Герой недели: Ден Гришин — креативный директор в SapientNitro
Расскажи про свою карьеру. С чего ты начинал и как постепенно пришёл к тому, что у тебя есть сегодня?
В конце 90-х реклама казалась чем-то магическим. Сначала наблюдал за тем, что происходит на рынке, постепенно вовлекался в процессы и начал расти вместе с ним.
Интересно узнать про твой первый опыт работы.
Как и у большинства начавших в тот период времени, это были небольшие дизайн-студии. Я занимал различные позиции, начиная от творческих, заканчивая менеджерскими. Так, с периодичностью примерно раз в 2 года, я сменил несколько агентств.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Что заставляло тебя менять место работы?
Я рос быстрее агентств, поэтому мне всегда хотелось развития, самореализации, каких-то новых достижений и новых клиентов. Потом я какое-то время проработал в команде Можаева в Index20, а в начале-середине 2000-х перешел в маленькое дизайн-креативное бюро в качестве арт-директора и партнёра.
Почему ушёл из Index20? В тот период это же была очень перспективная и большая компания.
Со временем я понял, что мне больше не интересно работать на стороне сейлера, потому что задачи с точки зрения креатива были с очень ограниченными ресурсами. Я решил, что в другом месте смогу развиться больше и интереснее для себя. Во время работы в качестве партнера в творческом агентстве я наблюдал, что такое креативные бутики, и как функционирует этот бизнес — это был очень ценный опыт. Затем я перешел в digital-агентство FCBi Moscow в составе Media-Arts Group, где работал 4 года под руководством Володи Коровкина.
На какой должности?
Я пришел на позицию арт-директора и за два года вырос до и.о. творческого директора. Работая там же, в какой-то момент получил предложение возглавить креатив от другого агентства группы — DRAFTFCB. И какое-то я время совмещал эти 2 должности: работая как с ATL креативом и digital-креативом. Для меня это был новый интересный опыт.
Получается, меньше, чем за 10 лет ты очень внушительно продвинулся по карьерной лестнице. Поделись секретом: за счёт чего?
За счёт вовлечения в работу, желания получать знания, за счёт того, что мне это интересно. В общем-то, все достаточно быстро развивались в этот промежуток времени, потому что рынок только начинал формироваться и количество профессионалов было ограничено. В этот же момент все сетевые агентства начали развивать свои digital-направления.
И как дальше тебе удавалось совмещать две должности?
Вполне успешно. Я получал опыт в ATL, параллельно с этим в качестве участника рабочей команды занимался ТTL проектами, интегрированными как с ВTL, так и со спортивным маркетингом и тому подобное. А в 2010 году Александр Романов предложил мне возглавить агентство Smart New Solutions и стать управляющим творческим директором.
Расскажи, что конкретно удалось сделать за эти 2 года? Можно ли выразить достигнутые результаты в точных величинах: в процентах, например?
Оценивать мое влияние на количественный рост агентства не совсем верно, так как этот показатель зависит от многих участников процесса. Я могу сказать о качественном росте, и о том, что удалось сделать за 2 года с точки зрения предоставляемых услуг — агентству удалось абсолютно по-другому посмотреть на бизнес как таковой.
С чем связано твое решение перейти в SapientNitro?
Для меня переход в SapientNitro — это возможность по-другому взглянуть на digital. Сегодня в России приходит понимание того, что digital — это не «сайт+баннер+соцмедиа» и даже не среда, а подход к построению коммуникации — когда начинает происходить тотальная цифровизация маркетинга, происходит бурный рост электронной коммерции, потребители все чаще становятся частью маркетинговой команды, а технологический опыт и инновации агентства выходит на один уровень с креативной составляющей, очень важна кросс- экспертиза, которая есть у SapientNitro в мире.
Многоканальный маркетинг, высокая технологическая экспертиза и всеобъемлющий опыт в построении долгосрочных отношений между брендом и потребителем, а также уникальная система коллаборации между международными офисами (возможность работать совместно с интернациональной командой над проектами для российских клиентов) стали для меня определяющими в желании присоединиться к команде SapientNitro.
Ты уже почти 14 лет на рекламном рынке. Он фактически зародился и развивался на твоих глазах. По твоему мнению, что самое значимое произошло за этот период с точки зрения технологий и с точки зрения клиентов?
Произошла очень интересная штука. Раньше интернет для больших клиентов был скорее развлечением и делался по остаточному принципу, сейчас он всё больше становится основным коммуникационным каналом и основной площадкой в конкуренции за внимание пользователя. Всё больше и больше клиентов акцентируют внимание на digital. Коммуникации становятся более интерактивным. И в пути потребителя к совершению покупки digital, как и mobile и dooh начинают играть очень большую роль (поиск информации о товаре, получение дополнительного знания и т.д.)
А касательно развития рекламного рынка, как ты оцениваешь ситуацию сейчас?
