Консультирование по вопросам производства в digital. Зачем вам cоветчик?
Олег Зильберг, исполнительный директор и соучредитель Red Keds, дает консультации по продакшену в digital. Для Сossa.ru Олег рассказал об особенностях консультирования по вопросам производства в digital-рекламе: к кому обращаться за советом, какие проблемы помогает решить консультант, какие препятствия подстерегают вас на пути воплощения решений.
Олег Зильберг — специалист по организационному и стратегическому развитию, арт-директор, трансмедиа продюсер
Консультирование агентств как услугу продают немногие (консультации для клиентов более распространены). В основном это различные компании, которые проводят тренинги по управлению проектами, в частном порядке могут консультировать директора производства, руководители отделов. Ко мне как к консультанту обращаются люди за советами по вопросам производства, доверяя моему опыту.
Все, о чем я рассказываю, основано на моих представлениях о сложности и скорости работы, на собственном опыте. Примеры, приведенные в тексте статьи, — это примеры реальных запросов: задач от компаний и людей, обращавшихся ко мне как к консультанту по продакшену в digital.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Кому требуются консультации
Обычно за консультацией обращаются рекламные агентства, стартапы, студии, продуктовые или сервисные компании, предприниматели, которые:
- Хотят начать бизнес в digital-рекламе (это и дизайн-студии, и компании, занимающиеся веб-разработкой, и стартапы, и новые агентства);
- Хотят попробовать создать отдел производства digital-рекламы, чтобы оказывать больше услуг клиентам;
- Хотят выстроить отношения c агентствами, клиентами или подрядчиками;
- Не хотят обращаться в агентства за созданием цифровых продуктов и рекламы, а хотят открыть у себя это направление для обслуживания собственных продуктов и услуг;
- Хотят получить новые экспертизы и стороннее мнение о рынке digital-рекламы, трендах и имеющихся продуктах, инструментах, методиках в области клиентского сервиса, стратегии, дизайна, креатива, производства.
ПРИМЕР ЗАПРОСА
Рекламное агентство решило, что пришло время развивать digital-направление. У компании есть навыки для развития, дизайнеры, занимающиеся исключительно digital, программисты, портфолио с несколькими сайтами и мобильным приложением и клиенты — международные и крупнейшие. Но есть и сложности. Нет знания о всех статьях расходов, нет опыта для оценки проблем производства, нет понимания технологии продвижения среди интересующих клиентов.
ПРИМЕР ЗАПРОСА
В компании нет технического директора. Специалист нужен, но нет опыта в определении критериев подбора специалиста. Кроме того, компания неизвестная. Нужно мнение эксперта, который мог бы грамотно оценить задачу, организовать рабочий процесс внутри компании для ее выполнения (или подобрать нужных специалистов на фрилансе).
Компании, имеющие собственное производство, тоже иногда нуждаются в консультировании, сталкиваясь с проблемами, которые влияют на эффективность производства:
- Срыв сроков и долгое время простоя;
- Отсутствие прозрачности в процессах и коммуникации, в том числе и с подрядчиками;
- Проблемы с организационной структурой и иерархией;
- Отсутствие общей цели;
- Слабая мотивация;
- Нет системного процесса контроля изменений;
- Слабо организовано проектное управление.
Что делает консультант
Автор: Marjorie Flack
Надо понимать, что консультант не решает проблемы — проблемы решают собственники бизнеса или операционные управляющие. Консультант (ментор, коуч) на основе собственного опыта и знаний дает независимое мнение, которое могут либо использовать, либо нет.
Консультант должен выявить проблемы, понять требования, предложить решение, показать альтернативные возможности, инициировать изменение, определить заинтересованных лиц, сделать план по внедрению, рассказать о рисках, расставить контрольные точки для проверки хода внедрения и т. п. А каждодневная работа по реализации изменений лежит на сотрудниках компании.
ПРИМЕР РЕШЕНИЯ
Проблема. Желание делать интересные проекты не реализуется из-за недопонимания между разными подразделениями. Клиент покупает одно, продажи продают второе, креатив придумывает третье. Проблема в подготовке презентаций, слабой связи отделов, низкой вовлеченности отдельных людей.
