Право на образование и авторское право в России. Позиция Российской государственной библиотеки
Российская государственная библиотека — крупнейшая публичная библиотека страны. Объем фондов — 44 000 000 книг на 367 языках мира, 150 000 карт, 350 000 нот и звукозаписей, библиотека имеет уникальное собрание редких книг, изоизданий, диссертаций и газет. С 2009 года генеральный директор РГБ — кандидат
Генеральный директор РГБ Александр Вислый подписал Открытое письмо в Государственную думу, в котором считает необходимым обратить внимание власти на непреодолимые сложности в области авторских прав. Эти сложности способны поставить крест на попытках модернизации и ограничить потенциал развития общества в условиях перехода к информационной экономике. Источник: runivers.ru.
В чём особенности нынешнего российского авторского права? Конкретно — часть 4 ГК РФ?
Российское законодательство в области авторского права не сильно отличается от зарубежного. Есть только нюансы. Раньше в Советском Союзе вопросам частной собственности уделялось не очень много внимания. С приходом нового порядка положение изменилось — этим вопросам начали уделять много внимания. Сейчас с авторским правом у нас в стране, с моей точки зрения, переужесточили. Что касается использования произведений, то наше законодательство, наверное, одно из самых строгих в мире. Только в Италии строже. (Например, если у нас в библиотеке можно распечатать фрагмент произведения, которое сделано в электронном виде,
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Как такое положение в законодательстве отражается на системе образования в России?
О какой модернизации и инновациях можно говорить, если человек, талантливый человек, но родившийся в посёлке, например, под Хабаровском, не имеет возможности прочитать ничего из того, что мы раньше могли прочитать?
В моей детской библиотеке в небольшом рабочем посёлке была любая образовательная литература: и об истории Земли, и о динозаврах, и о космологии. В то время такая литература выходила миллионными тиражами. Я уже не говорю о классике. Тогда эти книжки имели возможность попасть во все библиотеки страны. Сейчас такой возможности принципиально нет, её и не будет.
Сейчас у нас в стране 45 000 общедоступных библиотек. Это библиотеки в сёлах, посёлках, в небольших городах, районных центрах
Каким вы видите выход из этого тупика?
Какая возможность существует сейчас? 10 лет назад её не было, а сейчас она появилась. Если бы такие книги были оцифрованы и размещались, скажем, в Российской государственной библиотеке, в других библиотеках, на общедоступных сайтах, то человек, придя в общедоступную библиотеку рядом с домом и сев за компьютер, смог бы её прочитать. Поэтому единственный реальный выход для нашей страны — это перевод того, что нужно для образования и культуры широких слоёв населения, в цифру и обеспечение возможности читать книги в цифре. Вроде бы не сложно. Сам процесс перевода в электронный вид достаточно простой и, вопреки общему мнению, не очень дорогостоящий.
Что же мешает начать оцифровку?
Наше законодательство сегодня говорит: если я, Российская государственная библиотека, хочу иметь электронную копию вот этого произведения (я знаю, что оно нужно не только мне, но и широкой сети библиотек), я должен отыскать всех правообладателей на эту книгу (а это не только автор — это и художник, и составитель) и с каждым заключить обязательно письменный договор о том, что они разрешают перевод в электронный вид этой книги и дальнейшее использование, как они считают нужным.
В стране в год издаётся порядка 40 000 наименований
Этот реальный тупик тормозит не только некое мифическое вхождение в информационное общество. Но самом деле он тормозит очень простой процесс: доставки знаний широкому кругу населения. Тем более в нашей стране, где огромные расстояния.
В мировой практике есть понятие «свободная лицензия». Что это такое?
Допустим, автор, издавший
Как ни странно, сейчас такой возможности у автора нет. Предположим, он разместил своё произведение на сайте. Я, как издатель или как та же самая библиотека, взял с сайта это произведение и начал использовать, как я считаю нужным. Послезавтра этот же автор может прийти ко мне и сказать: «На этом сайте разместил не я. Там пиратская копия. Ты её здесь используешь, как считаешь нужным. Пошли в суд, ты нарушаешь моё авторское право».
А можно ли защитить и библиотеки, и авторов в Интернете?
