Павел Мунтян — директор студии ToonBox
С 2003 года Павел Мунтян является автором и руководителем единственного в российском сегменте сети интернет-проекта, посвященного альтернативной и концептуальной мультипликации «KOMS.ru», и семейного анимационного портала «Мультиков.нет». С 2008 года совместно с художником Владимиром Понамаревым основывает анимационную студию ToonBox.
Почему мультипликация?
Мечты любого человека должны сбываться. Мечта заниматься именно мультиками жила во мне долгие годы и не покидала никогда, сколько я себя помню. Считаю ее воплощение одним из важнейших событий своей жизни, стоящим в одном ряду с рождением сына и с первым сексуальным опытом. Отучившись в институте на бюрократа, а в аспирантуре на психолога, я все равно пришел к тому делу, к которому всегда звало меня сердце. Профессиональное счастье — это не выполнение
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Павел, а расскажите о том, как появился ToonBox.
С моим партнером, Володей Пономаревым, меня познакомил наш общий друг, руководитель и организатор крупнейшего в России фестиваля комиксов «КомМиссия» — Хихус. Я давно занимался анимацией в качестве хобби, вел проект KOMS, купил портал Multikov.net, представлял интересы разных студий на рынке, занимался продажей бренда «Масяня», а тут образовался заказ, который хотелось сделать самому, но без команды это было просто невозможно. Когда мы познакомились с Володей, я понял, что смогу долго и эффективно сотрудничать с этим человеком. Чтобы переманить его, пришлось серьезно торговаться, и в итоге мы остановились на паритетных отношениях и равных долях. У меня было преимущество в принятии решений, так называемая «золотая акция», но этим правом я ни разу не пользовался, а теперь уже уверен, что и не воспользуюсь, потому что в течние нескольких лет работы мы всегда находили компромиссные решения, удовлетворяющие обе стороны. Первыми сотрудниками стали наши друзья. Большинство из них до сих пор работают в студии.
Сколько человек было изначально в команде?
Начиналась с 5 человек. Сейчас в компании работают 28 человек. Коллектив не большой, но продуктивный. Каждый сотрудник четко на своем месте и выполняет предельные объемы, которые может сделать на своем уровне, но так, чтобы не сойти с дистанции. Рост почти в 6 раз за 4 года я считаю хорошим, особенно если учесть, что компания была вынуждена развиваться в период разгара мирового финансового кризиса.
Как нашли первого клиента?
Мы нашли друг друга. Первый состав студии собирался под конкретный авторский телепроект «Настоящие приключения Белки и Стрелки» — анимационный сериал, производство которого мы были вынуждены приостановить во время кризиса,
Какую цель перед своей компанией ставили в начале пути?
Ту же, что стоит и до сих пор: создать знаковую мировую анимационную студию, контент которой заинтересует не только российского зрителя, но и видавшего виды европейца или американца, а также теле- и кинопрокатчиков разных стран. Пока что это дается с большим трудом, но, по крайней мере, четко виден вектор движения, определены краткосрочные и некоторые долгосрочные задачи. Сегодня в России анимация — это умирающий вид искусства. Помимо коммерческих целей, мы ставим и сверхзадачу — наша миссия: воспитывать в людях вкус, вдохновлять зрителя к творчеству, настраивать на позитив. Как бы пафосно это не звучало, мы, в самую первую очередь, тратим свои время, энергию и силы именно на это!
А был ли у вас конкретный план развития компании?
Изначально было только желание, не подкрепленное ни расчетами, ни даже простым пониманием объема трагедии, назовем это так. Сегодня мы формируем стратегию развития на несколько месяцев вперед. Конечно, в нашей стране нет возможности планировать
Как строятся взаимоотношения внутри ToonBox?
Принятие важнейших художественных и текущих организационных решений осуществляется между мной и моим партнером Владимиром. В большинстве случаев мы безболезненно находим общий язык,
Какова структура вашей студии?
У нас особая специфика работы, поэтому и отделы весьма специфические: коммерческая (рекламная) анимация, сериальная анимация (разбита сейчас на два основных проекта), маркетинг и административное управление, бухгалтерия.
