Юлия Лесникова: «Российский бизнес постепенно осознает, какие возможности развития открывает перед ним Интернет»
Достижения в числах
Программа «Менеджмент в сфере интернет—технологий» стартовала в 2007 году. Можно ли сейчас, по истечении двух лет, подвести первые итоги работы?
Этой весной мы набрали шестую группу учащихся. Примерно половина из них пришла по рекомендациям знакомых, уже закончивших обучение. На рынке образования интерес к индустрии и, соответственно, к программе повышенный. Учитывая это обстоятельство, в 2011 году мы планируем начать подготовку специалистов по
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Сколько студентов было выпущено за время существования программы?
В мае пройдет защита четвертой группы. В каждой группе в среднем 35 человек. Однако далеко не всякий поступивший на нашу программу в итоге получает диплом ГУУ. Для этого надо сдать все экзамены, зачеты и — самое главное — защитить дипломную работу. В среднем дипломы у нас получает половина студентов. Может быть, чуть больше.
Выпускники в ссылках
В качестве дипломной работы студенты защищают «собственный интернет-проект». Что под этим подразумевается? Концепция? Работающий сайт? Сайт, приносящий прибыль?
Дипломный проект может быть любым: это может быть концепция нового сайта или уже работающий сайт, сервис, интернет-решение для крупной фирмы, рекламная кампания — словом, все, что можно реализовать в Сети. Главное, чтобы защищаемый проект был реальным. Мы не допускаем к защите исследования, оторванные от реальности, не проверенные и не подкрепленные действиями на практике. Конечно, за несколько месяцев работы не каждому удастся создать проект, приносящий прибыль, а многие масштабные проекты и вовсе доходят до защиты в виде «проволочной» версии. Однако уже по первым шагам менеджера всегда можно судить о том, насколько в принципе выполним представленный им план. Мы ожидаем от наших выпускников, что они проявят себя как зрелые руководители, способные видеть проект не только в деталях, но и в целом. Именно этому мы их и учим.
Можно ли ознакомиться с какими — то проектами, реализованными вашими студентами?
Можно. Вот некоторые проекты, реализуемые нашими слушателями и выпускниками:
Среди проектов в основном стартапы, или присутствуют и другие — например, решения для оптимизации работы компаний?
В силу того, что существенной частью наших слушателей были и остаются представители оффлайнового бизнеса, которые приходят на программу, видя в Интернете отличный новый рынок, примерно половина дипломов — это именно решения, оптимизирующие деятельность компании в целом либо позволяющие ей перестроить определенный участок работы при помощи Интернета. Многие дипломы затрагивают популярную в последние годы тему уменьшения операционных расходов и повышения доходности за счет частичного либо полного переноса коммуникации с клиентами и партнерами в Сеть.
Какая часть учебного процесса приходится на практическую деятельность, и в чем она заключается?
Это довольно значительная часть от общего объема занятий. Что же касается конкретного ее содержания, то в процессе обучения студенты разбирают кейсы, решают задачи, основанные на данных реальных проектов, осуществляют экономические расчеты, планируют рекламные кампании, разрабатывают стратегии развития и т. д. и т. п. Составить конкретное представление о характере практических работ наших студентов можно, перейдя по ссылкам:
Будущее в планах
В каком направлении вы планируете развивать и совершенствовать процесс обучения в ближайшее время?
Не так давно мы создали ученый совет, в состав которого вошли топ-менеджеры Рунета, являющиеся преподавателями нашей программы. Совместно с ними мы будем обсуждать варианты ее развития, оптимизации учебного плана, совершенствование программ, методов обучения, возможности привлечения ресурсов компаний, которые являются партнерами программы. Это нововведение, мы уверены, поднимет качество обучения на новый уровень.
Есть ли вероятность того, что цена на обучение снизится? Сейчас много говорят о кадровом голоде на IT-рынке. Может быть, снижение стоимости поможет развитию всего Рунета?
Затраты на создание, поддержку и проведение программы высоки. Это и расходы на учебный процесс, на оплату труда преподавателей, на практические проекты, приглашение зарубежных спикеров и т. п. Но мы предоставляем нашим партнерам особые условия обучения: есть корпоративные программы, целевые наборы, тренинги и семинары. Кроме того, в наших планах — разработка системы грантов для наиболее талантливых и перспективных студентов.
