Fastway: «Надо сделать так, чтобы даже самый унылый проект был тебе интересен»
Cossa.ru продолжает проект «Бизнес агентств», в котором мы спрашиваем создателей компаний о том, с чего они начинали и с какими сталкивались проблемами. Сейчас вашему вниманию представляется интервью с создателями Fastway.
Дата создания: 13 января 2005 года
Бюджет: 150 000 руб.
Число сотрудников на старте: 4
Специализация: брендинг, рекламные кампании
Начало
Алексей Лаврентьев:
Сломанный CD-ROM товарища познакомил меня с Ильей Соловьевым, который стал моим другом и партнером и им остается. Название Fastway было придумано за 15 минут, потому как Илье нужно было срочно подать документы в налоговую. Теперь это образец плохого нейминга, который мы ставим в пример себе и другим.
Компания задумывалась как дизайн-студия, которая со временем переросла в рекламное агентство, а позже — в креативное агентство. Все эти изменения касались скорее нашего интереса, чем формата работы. Но с самого начала мы уделяли огромное внимание идее, будь то идея логотипа, рекламной кампании или календаря-домика.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Это и был основной принцип: не надо делать бессмысленное. Другими словами, мы не делали дизайн ради дизайна. Ради денег — еще куда ни шло. Но ради дизайна — никогда. Первые 5 лет мы проработали в Нижнем Новгороде. А потом собрались и переехали в Москву. Нас тут, конечно же, все ждали, ага.
Кужегетов Макс:
Сломанный CD-ROM Лешиного товарища познакомил его с Ильей Соловьевым, который стал моим другом и партнером и по сей день им остается.
Концепция Fastway родилась довольно просто: всех не устраивало то, что мы видим в окружающем нас Нижнем Новгороде, и мы захотели как-то на это влиять. С самого начала стало понятно, что, так как мы не из Москвы, чтобы быть заметными, надо участвовать во всех фестивалях. Это у нас вроде бы неплохо получалось. По-моему, это единственный способ выделиться для маленьких агентств.
Илья Соловьев:
Концепция Fastway родилась в муках. Мы наступили на все возможные грабли, на которые может наступить рекламное агентство. Это учит тебя относиться к жизни и работе философски и не тратить время на ерунду.
Алексей Лаврентьев:
Бюджет был равен стоимости мебели и компьютеров. Хотя в учредительном договоре фигурирует телефон Alcatel.
На старте было 5 человек, потом штат вырос на 180%. А сейчас, спустя 8 лет, в штате опять человек 5–6. Вместо этого значительно выросло кое-что другое — вы правильно подумали — список проверенных специалистов, с которыми мы реализуем все наши проекты. Тридэшники, программисты, иллюстраторы, моушн-дизайнеры, фотографы, ретушеры и более экзотические ребята — радиофизики, модельеры, кинологи, экстрасенсы… список довольно длинный. Кто знает, может быть и сеошников повстречаем на своем пути.
Кужегетов Макс:
На самом деле сотрудников было не 5, а 4.
Илья Соловьев:
Бюджет был около $7 000. Хватило на технику и мебель. Сейчас мне понятно, что для запуска агентства вообще не нужно никакого бюджета.
Кейсы
Алексей Лаврентьев:
Последний значительный проект мы пока не имеем права разглашать, я бы мог посоветовать обратиться к Яндексу, но именно они просили не разглашать.
Основная проблема, которая меня тревожит, характерна для супружеских пар, проживших вместе 30 лет — отсутствие желания. Это касается людей со стороны заказчика, которые сидят на зарплате и думают, что их работа заключается в том, чтобы проводить тендеры. И чем тягомотнее эти тендеры, чем больше этапов и согласований в каждом из них, тем лучше. Мы выиграли несколько крупных тендеров в декабре, и до сих пор по некоторым брифы в пути.
Кужегетов Макс:
Последний масштабный проект мы действительно не можем пока разглашать. А процесс работы мы, как правило, не обсуждаем вне рабочей группы, чтобы не выносить сор из избы.
Основная проблема в начале работы состояла в отсутствии опыта. Она компенсировалась присутствием смелости и наглости. Основная проблема на данный момент состоит в систематизации того, что мы умеем, и правильной подаче этих умений.
Ролик сделан совместно с агентством Red Keds для клиента Red Keds
Илья Соловьев:
Fastway сейчас находится в стадии трансформации, как и всегда. Проблемы небольшого агентства — это продажи. Они иногда «провисают» и приходится сложно. Но к этому тоже привыкаешь.