Автор: ToonBox
Автор: ToonBox
Автор: ToonBox
Случаются ли
Анимационный бизнес — это уже огромная сложность. Попробуйте выйти на улицу и всех встречных подряд спрашивать: можно ли заработать в России на мультиках? Я думаю, не трудно догадаться, какой будет ответ у большинства людей. И это не случайно! Анимация нужна людям в самую последнюю очередь, так как она относится к сфере развлечений, то есть к сфере социальной стабильности. А сегодня о стабильности говорить пока сложно, это ни для кого не секрет. Поэтому наша сфера — это работа на канате под высоким куполом без страховки, когда невозможно оступиться, потому что даже лонжи нет, а внизу — бетонный пол!
Расскажите, пожалуйста, как происходит процесс создания идеи?
Очень
Мало того, сегодня внутри студии появилась новая сценарная ячейка — это мой заместитель Дмитрий Горбунов и один из ведущих сотрудников студии, Артур Меркулов. Они также синхронизировались идеологически и выдают потрясающие идеи! Я очень рад, что атмосфера компании рождает подобные энергетические кластеры. Это очень важно. Это показатель здоровья нашего студийного организма.
Сколько вариантов вы предлагаете клиенту? В каком виде презентуете идеи?
Стараемся предлагать не много, потому что при большом выборе клиент не выбирает ничего, а просит сделать компилляцию из несовместимых вещей. Получается бесвкусица и эклектика. Идею несем клиенту только тогда, когда мы сами в нее верим, когда знаем, что зритель будет не просто доволен, а увлечен событиями на экране. Идея — это залог успеха фильма. Есть множество примеров, где все произведение целиком живет исключительно
Часто приходится отстаивать идеи перед клиентом?
Да, но не всегда получается. Почти в каждой компании есть достаточно жетские корпоративные правила, с которыми, в любом случае, приходится считаться. Мы стараемся вырвать клиента за рамки, если это хоть
Как определяются сроки на проект?
Сегодня всё точно рассчитано. В любой момент времени мы знаем степень нагрузки каждого человека, и сколько мы можем сделать анимации. Если раньше мы хватались за всё, подписывались под короткие сроки и сложные задачи, то сегодня мы можем выбирать. Заказчики есть всегда, но в работу идут только интересные сериальные проекты, за редким исключением — одиночные фильмы. Когда заказчик приходит со словам «Надо было вчера!», мы отказываемся сотрудничать, такие заказы выбивают из колеи весь коллектив.
Пользуетесь услугами фрилансеров?
Да. Точнее говоря, не фрилансерами, а профессиональными
Собираетесь ли вы работать с зарубежными клиентами?
Мы уже активно сотрудничаем с целым рядом трансконтинентальных корпораций, поэтому понятие «зарубежный клиент» для нас не ново. Это потрясающий и чрезвычайно полезный опыт: тонны документов, длинные деньги, сложнейшие формы утверждения материала, мультиязычные переговоры,
Стимулируете ли вы саморазвитие сотрудников?
Да. Многие наши сотрудники проходят анимационные курсы как в России, так и за ее пределами. Почти каждый год наши сотрудники учатся в летней школе студии Gobelins во Франции. Мы вообще активно приветствуем профессиональный рост, а если сотрудник упирается в свой потолок, я почти всегда даю 95%, что мы с ним расстанемся. Такие случаи были, это ни для кого в компании не секрет.
Как отдыхаете?
Летом — ролики, вейк. Весной и зимой — сноуборд, чаще всего, конечно же, в горах. Если предлагают, стараюсь участвовать во всяких экстремальных мероприятиях. Что касается отдыха студии, то был период, когда большинство сотрудников компании каталось на досках. В прошлом году мы делали совместные выезды на гору — это серьезная эмоциональная разгрузка и физическая подпитка. Как известно, главное качество аниматора — это усидчивость или, как говорят в народе, «чугунная задница». Чтобы не иметь проблем со здоровьем, постоянно приходится пятую точку не только поднимать, но и бодрить физическими нагрузками.
Автор: ToonBox
Дружите ли с зарубежными профильными компаниями?
Да, сегодня у нас есть уже целый ряд иностранных
Есть ли компании, на которые вы ориентируетесь и к чьему успеху стремитесь?
Для нас главными ориентирами являются 3 компании: Walt Disney (США), 4 (Япония) и
Как относитесь к фестивалям, конкурсам и различным премиям?