Заявленный вами проект Silicon Trip — что это и для кого?
Это международная краткосрочная образовательная программа, ставящая своей целью изучения интернет-индустрии США и особенностей функционирования компаний, работающих на американском рынке. Пройдет она с 13 по 27 августа 2010 года, и участие в ней должны принять около 30 человек — самых перспективных выпускников и слушателей программы, ее преподавателей и партнеров — в частности, в американскую поездку с нами отправляются представители РОЦИТ. Чего мы ждем от программы? Ждем максимального охвата интересующей нас тематики — хочется побывать и в мейджорах, и в небольших компаниях, успешных стартапах, увидеть весь срез американской интернет-индустрии.
Среди тех, с кем уже достигнуты предварительные договоренности — такие титаны как Google, Microsoft, Yahoo, Facebook, Evernote, Organic, Linkedin, Coremetrics, Apple, Ning, IDEO, Adobe, Twitter, Razorfish, Wikipedia, CNET, Wired Magazine, BabyCenter, Ebay. Формат общения с представителями этих компаний не будет исчерпываться экскурсиями по предприятиям, он предусматривает подробное знакомство с основными направлениями их деятельности, историей, сложностями в развитии, путями их преодоления, перспективными планами и т. д. У участников стажировки будет возможность пообщаться и задать вопросы генеральным директорам, руководителям отделов, директорам по маркетингу и финансам.
Кроме того, мы договорились о нескольких лекциях, которые специально для нас прочтут профессора Стенфордского университета.
Преподаватели во взаимодействии
По какому принципу отбираются преподаватели? Они приходят на программу по собственной инициативе, или же это возможно только по вашему приглашению? Как оценивается их работа?
По разному бывает. Кто-то сам изъявляет желание преподавать. Кого-то мы находим и приглашаем. Внимательно изучаем составы участников различных конференций, прислушиваемся к рекомендациям уже сотрудничающих с нами преподавателей. Что же касается оценки работы того или иного педагога, то она осуществляется посредством анкетирования слушателей и руководителей программы.
Участвуют ли студенты в выборе преподавателей, могут ли они от какого-то из них отказаться? Какие люди сотрудничали с вами именно по инициативе студентов?
Могут. И участвуют. И, бывает, отказываются. Мы прислушиваемся к мнению наших студентов и поддерживаем с ними постоянную связь. У нас регулярно проходят собрания, обсуждения учебного процесса. У всех студенческих групп имеются блоги и форумы, где ребята имеют возможность общаться и обсуждать лекции и преподавателей.
Конкуренция в цитатах
Не возникает ли между вами и «Высшей школой экономики» конкуренции за преподавателей? Сильно ли различаются состав лекторов, списки рассматриваемых тем и вопросов?
Особой конкуренции именно из-за преподавателей мы не отмечаем. Кроме того, мы вообще не зацикливаемся на изучении деятельности конкурентов и предлагаемых ими услуг. Мы знаем, что программы RMA — первые в своем роде. И направляем основные усилия на изучение потребностей индустрии, ее компетенций и кадровых предпочтений.
Но не путают ли вас? И если да, то как вы стараетесь этой путаницы избежать?
Некоторые абитуриенты, которые приходят к нам, знают и о других программах и выбирают между ними и нами. Нередко задается вопрос, чем мы отличаемся. Бывает, просят сравнить нашу программу с другими. Однако мы, как я уже говорила, стараемся не тратить много времени на изучение того, что и как делают конкуренты, а работаем напрямую с индустрией и стремимся отвечать ее потребностям. В отличие от конкурентов, которые нередко пытаются сравнивать и сопоставлять нашу программу со своей и утверждают, что вот это RMA делает хуже, вот этого не делает вовсе, мы идем по другому пути. Когда абитуриент задает мне вопрос относительно конкурентов, я советую ему сходить в ту же «вышку» или куда-то еще и самому принять решение о том, что подходит именно этому человеку.
