«Интроверт-разработчик — это для нас миф»: интервью с Devision о том, как создавать уникальные бизнес-приложения «с нуля»
В нашей постоянной рубрике «Портрет агентства» — интервью с компанией Devision, органически выросшей из рекламного агентства Риалвеб. Коллеги рассказали, как выйти за рамки привычного, чтобы начать создавать классные martech-продукты и бизнес-приложения, и почему время универсальной коммерческой разработки уже закончилось.
Компания Devision уже более 5 лет занимается коммерческой разработкой бизнес-приложений и разработкой martech-продуктов для агентств и рекламодателей. Среди клиентов компании — Mazda, HeadHunter, Перекрёсток, Связной и другие крупные представители разных индустрий.
С чего всё начиналось, как появилась идея, кто стоял у основ?
Devision появилась в недрах рекламного агентства Риалвеб, которое с 2002 года решало задачи клиентов, связанные с автоматизацией интернет-рекламы и аналитики. Первые сервисы были написаны в 2002–2003 годах и стали прототипами для последующего запуска AdServer-платформы и системы аналитики рекламных размещений Adhands.
Со временем собственная разработка и возможность реализации действительно масштабных интеграций на стыке рекламы, автоматизации и комплексной аналитики стали одним из основных конкурентных преимуществ Риалвеб. Особенно это стало актуально ближе к концу нулевых, когда количество рекламных площадок и каналов в интернете стало действительно значительным. Всё популярнее становилась индустрия martech, а задачи технологических бизнесов всё менее тривиальными.
Что стало началом истории Devision?
Автоматизация всегда была сильной стороной Риалвеб, со временем наработки и опыт как раз и позволили создать AdHands. Но довольно быстро стало понятно, что для успешного создания масштабных бизнес-приложений необходим абсолютно другой подход к построению компании. Мы должны были отойти от привычных бизнес-процессов рекламного агентства и стали строить IT-компанию.
Первым продуктом, вышедшим за пределы агентства и получившим широкую известность на рынке, стала платформа Garpun. В 2013 году состоялась сделка с инвестиционным фондом iTech Capital, позволившая значительно повысить темпы развития продукта и маркетинговую активность. Garpun использовали крупнейшие рекламные агентства и рекламодатели.
Система стала массовым и популярным решением для автоматизации рекламных кампаний крупнейших ecommerce-проектов в контекстных системах Яндекс.Директ и Google Ads. Именно этот момент стал поворотным, и Devision начала свой полностью самостоятельный путь.
Разработкой каких продуктов вы заняты сейчас?
Сейчас можно выделить три ключевых направления работы Division:
- коммерческая разработка бизнес-приложений на базе платформы META;
- разработка инструментов для рекламного рынка;
- настройка сложных серверных решений.
За последние три года мы сильно переориентировали бизнес-модель. Теперь работаем не только над продуктами для рекламной индустрии, но также развиваем направление коммерческой разработки и осуществляем интеграцию продуктов линейки G Suite.
Почему взяли вектор на коммерческую разработку?
Очень часто представленные на рынке продукты не решают нужных задач, требуют больших ресурсов разработчиков и не дают возможности полноценных интеграций со сторонними сервисами.
На примере Риалвеб мы ощутили необходимость создания кастомных решений для бизнеса. Потому что время универсальных решений уже закончилось. Любое универсальное решение, интегрированное во все бизнес-процессы компании, будет уступать системам, заточенным под узконаправленные задачи. Единственный вариант — это связать множество систем воедино. Так у нас появилась META.
Расскажите, что представляет из себя META?
Это наш ключевой продукт и приоритет в работе. МЕТА представляет собой технологическую платформу для построения корпоративных приложений нового уровня. Это по сути целостная система, которая объединяет множество разрозненных инструментов.
Она позволяет быстро подключаться к любым внешним источникам данных, используя различные сценарии (API, подключение напрямую к базе данных, файлы данных, json и так далее).
Далее через интерфейс редактирования и набор готовых компонентов в платформе можно быстро построить приложение, для этого достаточно навыков работы с SQL-запросами и Java Script. В ближайших планах — выпустить SDK для продвинутых пользователей платформы. Само приложение можно развернуть локально или в облаке. Уже сейчас нами реализовано большое количество модулей, решающих уникальные задачи бизнеса.
