Boroda Project. Все, что у нас было — 10 тысяч рублей, 5 голов и 5 компьютеров
Cossa.ru продолжает проект «Бизнес агентств», в котором создатели компаний рассказывают о том, с чего они начинали, с какими сталкивались проблемами, и дают советы тем, кто хочет открыть свой рекламный бизнес. В этом выпуске — основатели Boroda Project.
Специализация: Ideas Company
Дата создания: 1 февраля 2011
Бюджет на старт: 10 000 (на открытие ООО)
Число сотрудников на старте: 5
Начало
Арина Авдеева, основатель Boroda Project / креативный директор Friends Moscow:
Изначально Boroda Project — проект пятерых друзей, которые ушли из сетевых агентств — это я, Денис Лазарев, Максим Пономарев, Денис Елисеев и Саша Завацкий. Мы все знакомы еще с университета, и однажды у нас возникло желание делать вместе то, во что мы будем верить. До этого момента все мы занимали топовые позиции в крупных сетевых агентствах — BBDO, Leo Burnett, Direct Design. Мы просто поняли, что на самом деле возможностей гораздо больше, что мы хотим выйти за рамки клиентских задач и делать что-то свое. Уйти из Leo Burnett, BBDO, Direct Design, не пойти работать в Duvall Guillaume, вернуться из Miami Ad School в 40 душных метров с одним столом и нерегулярной зарплатой было сложно, но очень заманчиво.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Так возникло Boroda Project — объединение, которое изначально позиционировало себя как фриланс-бэнд. В тот момент мы пытались делать какие-то фриланс-проекты. Позже пришло осознание того, чем именно мы хотим заниматься — не просто создавать коммуникацию, а делать интересные кейсы. Мы называли себя «хрен знает какое агентство», пока подбирали другие слова. По крайней мере — это было честно. Через некоторое время мы их нашли — так под нашим названием появился дескриптор — ideas company.
Наш принцип: думать шире, чтобы быть точнее. Глупо устанавливать себе рамки, если идея или самое эффективное решение может лежать за их пределами. Мы работаем на стыке разных областей, используем наработанный нами опыт в области маркетинга, брендинга и коммуникации для создания проектов, стартапов, продуктов и наоборот.
Сейчас в арсенале Boroda Project 5 проектов, основной из них: Friends Moscow (брендинговое и коммуникационное агентство), которое появилось 9 августа 2012 года
Максим Пономарев, основатель Boroda Project / управляющий директор Friends Moscow:
На самом деле все, что у нас было — 10 тысяч рублей, 5 голов и 5 компьютеров. Первый год был экспериментальным, мы все занимались тем, на чем специализировались изначально. Конечно, главная проблема на этом этапе — отсутствие денег, но мы хорошо понимали, на чем стоится качественный креатив. В чем мы совершенно не разбирались, так это в том, каким образом строится рекламный бизнес, как происходит взаимодействие финансов. И эти пробелы мы восстанавливаем до сих пор. А если говорить о риске, никаких инвестиций у нас не было, и рисковали мы только своим временем.
Денис Елисеев, основатель Boroda Project / креативный директор Friends Moscow:
Первое время мы не искали клиентов целенаправленно. Так или иначе, рекламный рынок нас знал, и мы получали какие-то заказы. 80% клиентов — через бэкграунд. Например, приходит клиент к BBDO, но по финансам он не может позволить себе с ними работать, и BBDO рекомендует нас. А сотрудники стали появляться, когда мы выиграли наш первый тендер — Martini. Кроме того, мы с агентством Zero сделали промо — Choose the best agency — независимый рейтинг рекламных агентств.
Мы загрузили 30 агентств и позволили другим загружать свои агентства (что-то вроде Битвы Брендов). Каждый голосовал за свое агентство, и мы, как Boroda Project, всегда были в топ-7. К 1 апреля мы опубликовали результаты и, конечно, выиграли вместе с Zero, и, как результат, получили два заказа на digital рекламную кампанию.
Martini
Александр Завацкий, основатель Boroda Project / креативный директор Friends Moscow:
История с Martini — лето 2011 года, через полгода после основания компании, нас позвали в тендер, в нем участвовали четыре агентства — BBDO, Leo Burnett, Firma и мы. Задача — перевести и адаптировать 20 строчек манифеста. Причем тогда Martini очень хотели уйти от luxury и прийти к хипстерской аудитории. То есть это еще и новое позиционирование бренда. Мы создали mood-видео с фразами манифеста, потому что понимали — для хипстеров важна определенная форма. В итоге Leo Burnett сделали почти то же самое, но они постарше и не попали под настроение клиента.
Дальше случилась неожиданность — кроме того, что мы выиграли тендер, через неделю нам позвонил клиент и сказал, что они хотят запустить ролик в эфир — на кабельных каналах и в интернете. У нас была паника, ведь для mood-видео мы просто нарезали кадры из известных клипов, арт-видео, и это никак нельзя было вывести в эфир. Если бы мы его выкупили, то это был бы самый дорогой ролик в истории Martini (смеется). Тогда мы устроили небольшой тендер и выбрали Рому Жирных, который срежиссировал полноценный ролик.
Процесс получился уникальным — съемки шли около трех недель, планы и кадры были четко прописаны, импровизации тоже был немало, а режиссер жил и дышал этим вместе с нами. В итоге ролик хорошо сработал. На Vimeo он собрал 250 тыс. просмотров без посева. Это была внутренняя победа — мы поняли, что можем делать хорошие кейсы. А Martini — до сих пор наш основной клиент.