Многие из ваших преподавателей являются топ-менеджерами IT-компаний или практикующими интернет-бизнесменами. Не возникает ли у них проблем с распределением времени между преподаванием и основным родом деятельности? Соня Соколова, например, сетовала на «картонных кураторов»...
Соня порой бывает излишне резка в суждениях. К «картонным кураторам» она причислила Артемия Троицкого и, на мой взгляд, погорячилась — Артемий реально очень много делает для «своей» программы — «Менеджмент в музыкальной индустрии». Что же касается интернет-факультета, то, естественно, занятость наших лекторов создает определенные трудности в организации учебного процесса. Однако RMA уже 10 лет работает с различными образовательными программами. Мы знаем как организовать качественный учебный процесс и умеем делать это даже несмотря на определенные сложности, которые создает занятость нашего преподавательского состава.
Среди отзывов студентов, обучающихся по вашей программе, приходилось встречать и такой: «На работе посчитали, что получится выгоднее оплатить мое обучение в RMA, чем все семинары и конференции отрасли, где я буду видеть тех же людей». Можно ли в связи с этим сказать, что ваша программа — конкурент Российсккому интернет-формуму (РИФ), eTarget, конференциям Бунина и прочим?
Разумеется, нет. Согласитесь, что конференции и годовая программа обучения — это совершенно разные форматы. В первом случае вы имеете дело с вещанием на зал в 300-500 человек и возможностью общения в кулуарах. Во втором — с продолжительным академическим обучением, серьезными испытаниями в виде зачетов, экзаменов, практических работ и защиты диплома. Эти вещи, на мой взгляд вообще нельзя сравнивать, хотя они и могут сосуществовать, так сказать, параллельно, дополняя друг друга. К слову, у RMA для студентов и выпускников имеются специальные предложения на посещение профильных мероприятий: например, участие в РИФ для них в этом году бесплатно, а на software people предоставляется
Андрей Себрант как-то сказал, что выпускники RMA лучше подходят для работы в мелких компаниях, нежели в крупных. С ним солидарна и Анна Караулова: «курсы RMA лучше для людей, которые работают над созданиями стартапов, что бы не понималось под этим словом, а курсы в „Вышке“ — для будущих сотрудников крупных компаний». Вы с этим согласны? Если нет, то кого на самом деле готовят в RMA, для каких задач и компаний?
У меня есть основания полагать, что свое заявление Андрей сделал под влиянием негативных эмоций. В свою очередь, эмоции эти, по видимому, возникли в связи с тем, что дипломник, руководителем которого был г-н Себрант, получил за свою работу неудовлетворительную оценку. Тогда одного из ведущих наших преподавателей поддержали еще несколько «обиженных» невысокими дипломными баллами. Должна признать: во всей этой истории безусловно была и доля нашей вины.
Это была защита самой первой нашей группы и теперь я понимаю, что нам просто нужно было плотнее работать и с преподавателями, и, в первую очередь, со студентами, разъясняя им все требования, предъявляемые к дипломной работе. Именно после защиты И1 мы ввели институты утверждения тем и предзащиты, как обязательные для выхода на защиту диплома. Сделанные ошибки учтены и проанализированы, а те небольшие шероховатости, что возникли в наших отношениях с г-ном Себрантом, сгладились. Мы по-прежнему сотрудничаем с Андреем и довольны этим сотрудничеством.
Относительно подготовки кадров для стартапов и для больших компаний. Мы даем возможность понять, как строить собственный бизнес наряду с тем как эффективно функционировать в процессах большой компании.
Студенты в бою
Складывается ощущение, что основная масса ваших студентов — люди, уже работающие в IT-компаниях. Так ли это на самом деле? И если так, то чему можно учить людей, которые уже сами многое узнали на практике?
Все вовсе не так однозначно и однородно. Как я уже говорила, в последнее время к нам приходят учиться много людей из офлайна: российский бизнес постепенно осознает, какие возможности развития может дать ему Интернет. Так что, тестируя группу на вступительных испытаниях, мы теперь, как правило, принимаем решение о проведении дополнительных лекций — своего рода введения в индустрию. Лекции эти входят в общую стоимость обучения и позволяют нам несколько сгладить разницу между, условно говоря, «интернетчиками» и теми, кто прежде непосредственного отношения к индустрии не имел.