МЕТА подходит для компаний с массивом разрозненных источников данных, которые требуется объединить, обработать, а затем построить на основе всего этого решение. Решения же могут быть совершенно индивидуальными: начиная со сквозной аналитики и заканчивая разработкой кастомного CRM-решения. МЕТА позволяет развернуть инфраструктуру полного цикла (от железа до бизнес-логики приложения).
Что примечательно, МЕТА также умеет встраиваться в чужие внутренние системы и контекстно помогать с решением бизнес-задач. Нами уже реализованы кейсы для разных компаний, когда МЕТА встраивалась в чужие SAAS-сервисы, такие как AmoCRM или JIRA, или же в кастомные приложения и системы клиента (интранеты, системы медиапланирования, отчётности, самописные CRM и так далее).
Для какого бизнеса META наиболее полезна?
Одним из динамично развивающихся рынков всегда был интернет-маркетинг, поэтому наши готовые продукты и решения в большей степени связаны с этой отраслью.
Но МЕТА позволяет оптимизировать бизнес-процессы, например, в финансовой службе и отделе по работе с клиентами.
Если же говорить про сегменты бизнеса, то их список очень и очень большой. Крупные автодилеры, импортёры, застройщики, фармацевтические компании и прочее. Если у вас большой объём данных и много разрозненных систем, отвечающих за бизнес-процессы, то вы наш потенциальный клиент.
Какие технологические решения вы уже создали для рекламной индустрии?
Современный рекламный ландшафт меняется очень быстро, растёт количество каналов и площадок, происходит диффузия традиционных и цифровых рекламных каналов. И мы выстраиваем так работу наших приложений, чтобы они наиболее эффективно вписывались в экосистему рекламного рынка здесь и сейчас.
Наши рекламные продукты — это Garpun, Garpun Feeds и META CRM. Все приложения мы строим на базе собственной платформы META.
Garpun Feeds позволяет агрегировать и анализировать информацию из множества различных источников, что особенно важно для крупных клиентов или агентств, в чей медиамикс входит большое количество каналов и площадок.
Получение данных из любых источников и их загрузка в любые системы хранения с возможностью дальнейшей визуализации — система построена по принципу from anywhere to anywhere. Сейчас в приложении реализовано более 30 коннекторов ко всем популярным платформам в рунете и не только.
В свою очередь META CRM автоматизирует полный жизненный цикл клиента рекламного агентства: медиапланирование, документооборот, финансовую и клиентскую отчётность. Созданы интеграции и бизнес-приложения, взаимодействующие с множеством различных систем: AmoCRM, JIRA, 1 °C, Basecamp, Контур Фокус, Битрикс и многими другими. Встроенные тикеты позволяют ставить внутри системы задачи и отслеживать их выполнение менеджерами.
Продолжает развиваться и система Garpun, перенесённая на модули новой платформы МЕТА и ставшая за эти годы базовой системой автоматизации для тысяч клиентов из всех возможных сегментов и отраслей. Система объединяет несколько источников данных (XML, YML, CSV, Google Spreadsheet), пользователь определяет правила генерации рекламных кампаний и их расширений. Для удержания необходимых позиций в выдаче поисковых систем разработан сервис управления ставками. Garpun умеет обрабатывать фиды в 1,5 и более Гбайт.
Вы являетесь официальным партнёром и реселлером линейки G Suite в России. Расскажите, как выстроена работа в этом направлении?
Началось всё с того, что Риалвеб два года назад потребовалось перенести собственную IT-инфраструктура агентства в облако G Suite, которое обладает инструментами не только почтового сервиса, но и позволяет развернуть полноценную инфраструктуру. Это инструменты: для общения (Gmail, Календарь, Hangouts Meet, Hangouts Chat), хранения и поиска данных (Drive, Cloud Search) и совместной работы (документы, таблицы, формы, презентации).
Но одно дело — просто подключить новый сервис, а совершенно другое — организовать перенос на облако Google огромного массива данных агентства, обеспечив резервное копирование информации на внутренние ресурсы компании и не нарушив существующие бизнес-процессы.
Нашими требованиями при миграции в облако G Suite были: автоматизированный перенос учётных записей пользователей, сохранение паролей пользователей, бесшовное перемещение файлов, бесшовное перемещение почты, время на переезд более месяца. И, что удивительно, решения на рынке, удовлетворяющего нашим требования, мы найти так и не смогли. Devision пришлось отойти от схем и процессов, предложенных Google и его партнёрами.
