Герой недели: Андрей Анищенко, генеральный директор агентства Grape. Читайте на Cossa.ru

10 октября 2011, 00:00

Герой недели: Андрей Анищенко, генеральный директор агентства Grape

Агентство TOoBEeDOo и Cossa.ru представляют серию интервью с влиятельными деятелями интернет-рекламы и их индекс влияния. Все интервью доступны по тегу Индекс влияния. В индексе указывается то, какое число сотрудников работает на человека, какое количество проектов в портфолио, подконтрольный денежный оборот, количество связей и величину влияния на информационное пространство. Информацию о проекте вы можете прочитать в новости «TOoBEeDOo и Cossa.ru представляют индекс влияния видных деятелей интернет-маркетинга».


super hero_1.jpg

Подробнее об индексе


Андрей, поделись, пожалуйста, своей историей: как ты стартовал и развивался?

В 2002 году я организовал свое агентство, мы делали мультимедиа-презентации, то есть был такой период рынка, когда интернет был развит ещё плохо, рекламные презентации были на компакт-дисках. Мы сделали за 3 года достаточно много проектов, в том числе для Русского Алюминия и Макдональдса. В 2005 году РБК предложил нам стать его частью, так я оказался в РБК, где с 2005 до 2008 года руководил подразделением департамента.

Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона

Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585. ERID LjN8K1P7y.

Мы делали интернет-проекты РБК для внешних заказчиков. Вскоре пришло понимание, что рынок веб-разработки не так уж интересен в плане роста. Наконец-то в России начинает формироваться так называемый «диджитал», и тогда появилась возможность совершить очень хороший рывок в Grape, где я с 2008 года.

Можешь поделиться подробностями перехода из РБК в Grape — как создавалась команда, были ли сомнения в выбранном направлении?

Были и другие варианты, но на самом деле всё очень банально. Я распрощался с РБК, потому что они решили заниматься только государственными проектами, и мне это стало не интересно. Я уехал в отпуск, но на третий день отдыха на море мне позвонил Роман Тышковский, который искал генерального директора в компанию и предложил пообщаться. Недели 2–3 мы общались, встречались с ребятами. Мне тогда показалось, что я сильно отличался от того, что они привыкли видеть. Я, со своей стороны, очень плотно думал, т. к. компания на тот момент несопоставимо отличалась от того департамента, где я работал раньше. В РБК штат был более 100 человек и большой оборот, а Grape казался небольшой компанией.

Если попробовать сравнить Grape тогда и сейчас?

Тогда было, кажется, человек 15, может 20…

А оборот?

Раз в 7 меньше чем сейчас.

Миссия заключалась в том, чтобы взрастить начинающее перспективное рекламное агентство?

Стало очевидным, что начинается большой digital, а, следовательно, и большие прибыли. Рекламный рынок мог базироваться на медиа, социальных медиа. Если применять стандарты большого бизнеса в поиске людей, их мотивации и в целом запустить работающую структуру, то можно попробовать построить достаточно большую компанию.

Почему было принято решение работать с существующей командой, а не создать свою?

В 2008 начинался большой кризис, я его рано почувствовал, поэтому создание своей команды привело бы компанию к потере времени и денег. Если в крупной компании есть своя доля, финансовые амбиции можно удовлетворить. Процесс, который ребята прошли за 5–6 лет — отличный опыт, а большая команда — хороший потенциал для реализации быстрого старта. В digital мне гораздо интереснее работать с большой командой, чем с маленькой.

Чувствовалась ли роль людей в той команде, что они принесут ключевой вклад в дело?

Тогда я знал Влада Ситникова по судейству на фестивале рекламы, понимание, что в команде сильные люди очень важно.

Кого можно отметить особо?

Из тех, кто был изначально — Вова Гарев и Влад Ситников.

Grape должен стать большой сильной структурой, чтобы конкурировать с другими сильными агентствами?

