соцсетях и digital-находках.
Cossa поговорила с digital-директором Ильёй Клишиным и главой отдела digital-дистрибуции RTVI Зухрой Кубардуковой о присутствии телеканала в интернете.
В интервью
- О перезапуске и стратегии
- О Команде
- Об SMM: соцсетях и мессенджерах
- О вертикальном видео
- О будущем издания в digital
О перезапуске и стратегии
— Расскажите, как аудитория восприняла перезапуск канала? Был ли всплеск интереса к RTVI, какая была критика, какие инсайты получили?
Илья: Ну, как таковой аудитории в digital у RTVI на момент запуска почти не было. В начале 2017 года, когда новая команда только готовила концепцию, посещаемость сайта была три-четыре тысячи уникальных посетителей в день, на грани погрешности. Мы сейчас растем вместе со своей новой аудиторией. Старая же аудитория, а это в первую очередь немолодые русскоязычные люди в Германии, Израиле и США, засыпала нас вопросами вроде того, как найти на новом сайте ту или иную их любимую программу, но вроде разобрались.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Главная страница сайта RTVI
Всплеск интереса был скорее в медийной индустрии. Не обошлось, конечно, без сарказма и иронии со стороны тех изданий, которые, видимо, сочли нас конкурентами.
Критиковали и критикуют нас довольно много. Больше всего почему-то за рубрику «Инфошум», куда попадают ненастоящие, на наш взгляд, или чересчур раздутые новости. Коллеги по цеху возмутились: кто дал вам право решать такое и зачем вообще тратить силы на мусор.
Раздел «Инфошум» на сайте
Критикуют иногда нашу картину дня, выбор и подачу новостей, которые у нас заведомо отличаются от российских изданий. Мы всё же международное СМИ.
Мы к любой критике, если это не просто вкусовщина «нравится-не нравится», относимся внимательно. Скажем, к «Инфошуму» собираемся добавить голосовалку в каждом сообщении, где читатели смогут согласиться или не согласиться с нашим выбором.
— Расскажите о стратегии в интернете: главные принципы и цели, каким RTVI видит себя в digital и к чему стремится.
Илья: Наша стратегия в интернете довольно простая. Если вы говорите по-русски и живёте в любой точке мира, мы расскажем вам о новостной картине дня к этой минуте. Причем так, как удобно вам. Можете прочитать текст, можете посмотреть видео, где эту новость расскажет персональный ведущий. Можете идти на сайт, а можете в приложение. Сюда же и социальные сети, и другие платформы. Мы не заставляем вас идти туда, где вам неудобно, мы идем к вам.
— Видим исследования о том, что у людей снижается доверие к новостным СМИ. Почему так происходит и делает ли что-то RTVI с этим?
Илья: Вообще чисто новостных СМИ все меньше, и не только в России. Если вы зайдёте на сайты, скажем, CNN или BBC, вы увидите фичеры, лонгриды, колонки, мнения, оценки, обобщения, сводки и всё меньше новостей как таковых. Новости превратились или в фастфуд (когда за тебя уже всё решили, разжевали и сделали вывод), или в чистое развлечение (где за забавной формой теряется какое-либо содержание).
Поэтому мы с одной стороны, стараемся заполнять картину дня только реальными новостями, а с другой — отправляем шумные, но бессмысленные новости в рубрику «Инфошум».
О команде
— RTVI менял команду издания к перезапуску? Как находили и подбирали редакторов, журналистов которые смогут работать в новых условиях, по новым правилам и без старых шаблонов?
Илья: В прошлом году Алексей Пивоваров позвал меня в стартап. Так это выглядело тогда: создать по сути с нуля диджитал телеканал RTVI. В проекте уже были Игорь Белкин (он возглавил диджитал-команду в Нью-Йорке) и Андрей Коняев (наш диджитал-консультант), которых я давно и хорошо знаю.
Я в тот момент уже месяц как уволился с «Дождя» и выбирал из нескольких предложений. Выбрал RTVI, потому что понравилась задача именно не подправить что-то в существующей махине большого издания, а сделать всё с белого листа.
Команду мы подбирали для диджитала по принципу сверху вниз. Сначала руководители отделов, а потом уже их сотрудники. К нам пришли люди с разными знаниями. Несколько человек вслед за мной с «Дождя», несколько из «Коммерсанта», а еще из Republic (бывший «Слон»), «Эха Москвы», старой Lenta.ru и даже из журнала L’Officiel. Каждый привносил свой опыт, что важно. Ещё важнее то, что мы все вместе настроены делать новое медиа и новым, более простым языком. То, что команда довольно молодая, в этом смысле, конечно, плюс.
— Сколько человек в RTVI занимается именно диджитал-продвижением: ведением соцсетей, рассылками, аналитикой в интернете? Кто эти люди и как построена их работа?
Илья: Аналитикой в большей степени занимаемся мы с Игорем Белкиным. Продвижением занимается Зухра Кубардукова, руководитель отдела диджитал-дистрибуции и с недавних пор мой заместитель. А ведением соцсетей двое ее сотрудников — Рома Бордунов и Саша Трегубов, у каждого из них есть ещё по несколько проектов, которые они ведут: например, развитие во «ВКонтакте» или партнёрки. Рассылок у нас сейчас нет, но мы над этим работаем.
Об SMM: соцсетях и мессенджерах
— В каких соцсетях присутствует RTVI, почему в них?
Зухра: Тут довольно стандартно всё: Facebook, «Одноклассники», «ВКонтакте», Twitter, Instagram, Telegram, Viber. Наш глобальный план — быть на всех платформах. И если пользователю удобно получать от нас информацию из утюга, то мы и туда придём.