Решение. Вовлечение всех участников — от креативщика до разработчиков — в процесс с самого начала.
Получилось ли воплотить. Удалось воплотить не в полной мере: обсуждения затягиваются, большая загрузка коллектива не дает участвовать в процессе постоянно.
Почему нельзя решить проблемы самостоятельно?
Автор: Sascha Schneider
Я считаю, что решать проблемы самостоятельно — лучший вариант. Если ты чувствуешь, что у тебя достаточно энергии, средств, сил, знаний — ты можешь сделать все сам. Но в таком подходе я вижу существенный недостаток: человек практически всегда находится на уровне решаемой проблемы и не имеет возможности оценить ситуацию со стороны.
Можно спросить у коллег — любой твой дружище из Ассоциации интерактивных агентств может дать тебе дельный совет. Но тут важен вопрос эффективности. Задавая вопрос коллеге по цеху, нужно понимать, что трудности ваши могут быть одинаковыми, и вы (опять же!) не выходите за рамки собственных проблем, не поднимаетесь над вопросом. В этом смысле больше пользы принесет общение с представителями бизнеса из других областей (или компаний, лидирующих на рынке): люди, находящиеся в другом контексте, могут смотреть на проблему под другим углом.
При отсутствии опыта, экспертизы, при недостатке времени и сил для решения потока задач оптимальный вариант — обратиться за советом к консультанту. Консультант — тот же приятель и опытный специалист, но он не варится в проблемах компании и потому обладает большей степенью свободы для предложений по решению. Он может сконцентрироваться на одной конкретной задаче. Находясь «над», он может определить, системная это проблема или нет. Он видит, надо ли придавать этой проблеме значение вообще, следует ли ее решать в принципе.
ЧТО ОТЛИЧАЕТ КОНСУЛЬТАНТА Я определил несколько условий, которым должен отвечать консультант (параметры эти общие и подходят не только для digital-консультанта): 1. Он может дать совет и готов делиться опытом. По моему опыту, есть мало людей, которые в принципе готовы дать тебе совет. В быту — возможно, все рады подсказать под руку, но в профессиональной деятельности большинство предпочитает молчать, сохраняя свои «важные знания» в секрете. 2. Ты готов его выслушать (у вас симпатия, общий язык, приятная коммуникация, находитесь на одной волне). Из того количества людей, которые все же готовы делиться какими-то знаниями, немного окажется тех, к советам которых ты прислушаешься. Тут важен психологический настрой: бывает, ты просто не симпатизируешь определенному (пусть и умному) человеку — и тогда сложно себя заставить слушать его всерьез. Тут важна и обратная связь. Например, я не буду консультировать компании, которые мне (субъективно!) не нравятся. 3. Cовет будет тебе полезен (совет в твоей профессиональной области, консультант обладает экспертизой, совет применим на практике, адаптирован под тебя). Из того количества советов, которые тебе все же достанутся, важно отобрать те, которые тебе реально нужны. Да и я как консультант ничего не буду советовать компании, в деятельности которой ничего не понимаю. 4. Консультант обладает широким кругозором. Комплексность знаний очень важна, человек должен разбираться во многих дисциплинах, чтобы понимать, как изменение в одной области отразится на другой или скажется на общем результате. Консультант — это такой тренд-хантер в области бизнес-процессов и управления. Он не должен быть адептом какого-то одного решения, он следит за трендами, повышает свои знания. |
Обращение к специалисту за консультацией — решение с одной стороны более простое, но с другой — не снимает с тебя ответственности: никто не будет ничего делать за тебя — если ты не готов к изменениям, то тебе совет консультанта не поможет.
ПРИМЕР РЕШЕНИЯ
Проблема. Компания решила открыть digital-направление. Но не имея внушительного портфолио и имени на рынке, не могла привлечь клиентов, обладающих интересующей платежеспособностью.
Решение. Как один из способов продвижения предложено следующее: регистрация на Tagline, работа над рейтингом. Но одно из условий участия в рейтинге — существование юридического лица не менее трех лет. Решено переименовать одну из компаний холдинга и передать все права на использование головной компании в пользу дочерней.