Принципы и достижения
Проекты Boroda project
Friends Moscow — наш основной фокус. Сейчас здесь работают 15 сотрудников.
MADS courses — Курсы креативного и концептуального мышления в рекламе. Предназначены для студентов, профессионалов и клиентов. Проект был запущен в октябре 2011 года, но уже сейчас 60% его выпускников работают в крупных сетевых агентствах.
Pixride — онлайн-сервис для дизайнеров по визуальной работе, проект еще совсем молодой, но уже с постоянной ежемесячной аудиторией в 3000 человек. Основные пользователи сервиса не только из России, но еще и из Голландии, США и Украины.
Story store — магазин вещей с уникальной историей. Это небольшие видео-рассказы о том, что произошло с вещью. Истории создаются совместно с интересными людьми: художниками, дизайнерами, музыкантами, режиссерами, креативщиками, путешественниками и не только. Пока этот проект заморожен.
Максим Пономарев, основатель Boroda Project / управляющий директор Friends Moscow:
Наши основные достижения — это пул клиентов, в том числе и постоянных. Кроме того, мы никогда не брали кредитов, у нас не было инвестиций. Сверхприбыли нет, все плавно и постепенно. Но если бы наша цель была заработать, мы бы делали типовой продукт и брали все подряд. А мы делаем только то, что подходит нам по духу, по философии. Мы можем отказаться от участия в неинтересном тендере или от продвижения скучного проекта. Главное — диалог, когда клиент идет на контакт, и мы понимаем друг друга
Cамые яркие проекты Friends Moscow
1. Martini TakeMeHomeMachine
Все говорят, «You better don’t drink and drive». Мы с этим полностью согласны и решили дать людям инструмент, который облегчает подобную жизненную ситуацию. Мы разработали интерактивную инсталляцию и установили ее в барах, чтобы дать возможность активным потребителям Martini добираться домой более безопасно.
friends-agency.ru/takemehome-machine
2. Martini Manifesto
Тот самый тендер, который мы выиграли у Leo Burnett и BBDO.
friends-agency.ru/martini-manifesto
3. Pompeya Share opening
Нашей задачей было создать шум вокруг открытия сайта группы Pompeya, причем нужно было сделать это заметно, интересно и с нулевым бюджетом. Тогда мы решили, что его должны сами поклонники. Поэтому мы закрыли весь сайт множеством кнопок share. Нажимая на кнопку, пользователь публиковал кусочек сайта, спрятанный под ней, в свою социальную сеть. Одновременно с этим, раскрытый фрагмент оставался открытым для всех остальных посетителей. Шейр за шейром пользователи раскрыли весь сайт.
Результаты:
603 290 просмотров в Facebook, PR в музыкальных и новостных изданиях. В итоге около 1 млн. людей узнали о запуске нового сайта группы POMPEYA.
friends-agency.ru/share-opening
4. Friends Moscow identity
Принцип крепкой дружбы, лежащий в основе всего того, что мы делаем и как, стал главным лейтмотивом нашей визуальной стилистики. Мы вдохновлялись стилистикой английских и ирландских пабов, потому что это идеальное место для встречи старых друзей. Ключевыми элементами стали крепко сплетенные канаты и заглавная буква названия нашего агентства. Вместе они символизируют наш подход к проектам и нашим клиентам.
Здесь — книга про Boroda project и Friends Moscow, которую мы сами создали и написали. Тут вы найдете все о наших взглядах, проектах и достижениях.
Планы
Денис Лазарев, основатель Boroda Project / финансовый директор Friends Moscow:
Сейчас агентство самоокупаемо, средств хватает и на свои проекты, и на книги и на отправку работ на фестивали. Задачи уходить в прибыль без интереса у нас нет. То, что мы получаем, нам хватает.
Главное выработать систему, которая инвестирует в саму себя, в свои проекты. Важно и то, чтобы люди работали у нас долго и получали то, чего они хотят. А независимость условна. При отсутствии внешних инвесторах ты все равно не независим, ведь тогда проект на 100% зависит от клиента.
Советы
Арина Авдеева, основатель Boroda Project / креативный директор Friends Moscow:
Во-первых, нужна сильная мотивация. Важно видеть цель, а не просто хотеть много зарабатывать. Но главное — понимать бизнес-модель, то, в чем будет заключаться ваш бизнес. Творческое объединение — это другое, тут достаточно творческого потенциала. Бизнес, даже креативный, — это не арт, не творчество. Сейчас мы пытаемся интегрировать две эти сферы.
Максим Пономарев, основатель Boroda Project / управляющий директор Friends Moscow:
Когда мы уходили, креативный директор BBDO сказал: «Вы задолбаетесь». Да, мы задолбались, но это опыт. Вообще людям, которые работают в сетевых агентствах, было бы неплохо пройти нашу школу. Потому что после нее ты начинаешь разговаривать с клиентами совсем по-другому. Нужно общаться со стратегами, продюсерами, изучать бухгалтерскую часть — чтобы понимать, как это работает. Вам также не обойтись без финансиста и специалиста по менеджменту. Ну и главное — терпение.
Александр Завацкий основатель Boroda Project / креативный директор Friends Moscow:
То, что нас пятеро — это сложно, потому как не всегда совпадаем во мнениях, но и полезно. В каком-то смысле мы хотим сломать стереотип «если хочешь поссориться с другом, сделай с ним бизнес». Наверное, название нашего агентства Friends Moscow помогает нам.