В итоге мы написали собственное ПО, позволившее осуществить перенос всей почты и данных пользователей менее чем за 7 суток и, что важно, без необходимости сотрудников отрываться от рабочего процесса.
Решение оказалось уникальным на рынке и теперь мы можем предложить его другим компаниям.
Сейчас Devision получил статус официального партнёра и реселлера линейки G Suite. У нас команда сертифицированных специалистов, которые реализуют перенос существующей IT-инфраструктуры в облако, а также проводят обучение по сервисам G Suite (от базовых навыков до уровня администраторов).
А какие технологические решения используете при разработке продуктов?
У нас микросервисная архитектура приложения, а основные языки разработки Python и Java. В работе используем собственный брокер задач, который удовлетворяет всем текущим потребностям: мы писали его сами, так как решения на рынке нас не удовлетворяли.
Рабочие будни не обходятся без применения технологий по машинному обучению (например, решения от Google).
Для упрощения запуска и управления продуктами мы используем Docker, а для автоматизации развёртывания, масштабирования и управления контейнеризированными приложениями — Kubernetes. В хранении больших данных используем технологии Google и Яндекс. А в качестве инструментов разработки у нас надёжная связка JIRA+Confluence|Stash|Bamboo|
Как выстроен цикл разработки, кто работает в команде?
Мы исповедуем agile-подход в разработке, но без фанатизма, так как не являемся яркими адептами какого-либо фреймворка. В центре работы — всегда продукт и его максимально быстрый запуск.
Команда проводит стратегическое планирование, в котором вырабатывает направления продуктовой разработки примерно на год. Далее есть квартальные планы, а в качестве краткосрочного планирования используются спринты с 2-х недельной итерацией. В конце спринта обязательно демонстрируем результаты заказчику.
Нам важно получить обратную связь от заказчика, далее мы проводим внутреннее обсуждение по результатам демо. Спринтами управляют проджект-менеджеры, которые являются также бизнес-аналитиками при исследовании и постановке задач разработчика
В нашей системе управления проектами настроена agile-доска, в которой видны все задачи и их актуальные статусы по менеджерам и руководителям разработки.
Обязательно обсуждаем проект не только внутри: привлекаем экспертов и проводим продуктовое тестирование. Когда же выкатываем релиз на определённую фокус-группу, обсуждаем продукт и корректируем результаты. При разработке консультируемся с отделом маркетинга для повышения эффективность использования продуктов и их соответствия требованиям рынка.
А расскажите про свою команду и корпоративную культуру.
Интроверт-разработчик — это для нас миф. Главное раскрыть потенциал, найти интересную задачу, тогда барьеров при коммуникации не будет.
Например, мы обожаем делиться знаниями, поэтому организовали небольшую школу Python-разработки для Риалвеб. Один из выпускников школы так заинтересовался в ходе обучения, что перешёл из контекстника к нам в junior-разработчики.
Интересно, что в команде много ребят, которые работали на клиентской стороне. Это позволяет легко находить контакт с заказчиками и быть максимально вовлечёнными в реальные бизнес-процессы.
А ещё у нас есть программист-старожил, который работает в компании уже 13 лет (сначала в Риалвеб, а теперь в Devision).
В команде Devision есть очень странное суеверие, которое может быть понятно только разработчикам. И звучит оно следующим образом: «Мы не деплоимся по пятницам, так как бог деплоя запретил нам это делать!»
Каждый конец квартала у нас посиделки: играем в шляпу, дженгу, шахматы. В перерывах между разработкой играем в теннис и качаемся на турнике, так как умные головы очень трудно поднимать от рабочего стола.
Нашим талисманом служит собственный, практически живой, Python. Ну и что, что он из IKEA, но такой родной.
Devision сегодня: цифры и факты
Объём прокаченных данных: 151,2 Pb.
Рекламные кампании под управлением: более 200 000.
Флагманские продукты: META, Garpun, Garpun Feeds, META CRM, интеграция линейки G Suite.
Количество сотрудников: 21 человек.
Местоположение: Санкт-Петербург.
Целевая аудитория: рекламодатели и рекламные агентства, автодилеры, импортеры, застройщики, фармацевтические компании и прочее.
Какие планы для себя поставили?
Расширить спектр продуктов на платформе МЕТА, развивать интеграционные решения с другими проектами на базе API. И, конечно же, постепенно выходить на международный рынок.
Партнёрская публикация