Также было создано отдельное направление работы по производству собственных цифровых продуктов (например, игр по рекламной тематике) — для пиара и предложения клиентам по продакт-плейсменту.
Какими методами решаются проблемы
Автор: Jakob Hunosøe
Часто, я знаю, бывает так: приходит консультант в компанию и предлагает новую гибкую методологию, обещая, что все заработает, как часы, — и продает свой продукт. Я считаю, не очень эффективно продавать «коробочные тренды»: прийти и сказать, что lean — это классно, или командная работа — это круто. Или, о, чуваки, сейчас модно пользоваться target-процессом! Нужно понимать проблему, решать ее исходя из потребностей. Одинаково описанная проблема в разных компаниях, в разных условиях может решаться по-разному. Есть много нюансов, и на эти нюансы надо обращать внимание.
Конечно, есть и некий универсальный набор для решения задач, инструментарий, который может подойти для разных проблем. Если говорить только о тактическом решении, то выбор процесса работы (Waterfall, или PMI, или по гибкой методологии Agile, Scrum, JIT, Lean), визуализация процесса производства (Kanban), создание команд, построение системы KPI, внедрение инструментов аналитики улучшений (ретроспектива), обучение сотрудников управлению проектами поможет решить проблемы локально внутри производства. Но важно понимать, как одно изменение в производстве отразится на всей компании. Смысл в том, чтобы уметь сочетать разные инструменты, делая методологию максимально подходящей конкретной компании — ее руководителям, сотрудникам, культуре, клиентам, рынку.
Без изменений в организационном и стратегическом развитии компании, таких как формализация отношений с подрядчиками, оптимизация клиентского сервиса, ранжирование выпускаемых продуктов и услуг, изменение корпоративной культуры, имиджа на рынке, такие решения в производстве могут не произвести ожидаемого эффекта на уровне всей компании.
КАКИЕ КОНКРЕТНО ЗАДАЧИ РЕШАЮТСЯ Рекрутинг. Для меня самые простые и быстрые решения лежат в области рекрутинга: я больше 13 лет работаю на рынке разработки digital-рекламы и могу найти необходимых специалистов практически из любой области. Периодически я помогаю найти различным компаниям нужных им специалистов — от дизайнеров, арт-директоров, информационных архитекторов до директоров производства; помогаю выстроить партнерские отношения между компаниями, находя подрядчиков и заказчиков. Реализация проектов. Следующие по простоте и скорости решения лежат в области производства, и самое быстрое — это консультации по участию в тендерах (не могу назвать компании и их клиентов). Более длительное — это консультации по проектированию и разработке различных продуктов, сервисов. Cоздание нового направления в бизнесе. Самое длительное — это создание нового направления в бизнесе, например, создание отдела или корректировка работы существующего производства. |
Как внедряются изменения
Автор: Jesse Balmer
Срок внедрения решения может быть разным — все зависит от задачи и особенностей. Все это время консультант периодически проверяет результаты внедрения изменений и дает корректирующие советы по поддержке изменений. Важно же не просто изменить что-то, а сделать так чтобы изменение органично жило и работало в среде, поначалу чужеродной. Решение тех задач, которыми я занимаюсь сейчас, занимает от шести месяцев до двух лет.
В чем сложность работы консультанта
Автор: Charles Burns
Работа консультанта не всегда благодарная. Например, разработка продукта всегда находится в таком большом контексте всяческих проблем и условий, что финальный продукт может получиться не идеальным, и это плохо сказывается на репутации консультанта, поэтому консультанты редко упоминают все свои продукты и решения, говоря только о самых удачных.
КАКИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ СТОЯТ НА ПУТИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
|
Удивительно, но главное препятствие на пути воплощения идей — это люди. Проблема решений лежит не в технологиях или деньгах, а в человеческой психологии. Удивительно, но те же люди, что хотят изменений, этим же изменениям сопротивляются. И нет какого-то оригинального способа преодолеть эти препятствия, кроме системной и целенаправленной работы или увольнения. Если ты не готов к изменениям, то тебе совет консультанта не поможет.
Материал подготовила Алина Базелюк