Глобально — да, мы бы хотели остаться независимыми, крупными, способными брать большие рекламные проекты. Через 5 лет большая часть рекламных проектов будут выходить из интернета, если внутри сделать большую рекламную и стратегическую экспертизу, то я уверен, можно сохранять больших клиентов.

Как ты оцениваешь рынок сегодня, насколько он динамичен?

Рынок ещё не перешёл в стабильную стадию, скорее трансформируется из такого «гаражного диджитала», когда есть маленькие компании и большие агентства, которые ими интересуются, но считают, что это сложная и непонятная штука и там просто мало денег. Чем всё это закончится, до конца не ясно. Будут большие агентства накачивать себе digital-экспертизу, набирать людей, будут BTL-агентства это делать? Не так много шансов у digital-агентств оставаться независимыми.

Роль стратегической экспертизы и масштаб будет настолько высок, насколько много проектов, которые маленькие агентства сделать не могут. Либо они станут production-хабами или какими-то аутсорсерами, либо их купят, либо они уйдут с рынка.

Рабочий процесс

Расскажи, пожалуйста, про какой-нибудь случай, когда пришлось принять сложное и рискованное решение?

Трудно было уходить из РБК — большой компании со сложившейся командой, большим багажом сделанных проектов. Это был первый уход из большой структуры, оказалось, что достаточно сложно сказать ребятам, что «всё, я здесь больше не работаю».

А как обычно проходит твой рабочий день?

Обычно у меня есть понимание, чем я буду занят 50% своего рабочего времени. Начальнику, как я считаю, более 50% времени запланировать нельзя, остальное — текущие проблемы, общение, свободное время на спокойное обдумывание. Руководитель не может быть настолько занят, чтобы ему не было дела ни до сотрудников, ни до происходящего в компании. Есть запланированные дела на весь день, но есть и свободное время. Я трачу его на рассмотрение новых видов бизнеса, проектов, на интересы и проблемы людей моей компании, клиентов. Конечно, есть аттестации, KPI и другие структурированные процедуры. Все происходит аналитически планомерно, целостно, последовательно.

Удаётся не работать во время отпуска?

Наверное, да. На самом деле, когда мы все сидим в почте в отпуске — это не совсем работа, мы не делаем какие-то долгие сложные вещи, это скорее желание быть в процессе и я стараюсь от него отучиться.

Как правильно построить рабочий процесс сотрудников?

Будни должны быть отданы работе от и до, в выходные — стараться не работать. Конкуренция высока, ты работаешь 8 часов, конкурент — 12. Но если работать в выходные — скажется на психике и на здоровье, так что в жизни не реализуешься. В будни надо думать о работе много, но все свои дела заканчивать в пятницу вечером.

А как ты мотивируешь сотрудников?

Если убрать базовые разговоры о зарплате, то каждый хочет расти быстрее рынка, иметь свободу принимать решения, видеть перспективу и ощущать, что ты успешен и что многое удаётся. Задача руководителя — дать такую возможность. Кто-то должен работать с сильным руководителем — он ощутит помощь и достигнет успехов, кто-то — в полной свободе и так он может проявить свои способности.
Всё это нужно направить в русло рынка. Важны люди компетентные, креативные, ответственные, инновационные, сходные по духу, готовые друг с другом провести неделю, год или несколько лет и при этом не бесить друг друга, испытывать удовольствие. Нужна система ценностей. Если удастся создать равномерную структуру, где хорошая команда, люди рады друг друга видеть, где они растут, им дают свободу, не помыкают каждым их шагом, то с большой вероятностью команда достигнет больших успехов.

Можно целый курс читать. Я бы с удовольствием послушал. Получается, что примерная схема такова:

  • Постоянное чувство приближения к успеху и его достижению
  • Скорость развития — быстрее, чем рынок
  • Структура, где каждый друг другу подходит
Да, и свобода: «твой успех — это твой успех», не просто абсолютная иерархия с Богом наверху, и все делают, что он хочет, а когда каждый в рамках команды имеет маленькие свои успехи.

