Сергей Прусс, основатель Serenity: «Нам интересно решать стратегические задачи»
Cossa.ru продолжает проект «Бизнес агентств», в котором создатели компаний рассказывают о том, с чего они начинали, как развивались, с какими сталкивались трудностями, и дают советы тем, кто хочет открыть свой рекламный бизнес. В этом выпуске — соучредитель маркетингового агентства Serenity Сергей Прусс.
Специализация: создание и реализация маркетинговой стратегии в интернете
Дата создания: 2005
Бюджет на старт: $0
Число сотрудников на старте: 1
Начало
Я основал Serenity в 2005 году. Некоторое время работал один, потом позвал друзей — Алексея Симоненко и Михаила Медведева. Леша с самого начала отвечал за разработку и технологии, Миша — за финансы и продвижение, на мне было все остальное.
До того как мне пришла мысль создать компанию, я просто занимался тем, что нравилось — разрабатывал и продвигал сайты. В университете я создал собственный проект — развлекательный портал «Прусь». Неожиданно для меня, сайт стал довольно популярным, в день его посещало более 6 000 человек. Это приносило доход — проценты за размещение рекламы (в основном — от партнерской программы проституток). Одновременно я работал веб-мастером в компании моего отца, но это было скучно. Хотелось принимать решения самостоятельно, больше думать, создавать.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Когда с университетом было покончено, я уже знал, что делать дальше. Несмотря на неверие близких в успех, я все-таки зарегистрировал компанию, и вот в ноябре Serenity исполнится уже 8 лет. Первым крупным клиентом стал завод оловянных миниатюр «НИЕНА», мы тогда учились классе в 10–11. Для них мы сделали сайт и получили 60 тысяч (как нам тогда казалось, огромные деньги).
Первые шаги
Организация агентства — непростая задача, но тогда я себе этого не представлял. Особо не вникая в состояние рынка, никто из нас не оценивал возможных рисков, мы просто работали. В Петербурге интернет-маркетинг тогда только зарождался, конкуренции не было, но и готовых клиентов тоже. Большинство компаний не имело представления о том, что такое SEO. Я ездил на встречи и убеждал их, что за онлайн-продвижением будущее.
Денег сначала не было, мне приходилось сдавать квартиру, чтоб выплачивать ребятам зарплату. Тогда SEO по современным меркам ничего не стоило — 5–6 тысяч в месяц, но мы как-то сразу начали расти — появились проекты, мы стали набирать в команду друзей. Когда знакомые закончились, начали размещать вакансии на hh, и к 2008 году штат вырос с 3 до 30 человек. Потом начался кризис, и нам пришлось сократить штат до 15 человек.
После кризиса мы многое пересмотрели. Тогда же мы определили для себя, что главный критерий выбора сотрудников — совпадение в ценностях. Опыт и знания вторичны, человек научится всему, если стремится к профессионализму, отвечает за свою работу и ставит общую цель выше своих интересов, как мы. С клиентами так же: мы работаем не ради денег и отказываем компаниям, где нас хотят использовать только как исполнителей или где готовы довольствоваться некачественными результатами. Нам интересно решать стратегические задачи для их бизнеса, реализовывать собственные идеи, поэтому мы работаем только с теми, кто нам доверяет.
Преодоление трудностей
Во время кризиса многие клиенты ушли, а новых заказов было не много. Команда сильно уменьшилась, настроение у всех упало. В таком состоянии мы прожили до 2012 года. Было так плохо, что вытащить нас могло только чудо. И чудо произошло.
Сколько бы мы не ездили на всякие мероприятия по маркетингу, ни одно из них нас не устраивало полностью. Тогда-то нам и пришла идея сделать конференцию, которая понравилась бы нам самим: с интересной программой, харизматичными спикерами, отличной организацией. Концепция простая — самое большое и самое крутое мероприятие для маркетологов. Назвать конференцию на французский манер предложил кто-то из организаторов, всем понравилось.