Мне часто задают этот вопрос. Что же делать авторам, что же делать их агентам? И так далее, и тому подобное. Ответ у меня всегда одинаковый.
Недавно наш новый мэр сказал, что мы должны бороться с нелегальными таксистами. Есть два способа борьбы с нелегальными таксистами. Первый — отловить всех нелегальных таксистов, посадить в тюрьму, отобрать машины. Второй — сделать легальное такси дешёвым, доступным и удобным.
Ровно так же и с произведением в Интернете. Если мы будем идти по пути «ловить, запрещать, не давать» — ничего хорошего из этого не выйдет. Но можно пойти по другому пути: существует достаточное количество легальных электронных ресурсов, которые я могу купить за нормальные деньги, потом часть этих денег придёт к автору этого ресурса. Вот, собственно говоря, это единственный продуктивный путь. Другого нет.
Можно ли контролировать распространение литературы в Интернете? Когда пользователь Сети нарушает закон?
Запрещение в Интернете почти бессмысленная вещь. Почему? Не все знают нюансы нашего законодательства в этой области. Два слова об этом я
Физическое лицо в личных целях может оцифровать любое произведение. Это написано в статье 1273
В какой момент я нарушаю? Если ко мне приходит мой товарищ и говорит: «Дай копию этого произведения, я у себя на ноутбуке тоже почитаю», и я ему отдаю, вот в этот момент я нарушаю. А если я разместил книгу в Интернете и сказал: «Скачивайте все, кому не лень»,-то нарушаю тем более.
В нашей стране эту грань граждане не видят. И всё пиратское, что мы сейчас видим в Интернете, — это тот самый небольшой шажок, который делают тысячи и даже сотни тысяч наших граждан. Я сделал для себя электронную копию и отдал её другу, а друг переслал эту копию на
А дальше возникает вопрос, на который у меня нет ответа. Вот я, как центральная библиотека страны, вижу в Интернете нужную научную монографию. Она размещена на
Как выглядит законодательство по авторскому праву в зарубежных странах?
Где самая развитая правовая система, где построено всё на букве и духе закона? Соединённые Штаты Америки. Там не менее жёсткое законодательство об авторском праве, чем у нас. Оно, естественно, со своими нюансами, там прецедентное право, но так или иначе оно достаточно жёсткое.
В 2002 году компания Google объявила: «Мы оцифруем все книги мира». На сегодня оцифровано 12 миллионов книг. В основном, конечно, это книги на английском языке, но есть и на русском, французском, немецком. Так или иначе 12 миллионов книг — это практически всё, что действительно наиздавало человечество на английском языке.
Тут же, естественно, правообладатели побежали с исками в американский суд к компании Google. И Ассоциация книгоиздателей, и ассоциация обладателей прав подали соответствующие иски. Суды приняли иски к рассмотрению. На сегодняшний день суды идут. Google продолжает оцифровывать — и идёт по пути достижения мирового соглашения со всеми истцами. Причём мировое соглашение, которое одобряется правовой системой Соединённых Штатов, выглядит примерно так: Google говорит: «Хорошо, вот мы нацифровали, не уничтожать же всё это? Теперь каждый правообладатель, который считает, что его права нарушены, может прийти к нам, в специально созданную компанию под названием „Регистр авторских прав“, и заявить, что я такой то, моё произведение оцифровано и размещено в Google, я хочу получать с этого
Это первый подход жизни. Второй подход жизни: правообладатель может прийти и сказать: «Я не согласен таким образом работать». Тогда у правообладателя остаётся возможность идти в суд и в индивидуальном порядке судиться с Google. Понятно, что такое судиться в индивидуальном порядке с одной из крупнейших компаний мира. Судитесь, пожалуйста!
Но самое интересное, что будет с теми, кто не поступил ни тем, ни другим способом? То есть промолчал. Так вот они автоматически считаются присоединившимися к первым правообладателям. И ничего, это всё работает!
А теперь давайте посмотрим, что происходит, когда каждый американец может прочитать всё, что ему нужно и интересно, в любой точке страны — а Интернет в Америке есть везде. Какое преимущество получает Америка, имея всё знание мира на английском языке в электронной форме, в целом перед той же Россией! А мы только начинаем разговаривать, что нельзя ничего переводить в электронную форму.