Бывает ли, что человек думает, что стоит больше, чем ему платят?

Нет, потому что мы подбираем людей на самом деле, умных, интересующихся, желающих работать на этом рынке. Умные люди адекватно оценивают, что происходит с ними, насколько компания к ним справедлива. При мне не было, чтобы из Grape уходил сильный человек и вне компании достигал чего-то большого. Наверное, это означает, что сильных удается удерживать.

Каких людей остро не хватает на рынке?

Адекватных и честных. В рекламе много лжи, интриг, амбиций, подхалимства, попыток продать ненужное, то есть сейчас это шоу-бизнес. Не хватает честных людей, с чувством собственного достоинства. Чем больше будет таких, тем более правильным станет рынок, открытым, готовым к большим оборотам.

Какое главное качество рекламщика, на твой взгляд?

Наверное, чутьё. Работаем в нечёткой материи, нужно чувствовать клиента, продукт, людей, которые рядом, чувствовать, например, сработает медийка или нет.
А что самое сложное в работе?
Неструктурированность — ощущение, что нужно жонглировать шариками в тарантайке, которая едет по плохой дороге. Как только уменьшаются риски, уменьшается и оборот. Людям скучно работать в простых проектах. Самое сложное в рекламном бизнесе — со всеми нечёткостями и заносами двигать машину дальше.

Какие ты видишь ключевые составляющие успешной рекламной кампании?

Кажется, их как минимум 3:
1 — понимание продукта, что нечасто встречается — многие digital-агентства предлагают просто стандартные инструменты
2 — креативные идеи — то, что приведёт людей, заставит их восхищаться, играть в эту игру
3 — некий поток людей, который появится вследствие этой кампании, качественная публика, соответствующая тому, что собой представляет бренд

То есть продукт, креатив и привлечение?

Да

Какие можешь выделить ошибки рекламщиков (клиентов, площадок и агентств)?

Сложно говорить про ошибки, которые на самом деле могут быть тактическим решением. Но сейчас бросается в глаза то, что нанимают людей дороже, чем могут себе позволить, разогревают весь рынок и кладут тем самым голову в петлю. Общая ошибка- попытка строить быстрый бизнес. Мы пытаемся чётко выстраивать этапы роста, выращивать людей с нуля, давать многое, но и получая за это стабильный коллектив. Второе — в рекламе не до конца контролируют риски, зачастую «главное продать» то, что работает в продуктах с большой маржинальностью, то есть не в digital. Это не медийка, где 40% и 2 человека её обслуживают. Продали много сайтов, видео и social media — придётся нанять много людей. Если не понимать всех рисков, компания будет работать в убыток, либо с плохим качеством.

Все любят быстрые решения, до конца не продуманные. Компании начинают работать как волчок, без выходных, думают, что «ещё чуть-чуть и вот-вот разгребёмся». Так же нельзя.

Как видишь свое будущее через 5 лет?

Если будем продолжать расти на 60% в год, хотя в этом выросли на 100%, то, наверное, будем и дальше развиваться. Другое дело, что это может быть не только Grape, другие компании и офисы внутри группы, откроем что-то ещё, кроме Киева.
Я считаю, что пока опережаешь рынок, растешь на 50–60% в год и есть куда развиваться, надо продолжать работу. Если в какой-то момент бизнес стабилизируется, значит надо искать новизну, перспективу. К примеру, есть люди, которые хорошо делают стартапы, из ничего и практически без денег, и они что-то могут создать. Но есть люди, которым нравится тысяча человек и всячески налаживать с ними процесс. Я, скорее из тех, кто из маленького делает большое дело. Как только Grape перестанет быстро расти и стабилизируется как компания, будет ясно, куда и как дальше идти.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is