Ролик сделан совместно с агентством Red Keds для клиента Red Keds
Алексей Лаврентьев:
Первые знаковые — это бренд интернет-провайдера J (Волга Телеком) и энергосберегающие лампы Gauss. Тогда было забавно читать маркетологов на всяких эдми.ру, которые говорили, что нельзя делать градиентные логотипы и что черная упаковка для ламп — это абсурд.
Кужегетов Макс:
Gauss мы придумали от названия до упаковки и собрали с ним множество фестивалей, включая Pentawards, Golden Drum и Golden Hammer.
Алексей Лаврентьев:
Для меня самые яркие проекты — это «Памятка дизайнеру», которая несколько раз обошла весь интернет, проект Wordwar, где надо придумывать новые слова, и очень простой и безумный буклет про автомобильное стекло для компании AGC. Ну и конечно, серия роликов для того-кого-нельзя-пока-называть, которые мы снимали в Лос Анджелесе этой осенью, премьера которых состоится на ближайшей «Ночи пожирателей рекламы».
Кужегетов Макс:
Для меня самый яркий проект — это, наверное, Gauss. Последний проект, который мы огласим попозже. И проект «наш мимикрирующий логотип», который придумал Леша и который вообще крутой.
Работа для водки Beluga
Илья Соловьев:
В свое время в Нижнем Новгороде мы на постоянной основе работали с филиалами «Сбербанка», «Ростелекома» и «МегаФона», каждый из которых был центром для около десяти областей Волго-Вятского региона. Нам удалось сделать для них довольно много проектов, которые часто выглядели лучше, чем федеральная активность этих брендов. Я до сих пор горжусь этой системной работой пятилетней давности.
Принципы
Алексей Лаврентьев:
Понятия «конкурент», как и, например, понятия «нижегородский дизайн», по-моему, вообще не существует. То есть оно существует для тех, кто в это верит. Хотя я глубоко верующий человек, но в основном в себя. Мы не огромное сетевое агентство, несмотря на то, что работаем с огромными компаниями типа Сбербанка, а заказчиков на свете так много, что единственный смысл — это бороться за адекватных. Но тут уж не угадаешь.
Принципы очень простые:
1. Надо сделать так, чтобы любой самый унылый проект был тебе интересен, и ничего при этом не употреблять.
2. Не надо работать с друзьями (к сожалению, принцип не сработал изначально).
Кужегетов Макс:
Принцип довольно простой: без хуйни. Не думаю, что мы одни такие, но иногда, когда смотришь вокруг, кажется, что таких не много.
Не уверен, что есть какая-то огромная конкуренция. У сетевых монстров возможно, но небольшие агентства — это не Кока Кола и Пепси — все разные, у всех разный подход к решению задач. Ну, это если конечно мы не говорим про агентства, где на 10 творческих единиц приходится 50 менеджеров. Там борьба за клиента выходит на другой уровень, который сразу начинает противоречить нашим принципам, описанным в начале абзаца.
Илья Соловьев:
Мы никогда не платим откаты. Это не связано никак со стратегией компании. Это наши личные убеждения. Основные достижения лежат в портфолио. Мне еще кажется, что переезд всей команды разом из Нижнего Новгорода в Москву — несомненное достижение для нас и редкий пример в нашей сфере.
Планы
Алексей Лаврентьев:
У нас не было планов на 8 лет. Просто жутко бесило то, что окружало в плане дизайна и рекламы. До сих пор бесит.
Если в интервью не сказать слово «диджитал», то это будет неактуальное интервью, поэтому: диджитал. На этой неделе мы планируем открыть на нашем сайте новые разделы и добавить парочку новых проектов. Чтобы там, как в старые добрые времена, можно было убить полдня, читая посты. Так что обязательно заходите!
Кужегетов Макс:
Мы хотели заниматься графическим дизайном и рекламой. И мы занимаемся графическим дизайном и рекламой. В этом плане все совпадает на 100%. Но подробнее, конечно, надо спрашивать у нашего генерального директора Ильи Соловьева, который сейчас учится в New York Film Academy, наверняка у него была стратегия развития изначально.
Советы новичкам
Алексей Лаврентьев:
1. За модными иностранными словами не спрятать отсутствие идеи.
2. Если в суп кидать говно, то получится невкусно.
3. Если ты перекурил — ползи к холодному.
Кужегетов Макс:
Мне нечего добавить к советам Алексея, кроме того, что остерегайтесь работать с друзьями.
Илья Соловьев:
Не бояться. Выбирать в партнеры людей, которые знают больше, чем ты. Содержать документы и финансы в порядке.