А что будет, если я сейчас, зная, какую литературу читатель спрашивает чаще всего, запускаю процесс оцифровки? Никого не спрашивая, не заключая письменных договоров с авторами. Получается очень просто: массовое нарушение авторского права организованной группой лиц — шесть лет, по нашему Уголовному кодексу.
Готова ли РГБ стать подобным «Регистром авторских прав» и объединить процесс оцифровки литературы на русском языке?
Да, мы идём по этому пути. Вот какие действия мы предпринимаем сейчас как государственная библиотека. Естественно, мы не можем позволить себе нарушать закон, поэтому раз у нас нет письменного договора с автором на произведение, мы его и не оцифровываем. Это первое. Второе. Ясно, что в этом направлении нужно двигаться.
В прошлом году мы создали у себя в библиотеке отдельное управление, которое будет заниматься и уже сейчас занимается работой с авторами. Оно только образовалось, но будет и дальше разрастаться. Но мы прекрасно понимаем, что, скорее всего, как библиотека не справимся с очень простой задачей: когда авторских договоров у нас будет десятки и сотни тысяч, мы не сможем выполнить процедуру отчисления.
Наше управление будет заниматься заключением договоров в пользу нашей библиотеки, и это будут договоры с теми авторами, которые готовы предоставить своё произведение для использования в библиотеке бесплатно. Мы обещаем автору использовать его произведение у нас в библиотеке или в других библиотеках. При этом мы даём возможность читателям просто почитать его произведение, но мы не в состоянии перед ним выполнять
Финансовыми вопросами будет заниматься отдельно созданное предприятие — оно называется Национальный библиотечный ресурс. Если автор считает, что он может зарабатывать на своём произведении и хочет зарабатывать на своём произведении, с ним будет заключён возмездный договор, где будут указаны сроки, проценты и отчисления. Национальный библиотечный ресурс не коммерческое предприятие, его цель не зарабатывать деньги, а разумно перераспределять полученный доход между правообладателями.
В Правление этой организации вошли очень уважаемые люди: Степашин как Председатель Счётной платы (он параллельно с этим Председатель Российского книжного союза), зам. министра культуры Бусыгин Андрей Евгеньевич. Там много известных и уважаемых людей. Они должны будут наблюдать за тем, чтобы это предприятие работало именно на тех основах, которые необходимы.
Это не исключает, что параллельно с этим не могут существовать другие такие же организации. Они есть — ЛитРес, КнигоФонд. Есть сейчас коммерческие организации, которые считают, что они могут на коммерческой основе заработать
Там только одна проблема… Пока наше население, пользователи Интернета, готовы покупать в Интернете электронные копии детективов, фантастики. И то по небольшим ценам — 30 — 50 рублей. Сейчас сложились такие цены. Не знаю, готовы ли покупать учебники, но предложения учебников сейчас нет. Предложения научных работ нет. Их просто не существует. Единственное исключение — это КнигоФонд, который пытается договариваться с университетами и с авторами университетов.
Но пока работа идёт не очень быстро. Если говорить действительно о блоке научной и
Какова ваша личная точка зрения на задачу сохранения и предоставления всем гражданам РФ свободного доступа к научному фонду страны?
Ситуация должна развиваться следующим образом. Нескольким национальным библиотекам России: Российской государственной библиотеке, Российской национальной библиотеке, Президентской библиотеке — это три национальные библиотеки — должна быть законодательно дана возможность без разрешения автора переводить в цифровую форму все произведения, которые библиотека считает нужным. Можно оговориться, что научного и образовательного характера. Что действительно важно. Пускай художественная литература отдельно живёт. При этом использовать эти произведения библиотеки могут так, как они и всегда их использовали: в помещении библиотеки на безвозмездной основе. То есть читатель пришёл и читает бесплатно. На безвозмездной основе и без возможности создания цифровой копии, то есть тиражирования этого произведения, если на это отдельно автор не дал согласия. Дал согласие автор, что можно тиражировать — значит, можно. Не дал согласия — значит, тиражировать произведение нельзя.