Конференция Digitale
Итак, с нулевым опытом в event-менеджменте, вчетвером, без денег, мы решили организовать лучшее профильное мероприятие в Петербурге. Мы смогли это сделать с помощью большого количества партнеров и спонсоров. В качестве спикеров у нас участвовали Игорь Манн, PR-директор Северо-Западного филиала «Мегафон» Александр Цыпкин, Илья Балахнин, директор Red Keds Виталий Быков и другие. За две недели до конференции мы вдруг запаниковали и хотели даже все отменить, но потом решили — будь что будет! В итоге — 600 благодарных участников и довольные спикеры. Но самое главное — то, что Digitale сделала с командой. Первый успех после кризиса вознес моральный дух к небесам. Приток клиентов, которым понравилась Digitale, приятно дополнил наш триумф. Serenity сделала новый вираж, и мы решили больше не останавливаться.
Вторая Digitale привлекла еще больше партнеров, была более профессиональной и яркой. Мы тонули в положительных отзывах. Во время подготовки и организации мы активно использовали принципы викиномики или краудсорсинга — основную работу нам помогали сделать партнеры и волонтеры. В организации третьей конференции была задействована уже вся команда. И менеджеры проектов, и маркетологи, и стажеры — у всех были свои задачи по подготовке. Digitale 3 собрала больше тысячи человек. Мест не хватало, люди сидели на полу, и никто даже не пожаловался — все были увлечены докладами экспертов, осмотром выставки и нетворкингом.
Мы заметили, что Digitale оказала влияние на питерский рынок в целом. Появилась конкуренция, стали проводиться конференции-клоны с теми же экспертами, рассчитанные на ту же аудиторию. Serenity стали подражать. Например, одна из питерских веб-студий без изменений позаимствовала наш старый слоган «Чтобы сайт продавал».
Кое-кто обвиняет Digitale в пафосе. Мы можем объяснить это нашим стремлением привлечь самых амбициозных маркетологов. Еще в университете, развивая собственный портал, я понял, что мне нравится создавать что-то значительное для людей, масштабное. «Прусь» был настоящим сообществом, многие из его постоянных посетителей поженились, подружились и до сих пор общаются. Самого сайта уже давно нет, но он сыграл важную роль для людей. Так же мне бы хотелось сделать с сообществом маркетологов — объединить их, создать условия для обмена опытом и, таким образом, улучшить российский рынок. Поэтому четвертая конференция должна стать еще интереснее и привлечь самых перспективных специалистов.
Сейчас основная часть наших клиентов — петербургские компании, на Москву мы начали выходить только год назад. Питерцы не так заинтересованы в результате. Кажется, им больше нравится процесс, они расслаблены и не гонятся за прибылью. После первой Digitale мы осознали, что выросли из веб-студии и стали маркетинговым агентством, так как наши продукты в комплексе помогают решать стратегические задачи бизнеса. В Питере многие бизнесмены еще этого не понимают, приходится тратить время и объяснять, что именно так работать эффективно. В Москве же, наоборот, уже осознают важность маркетинговой стратегии и готовы платить за отложенный, но качественный результат.
Показатели
Наш годовой оборот 15–20 млн., в команде работает 20–25 человек, всегда есть люди на стажировке. Мы любим студентов и молодых специалистов. Опытные сотрудники их учат и делегируют ответственные проекты. Причем стажеры знают, что мы не даем никаких гарантий трудоустройства, но все равно приходят и бесплатно работают. По-моему, это отличная возможность для них познакомиться с рынком интернет-маркетинга и приобрести опыт работы.
Советы
Кроме практики в интернет-агентстве, всем, кто хочет начать свой бизнес в этой сфере, можно посоветовать читать западных авторов по бизнесу и маркетингу, ходить на конференции, семинары и создавать свою нишу, творчески подходить к продукту, а не копировать лидеров. Учитесь, работайте и создавайте новое — каждый день становитесь лучше себя.