Да. Первое время сами везде отправляли свои работы. Сейчас их забирают на конкурсы, и многие фестивали сами просто просят у нас материалы.
Есть такое понятие как «инфляция счастья». Нам приятно, когда мы берем награды, но сейчас нас больше интересует не почет, а качество продукта, который мы делаем. Радуемся не наградам и не вниманию, а конструктивной критике, новым решениям, новому качественному уровню! Мы сами себя критикуем гораздо больше, чем нас критикуют извне. Мы знаем все свои слабые стороны, но, зачастую, сроки не дают возможности довести до идеала. Это расстраивает больше любого поражения на конкурсах.
Что вдохновляет?
Если речь именно обо мне, то я поклонник европейского искусства. Мне нравятся скандинавские режиссеры, французкое анимационное кино, английские 3D мультфильмы. Из японских авторов мне
Но более всего, как ни странно, вдохновляют медитативные практики и самокопание. Внутри каждого из нас такой огромный потенциал! Достаточно лишь найти этот рудник, и исчерпать его уже невозможно. Ковыряясь в себе, нашел и залатал такое количество дыр, перепрошил себя в целом ряде направлений, заставил во многом измениться. Это очень сложно, но именно это и есть — бесконечный ядерный реактор внутренней энергии.
Расскажите, как вы организовали курс по классической анимации?
Изучаете ли вы новые программы, внедряете их в работу?
С огромным трудом новые программные продукты (не версии, а именно линейки продуктов) внедряются в производство, потому что это влечет к переработке тонн уже готового материала. Подобный консерватизм связан еще и с финансовым вопросом. Официальные пакеты программных продуктов стоят очень дорого. Будучи постоянно на виду, мы не можем себе позволить нелегальное использование софта. Конечно, если приходит новый сотрудник и говорит, что ему знакомо
Приветствуете ли вы мультиплатформенность у сотрудников?
Да. Конечно! Знание различных программных продуктов, связанных с анимацией, это как владение разными техниками в живописи. Комбинировать можно что угодно с чем угодно. Художественные нюансы по «состыковыванию» ложатся на ответственную спину режиссера, но технические — всегда на исполнителя. Если он может
Какого уровня должен быть специалист, чтобы попасть в ToonBox?
Для нас главное — это знание анимационных законов и владение программным продуктом. Причем, именно в этом порядке. Научить классического аниматора работать во Flash гораздо проще, чем знатока этой технологии обучить анимации.
Что можете посоветовать российским аниматорам? На что стоит обратить внимание?
В первую очередь, надо обратить внимание на то, что есть опыт тысяч людей, занимавшихся этим видом искусства за последнее столетие. Многие вещи не нужно изобретать, а нужно просто подсмотреть. Анимация этого не запрещает. Двигать объекты по экрану — это не анимация. А вот вселять в них жизнь — это и есть настоящая анимация от слова «Анима» (душа). Для этого надо четко представлять себе, что любой физический объект имеет массу, плотность, цвет, фактуру, а любой живой персонаж — еще и настроение, и характер, и
Четыре совета молодым талантам?
Работа над собой — это главная работа, на которую стоит тратить свои ресурсы: время, силы, энергию. В любой области, чем бы человек ни занимался, надо стремиться к тому, чтобы стать первым!
Никогда не отсупайте, если чувствуете внутри себя силы заниматься любимым делом и делать из него дело жизни. Ни Джима Моррисона, ни Стива Джобса, ни Уолта Диснея, ни многих других великих людей современности мы бы с вами не знали, если бы они пошли на поводу не внутреннего голоса, а рекомендаций со стороны! Очень важно слушать себя и не отступать.
Всегда необходимо помнить, что любые отношения — это работа, а серьезные отношения — это война. Это касается как личной жизни, так и профессиональной. Бизнес — это поле боя!
Работая на себя или на кого-то, нельзя забывать о таких понятиях, как честь и совесть. Перешагивая через эти два слова, можно забыть об успехе! Я сделал много поступков, о которых сожалею и за которые теперь плачу. Если бы мне хватило мудрости не делать таких ошибок в свое время, сегодня я был бы на много шагов впереди.
От редакции: портфолио студии ToonBox и их последние работы вы можете посмотреть здесь.