Какие поправки вы хотели бы внести в законодательство по авторскому праву?
В начале декабря Институт частного права при Президенте Российской Федерации подготовил новые поправки в
Какова была реакция на эти открытые письма?
Самое первое письмо, которое мы вместе с Ассоциацией
Были слушания в Государственной думе, была куча интервью на телевидении. Самое последнее, которое мне запомнилось, — с Успенским, соавтором Чебурашки, Простоквашино… Очень интересное было интервью, и закончилось оно достаточно просто. Ясно, что Успенский отстаивал свою позицию как автор.
Тогда всё закончилось тем, что я сказал: «Давайте
Так что же получается? Популярные авторы массовой литературы и их издатели блокируют принятие этих необходимых всем поправок?
Не все. В чём тут дело. Есть авторы и авторы. Есть авторы художественной литературы, которые на эти деньги живут. Вот они, конечно же, составляют самое активное ядро авторов. И они хотят получать деньги. Сколько таких авторов? Успешных авторов… У нас не ведётся статистика. Успешных авторов во Франции 150. Тех, которые могут жить на том, что пишут. Всего 150. Я думаю, у нас не больше этих авторов. У всех остальных другая мотивация: быть признанным, иметь вес и так далее. В основном это люди, которые не могут не писать. Потом они даже сами издают свои же собственные книги на свои же собственные деньги. имеют проблемы с их распространением… Но всё равно они прекрасно понимают, что это их работа и если
А вот
Как я уже говорил, для научной, популярной и другой подобной литературы тираж 1 000 экземпляров — это очень хороший тираж. Сколько такая книжка в печатном виде может стоить в магазине? Ну, 300 рублей. Значит, общий доход с этой книжки — 300 000. Нужно учесть издательство, прибыль издательства, полиграфию. Вопрос: что остаётся автору из этих денег? Сколько учёный пишет книг? Что он на этом зарабатывает? Ничего не зарабатывает. Он не для того пишет, чтоб заработать на этих книжках. Монография — это его место в научной среде. Там другая мотивация. Правильно учесть эту мотивацию — вот сейчас основная задача. То есть, по сути дела, мало кто из этих авторов будет против оцифровки и размещения работы, например, у нас же на сайте. Если только опять же
Так почему же не получается? Может быть, нужна политическая воля со стороны президента?
Нет, политическая воля, оказывается, есть. Вот есть выступление Дмитрия Анатольевича Медведева по поводу диссертаций.
Диссертация — точно такой же объект авторского права, как и всё остальное. Никто исключения для диссертаций не делал. Но есть вот выступление Дмитрия Анатольевича, где он чётко говорит, что, по его мнению, диссертации должны быть размещены в Интернете в свободном доступе, чтобы каждый видел, по сути дела, глупость каждого. Политическая воля есть, но реализовать эту волю совсем непросто.
Все защищённые диссертации, собранные за последние 10 лет, есть у нас в электронной форме. По всем отраслям знания. Можно сказать, что эта электронная библиотека диссертаций — это всё современное знание на русском языке. Потенциально этим можно пользоваться. Если бы была возможность выставить весь этот объём в интернете в открытом доступе, то часть проблемы была бы решена. Я понимаю, что пятиклассник диссертацию читать не будет, но студент первого курса? Студентов у нас в стране 3,5 млн., и они в состоянии прочитать и получить то, что нужно для знаний. Вот вроде бы такой маленький и узкий вопрос, как диссертация, но очень важный для развития страны в целом.
Более того, Дмитрий Анатольевич в середине декабря был у нас в библиотеке. Я с ним разговаривал.
А не окажется ли часть диссертаций откровенной липой?
Нет. На самом деле это распространённое мнение, но по большому счёту всё действительно не так. Есть система Антиплагиат — программное обеспечение, которое позволяет проверить, насколько одна диссертация похожа на другую. Да, есть совпадения. Я знаю эти примеры. Но таких примеров не очень много. Это можно рассматривать как частный случай.