С другой стороны, среди наших студентов действительно много менеджеров среднего звена, работающих в интернет — компаниях. С некоторыми из них — например, с HeadHunter и Яндекс — заключены корпоративные договоры на обучение. Для этих людей, действительно продвинутых, наша программа тем не менее является отличной возможностью структурировать уже имеющиеся знания и ознакомиться с опытом наиболее успешных профессионалов, работающих в интернет—индустрии.
Первые выпускники программы (группа Интернет-1) защитились не очень удачно, было даже несколько бурных обсуждений в блогах. У группы Интернет-3 это получилось лучше, хотя куратор программы Соня Соколова опять осталась не слишком довольна: дипломы получили всего 18 человек из 42. Чем вы это объясните? И что предпринимаете, чтобы повысить качество обучения и мотивацию студентов?
Да, вы привели правильные цифры, и, наверное, процент защитившихся мог бы быть и побольше. Но с другой стороны, мы ведь не гонимся за количеством, нас интересует прежде всего качество. Между тем, у российских студентов не сложилось еще твердого понимания того, что деньги, заплаченные за образование, не означают (и не должны означать) автоматического получения диплома.
Смотрите: мы предоставляем нашим учащимся все возможности для работы над дипломом, минимум двух научных консультантов — одного от профессуры ГУУ и одного — собственно от «интернетчиков». Но дальше — будьте любезны, сами. Для тех, кто собирается с силами и мозгами, диплом — прекрасная возможность получить ценные консультации, просчитать проект — свой собственный или тот, что развивает направивший тебя на обучение работодатель.
Что мы делаем для того, чтобы защищающихся стало больше? Много чего. Например, стараемся организовывать как можно больше преддипломных лекций и практических занятий, недавно ввели отдельный спецкурс по написанию дипломного проекта. Касательно дополнительной мотивации: всех защитившихся мы поощряем правом посещения любых лекций программы и после окончания обучения. У тех, кто остался без диплома, такого права нет.
В отзывах на программу упоминается, что защищающего диплом непременно спрашивают, где будут изысканы деньги, потребные на осуществление представленного на суд комиссии проекта...
Скорее, не «деньги», а «ресурсы». Руководитель (если он, конечно, настоящий руководитель) обязан представлять, где изыскивать внутренние и внешние ресурсы, необходимые для развития проекта. Эти ресурсы далеко не всегда являются денежными: очевидно, что речь может идти о времени, людских ресурсах и т. п. Все это хороший управленец обязан предусмотреть, прежде чем браться за воплощение своих идей.
В каких компаниях стажируются ваши студенты? О каких стажировках больше всего положительных отзывов?
Так или иначе мы можем договориться практически с любой компанией. При том, что в некоторых из них к стажерам предъявляют особые требования — знание HTML, английского языка и т. п. Что же до отзывов, то очень хорошо наши студенты всегда отзываются о стажировках в «Ашманов и Партнеры», в Buongiorno, в Red Keds, в HeadHunter.
А в чем интерес компаний, приглашающих ваших студентов на стажировки?
Ну, у нас все-таки бизнес—образование. Ребята в основном мотивированные, нередко, как уже говорилось, с опытом работы в индустрии. Так что в конечном счете грамотно построенный процесс стажировок становится обоюдовыгодным и для компании, и для стажера. Больше того: многие компании рассматривают период стажировки как некий испытательный срок и затем принимают ребят, которые в этом заинтересованы, на постоянную работу.
Чего всё-таки в программе больше — «интернета» или «менеджмента»?
Базовые дисциплины, которые преподает профессура ГУУ, относятся, разумеется, к менеджменту во всей его, так сказать, совокупности. Однако мы стараемся, чтобы и здесь достаточное внимание уделялось именно специфике менеджмента в Сети.
Есть ли у студентов сообщество, сайт, где они могут обмениваться опытом, мнениями?
Да, у каждой группы есть блог или форум, который они создают после первого же занятия. Вот например блог последней группы, которая приступила к учебе неделю назад: i6.1gb.ru. А вот — выпускники из группы Интернет-3: rmatrix.ru.