— Есть планы зайти в Snapchat или другие пока что нестандартные сети для новостных изданий рунета? Что думаете об Instagram?
Илья: Instagram у нас есть, про Snapchat думаем. Вообще да, скорее всего уже в 2018 году выйдем на нескольких нестандартных соцмедиа. Подробностей пока рассказать не можем.
— Расскажите, как ведёте Instagram: какие цели перед каналом, есть ли оттуда трафик или это история совсем не про трафик?
Зухра: Instagram, конечно, не про трафик, а скорее про brand awareness. Мы хотим быть видимыми на всех площадках и раз уж мы делаем много видео в день, было бы глупо игнорировать Instagram.
RTVI в Instagram
— Вы упоминали, что доля трафика RTVI из соцсетей — 70–80%. Какая соцсеть даёт бóльшую часть этого трафика?
Зухра: «ВКонтакте», на втором месте «Одноклассники».
— Поделитесь наблюдениями о Facebook: на что реагирует аудитория, что даёт всплеск охватов и вовлекает?
Зухра: Последние пару лет Facebook активно развивает своё видеонаправление и нет ничего удивительного в том, что именно видео получают больший охват. И тут скорее вопрос не в реакции и желании аудитории потреблять контент в виде видео (хотя оно тоже есть, конечно), а речь скорее про алгоритмичную ленту Facebook. Прямые трансляции, кстати, тоже дают отличный охват. Всем подписчикам страницы приходит пуш, и конверсия в переходы там достаточно неплохая.
— Как появилась идея Telegram-канала «Круглый RTVI»? Формат с видео кажется простым, но до вас никто из крупных брендов этого не сделал.
Зухра: Это вопрос про адаптацию контента в социальных сетях. Многие бренды делают один видеоролик на все площадки, мы идем другим путем. Возникла идея адаптировать наших персональных ведущих под Telegram. Ну мы и придумали как.
Канал RTVI в Telegram
— А как технически реализовали загрузку видео, это ведь нестандартная функциональность Telegram?
Зухра: Ну почему же нестандартная. Эта фича появилась несколько месяцев назад, нам только осталось придумать формат и способ адаптации. Если коротко, то мы настроили достаточно сложную систему. С удовольствием наблюдаем, как некоторые наши конкуренты через несколько недель после нас тоже начали делать круглые видео с субтитрами. Правда они форвардят кругляшки c нечитаемым шрифтом, а не постят видео от имени канала. С нетерпением ждем, когда они научатся копировать лучше.
— Как продвигали Telegram-канал? Как набрали подписчиков?
Зухра: Показали его знакомым-авторам больших каналов, ну и дальше уже сарафанное радио. Денег не вкладывали.
— У RTVI есть что-то подобное в других мессенджерах: Viber, WhatsApp?
Зухра: В других мессенджерах нет таких возможностей. В WhatsApp, например, вообще нет ничего похожего на каналы Telegram или паблик-чаты Viber.
— У RTVI есть блог на Medium. Там всего 45 подписчиков, при этом мне как редактору он очень интересен. Кто завёл блог на Medium, кто его ведёт, для кого это и зачем вообще?
Зухра: Это общий редакционный блог, в котором мы рассказываем про наши форматы. Внутри редакции нам кажется всё достаточно логичным и понятным, но у читателей иногда возникают вопросы. И когда мы, например, видим десятки вопросов про «Инфошум», то мы пишем подробный пост. Для всех интересующихся.
Блог RTVI на Medium
Отдельным пунктом: вертикальные видео
— Тема, не дающая спокойствия медиатусовке. Когда, как и почему решили делать вертикальные видео? Как реагирует аудитория? Что по аналитике: вертикальное видео смотрят или гипотеза не сработала?
Илья: Эта самая тусовка вслед за западной тусовкой вот уже два года на всех конференциях сама кричала про mobile first и про то, что если не к 2018, то к 2020 году все окончательно уйдут в телефоны. Наша логика вполне подтверждается цифрами: уже сейчас 60–65% нашей аудитории смотрят нас с мобильных гаджетов. И им удобно, не нужно вертеть ничего в руках. Мы получаем исключительно одобрительный фидбек, из серии «почему раньше там никто не делал». А в десктопе, кстати, тоже смотрится вполне нормально.
О будущем издания в digital
— Вы лишь несколько месяцев как перезапустились. Вероятно, у вас много планов по работе с сайтом и digital-продвижением?
Илья: Ближайшие планы — совершить рывок в смысле посещаемости. А что будет дальше, посмотрим.
— Каким видите интернет и присутствие в нём RTVI через, допустим, пять лет? Есть ли место медиаизданиям в интернете или всё поглотят гиганты: компании из Долины, которые завязывают на себе инфопотоки? Начнут ли писать новости роботы-журналисты? Программатик поглотит процессы? Или ничего не изменится?
Илья: Совершенно точно до России дойдет то, что стало общим местом уже в американских медиа: уход от вебоцентричности. Сайт, именно как сайт, страница в интернете, www что-то там станет лишь одним из каналов дистрибуции контента. Гнать, как десять лет назад, со всех своих площадок людей именно туда уже бессмысленно. Вместе с сайтами в прошлое будут уходить и десктопы, а на телефонах (или других гаджетах, которые получат распространение) уже будет не так важно, в какой среде ты получаешь информацию — в приложении или мессенджере. Кому как удобнее. Тут важнее будет бренд и имя провайдера этой информации. И именно на них мы в первую очередь и будем работать.
Беседовал Роман Скрупник, Cossa.