Чаще всего
- запись новых пользователей (включая новых пользователей виртуальных читальных залов ЭБД) — 330 человек;
- посещаемость читальных залов — 4,2 тысячи человек;
- число обращений к
веб-сайтам РГБ — 8,2 тысячи человек, выдача документов из фондов РГБ (в читальные залы) — 35,3 тысячи экземпляров; - поступление новых документов — 1,8 тысячи экземпляров.
Необходимость создания общедоступной цифровой научной библиотеки понятна всем. Что для этого надо сделать?
Сейчас в стране способа нет. Единственный способ, который продиктован
А как это должно работать?
Книга должна сканироваться один раз. Хранить её необходимо здесь в одном максимум в двух экземплярах: если одна копия испортилась, нужно, чтобы было чем заменить. Сам процесс чтения в каждой из 45 000 библиотек должен быть устроен так, как мы его уже сделали. Выглядит он так. Читатель садится за компьютер в другой библиотеке, скажем, в библиотеке Томского университета. Сначала он ищет по электронному каталогу нужную книжку. Когда он понимает, что эта книжка есть в электронном виде, он может начинать её читать. Причём чтение происходит так: когда читатель переходит на следующую страничку, та страничка, которая была у него на компьютере, уничтожается программным обеспечением, а следующая страничка запрашивается с нашего сервера и пересылается читателю. Он всегда читает ровно одну страничку из книжки. По сути дела, читатель, сидя в Томске, листает книжку, которая находится в РГБ.
А если нужен фрагмент для цитирования?
Вот это вопрос правильный. Здесь необходимо внести изменения в
Как только я сказал, что часть произведения может быть скопирована и потом использована в дальнейшем, например, для подготовки дипломной работы, нового курса лекций и так далее, — это требует изменения другого места
Пока хотелось бы пройти хотя бы через первый барьер. Получить электронную копию. Пока мы не прошли через первый барьер и не имеем возможности действительно в разумном объёме получать электронные копии, говорить о том, что мы ещё и разрешим цифровое копирование, рано. Тем более что распечатать фрагмент, слава Богу, пока ещё никто не запрещает.
Собираетесь ли вы сотрудничать с такими электронными библиотеками, как библиотека Мошкова?
Откуда взялась библиотека Мошкова? Откуда вообще взялись библиотеки?
Первые библиотеки, естественно, появились тогда, когда появилась письменность. Библиотека всегда берётся единственным способом: книги в библиотеку приносятся. Иногда за деньги, иногда даром. Как пополнялась наша библиотека после гражданской войны? Собирали из дворянских усадеб и везли к нам в библиотеку.
Точно так же первые монастырские библиотеки. Как они пополнялись? Cидели в монастырях
Это уже потом, в
Сейчас основной источник поступлений — это обязательные экземпляры. Издательство издало книжку — будь добр два экземпляра нам отдай. Мы покупаем и иностранную литературу.
Если вернуться к библиотеке Мошкова. Она создавалась ровно так же. Читатели, которым понравилась
Второе. Даже если б это право было, я б ещё подумал, брать или не брать. Ведь если я беру книжку и размещаю у себя в государственной библиотеке, я должен отвечать, что содержание этой книжки в электронной форме соответствует той самой печатной книге, которая изначально была. Значит, мне придётся каждое произведение проверять, сажать редакторов всё вычитывать? Значительно дешевле — для меня, как для библиотеки, — заново отсканировать. Но я твёрдо буду знать, что при моём технологическом процессе никакая страничка не будет утеряна. И произведение, которое получится в электронной копии, полностью аутентично.
Интересные факты в цифрах
Сегодня в библиотеке:
- Для хранения 41 315 500 экземпляров используются помещения, по площади равные девяти футбольным полям.
- На каждого библиотечного работника приходится 29 830 экземпляров хранения.
- Одновременно в читальных залах библиотеки и на компьютеризированных местах могут работать пассажиры четырёх поездов.
- Число зарегистрированных пользователей равно всему населению такого района Москвы, как Печатники.
- Ежеминутно двери библиотеки открывают пять посетителей.
- На беглый, минутный просмотр каждого из экземпляров хранения вам придется затратить 79 лет жизни без сна и отдыха.
- Для перевоза компьютерного парка библиотеки понадобится 25 грузовиков.
- Библиотека выдает 400 библиографических справок в сутки.