Рынок растёт стабильно. Есть уверенные игроки -- это в основном крупные коммуникационные холдинги, наращивающие и обороты, и экспертизу в digital. При этом появляется много маленьких агентств с узкой экспертизой. Это связано с тем, что люди из больших агентств в какой-то момент уходят, открывают что-то своё, в чём они являются экспертами, и что, в свою очередь, может быть не востребовано крупным агентством. А в рамках маленького агентства появляется возможность немного про-другому смотреть на те же самые задачи, которые раньше решались по-иному.
Кем ты себя видишь лет через пять и чего хочешь достигнуть?
Я хочу продолжать расти с рынком, вовлекаться в day-to-day работу и не останавливаться. Мне кажется, сейчас очень сильно будет развиваться технологическая составляющая, её развитие сейчас только начинается. То есть, грубо говоря, только сейчас все поняли, что такое digital, насколько он «распрямил крылья» и куда лететь.
Ты очень много времени уделяешь своей работе. А это твоя основная инвестиция – время, подкреплённое КПД. Так почему ты остаешься наёмным работником? Создав собственную фирму, ты мог бы зарабатывать гораздо больше
Я не боюсь рисковать, мне просто кажется, что, работая в крупных агентствах, сейчас я смогу достигнуть более высоких результатов с точки зрения бизнес-процессов. Для меня очень важна, например, философия компании. К сожалению, в маленьких агентствах с этим в какой-то момент наступают проблемы. В любых компаниях бывает период роста и стагнации. В момент стагнации философия становится основным мотиватором.
Давай теперь поговорим про твою команду. Мне всегда очень интересно, как руководители выстраивают систему мотивации.
Мотивация направлена на результат, на достижение, на желание. У нас присутствует довольно прозрачная финансовая мотивация: есть годовая система бонусов, есть система KPI на всех уровнях, в зависимости от работы конкретного сотрудника и в целом от результатов компании. И, помимо финансовой мотивации, должна быть и нематериальная, разумеется. Мне всегда хотелось, чтобы люди с большим желанием ходили на работу каждый день, потому что лично для меня работа –- это развлечение, радость, возможность общаться с людьми, которые мне приятны. У нас есть правило: мы стараемся брать людей, которые способны принимать решения самостоятельно, и просто не мешаем им работать. Я считаю, что нельзя ограничивать людей в рамках какой-либо одной деятельности и не давать возможности развиваться. Если сотрудник готов вести самостоятельно проект, брать на себя ответственность и риски – мы дадим ему такую возможность. Естественно, на начальном этапе его страхует кто-то из старших, а дальше он растёт сам.
А что ещё тебе важно в людях, которых ты берешь на работу?
Увлеченность работой. То есть для них это должно быть действительно интересно. Не «отсиживание» в офисе с 10:00 до 19:00, а вовлечение в работу. У нас нет такого понятия, как «начало рабочего дня». Люди приходят на работу в тот промежуток времени, в который им комфортно. Я ещё на себе осознал, что если мне комфортнее приходить на работу в 11 утра, то если я приду на работу в 10:00, то я за час всё равно ничего полезного не сделаю. Я буду пить кофе, смотреть в окно, разговаривать с коллегами и попросту потрачу время. У каждого сотрудника есть определённые задачи, которые ему необходимо выполнять. Как и есть сроки, которые контролируются его руководителем. Когда он это будет делать – личное дело каждого сотрудника. Единственное условие – он должен присутствовать на общих собраниях, которые всегда подтверждаются заранее.
По твоему мнению, какого рода профессионалов сейчас не хватает на рекламном рынке?
Сейчас большой недостаток на рынке людей с cross-опытом. То есть, к сожалению, сейчас быть экспертом в digital недостаточно, чтобы работать в агентстве. Нужен cross-медийный опыт — ATL или BTL, чтобы видеть задачу с разных сторон.
Сейчас ты много времени отдаешь участию в креативе?
Порядка 60% всего моего времени направленно на общение с креаторами — моя задача, как креативного директора, поддержать и помочь развить родившуюся идею, если это необходимо. Мне очень нравится, когда креаторы думают не только о креативе, а продумывают коммуникацию полностью. Очень часто они попадают «в десятку».
Расскажи, как ты планируешь своё рабочее время?
Есть основные задачи – стратегия развития, разработка продукта, работа с креативом, а какие-то текущие задачи я стараюсь отдавать на решение руководителям направлений и стараюсь быть в курсе того, как движется тот или иной проект. Таким образом я стараюсь поддерживать верхний слой менеджмента на том уровне, чтобы в моё отсутствие любой руководитель мог на краткосрочной основе меня заменить.
30% моего рабочего времени уходит на чтение почты. Каждый день я стою в копии у 800 с лишним писем, отвечаю примерно на треть из них. А конкретно пишу, наверное, порядка 100-150 писем в день — привычка закреплять все в письменной форме у меня сформировалась еще в начале профессиональной деятельности. Где-то 30% уходит на работу с креативом, 20% — на встречи и ещё 20% — на управленческо-стратегические задачи.