Лайфлоггинг как инструмент digital-стратегии
Instagram, Twitter, Foursquare, Facebook — социальные сети стали стилем жизни для миллионов людей. А для маркетологов — новым каналом продаж. Каким образом тяга юзеров к увековечиванию событий может быть использована умелым digital-стратегом?
Кто такие лайфлоггеры и чем они могут быть полезны?
Как вы отреагируете, если вам друг скажет, что сегодня на него надета миниатюрная видеокамера и он записывает все происходящее на вечеринке? Вероятно, его девайс зафиксирует ваши широко открытые глаза и слегка приоткрытый рот. Да, «жесткий лайфлоггинг» вызывает удивление: мало кто решится записывать свою жизнь в режиме нон-стоп.
На самом деле, лайфлоггеру необязательно везде ходить с пристегнутой к уху видеокамерой. По сути, лафлоггинг — это любая фиксация хроники жизни человека. Уже сейчас существуют сотни устройств и мобильных приложений для самых разнообразных целей. Одни, например, считают, сколько калорий от дневной нормы вы употребили и сколько километров пробежали с утра (и насколько этот результат отличается от вчерашнего), другие — помнят, какие песни вы слушали на своем айподе в пробке сегодня, вчера и даже неделю назад. Лайфлоггинг позволяет сохранять приятные факты биографии и, что еще важнее, обмениваться ими с друзьями.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Один из основателей лайфлоггинга — легенда компьютерной индустрии, разработчик Гордон Белл. Именно ему пришла в голову мысль оцифровать собственную «память». Он хранит все документы, электронную переписку, фотографии, телефонные разговоры, данные о перемещениях и многое другое. С 1998 года.
Практически все пользователи смартфонов рано или поздно втягиваются в это простое и приятное занятие. Для многих лайфлоггинг стал средством самоутверждения: открылось модное место, пришел, повеселился, а еще зачекинился и показал друзьям, что уже побывал там.
Официанты давно привыкли, что гости достают мобильные телефоны и фотографируют еду. Почему бы не выложить рисунок на пенке капучино в Instagram, порадовав друзей новостью, что день начался с хорошей ноты? Про Foursquare уже ходят анекдоты: все слышали про девушку, которая по пятницам ездит всю ночь на такси и чекинится в самых модных местах.
И пока поклонники лайфлоггинга примеряют на себя микрокамеры, пытаясь заменить несовершенную человеческую память документальными снимками, рекламные агентства думают, как воспользоваться уже популярными инструментами.
Как использовать лайфлоггинг в digital-кампаниях
Передовые рекламные и маркетинговые агентства уже активно налаживают контакт с трендсеттерами — лайфлоггерами со своей аудиторией и подписчиками. Среди них есть как реальные звезды, так и просто юзеры, заработавшие себе популярность в социальных сетях. С их помощью можно достигнуть поставленных имиджевых KPI — например, повысить лояльность аудитории бренда или увеличить охват кампании.
В первую очередь лайфлоггинг будет полезен B2C-сектору: мода, туризм, освещение событий.
Важно изначально правильно сформулировать посыл, с которым лайфлоггеры понесут информацию в сеть. Без гайдлайнов не будет и результата. Если же концепция продумана грамотно, то лайфлоггинг может стать эффективным и, что тоже немаловажно, бесплатным инструментом. В первую очередь лайфлоггинг будет полезен B2C-сектору: мода, туризм, освещение событий.
Жизнь напоказ
Если говорить о модном бизнесе, то прекрасной иллюстрацией лайфлоггинга станет Ким Кардашьян. Американская модель, звезда реалити-шоу, светская львица и, что важно, совладелица сети бутиков и дизайнер модной одежды. Собственно, коллекции разрабатывают все три сестры Кардашьян, но наиболее активно занимается пиаром бренда как раз Ким.
Американская модница не понаслышке знает об интересе простых смертных к жизни звезд. С помощью реалити-шоу Кардашьян заработала популярность, а с помощью социальных сетей ее активно поддерживает. Аккаунт в Instagram пестрит не только нарядами из новых коллекций, но и весьма личными снимками: например, кадр из семейной хроники, где маленькая Ким сидит на коленях у своего папы, собрал 487 тысяч лайков. Лента официальной страницы в Facebook тоже может похвалится несколькими личными постами.
Трендсеттинг
Стремление людей запечатлеть себя на видео и фото и желание людей подглядывать за чужими историями можно использовать практически везде, просто нужно придумывать новые формы для этой игры.
Пример — российский бренд CAPSLOCKSHOP дизайнера Риты Нестерец, которая выпускает свитшоты и майки с ироничными надписями. Главные каналы продвижения — Instagram, «ВКонтакте» и Facebook. Любители вечеринок и модной одежды с удовольствием делают «луки» в свитшотах CAPSLOCKSHOP.
Среди них и весьма известные персоны — Наталья Водянова, Александр Рогов и Полина Гагарина — крайне неравнодушны к этому бренду. Что, естественно, позитивно влияет на имидж и поднимает продажи.
Большие бренды не отстают от новых веяний. Coca-Cola и израильское агентство Gefen Team использовали страсть к лайфлоггингу для организации фестиваля Coca-Cola Summer Love. Для тех, кто не смог попасть на мероприятие, бренды приготовили социального робота, которым можно управлять удаленно. С его помощью можно было прогуляться по территории, пообщаться с другими участниками при помощи микрофона и даже поучаствовать в конкурсах. Робот не только помог пользователям, являясь их представителем, побывать на мероприятии, он еще и стал полноправным участником веселья: с ним фотографировались как с талисманом и выкладывали снимки в социальные сети. Кроме того, видео, которое записывал робот, «в прямом эфире» транслировалось на специально созданную страницу в интернете.
Та же Coca-Cola в прошлом году совместно с Bacardi Rum презентовала на конференции Google робота-бармена. Заказать коктейль нужно было через специальное приложение для смартфона, позволяющее тут же сделать фото или видео удивительного бармена и поделиться им со своими френдами в социальных сетях.
Лайфлоггинг враг загадок и эксклюзива
Но надо и понимать, что этот инструмент пригодится не всем. Многие компании, особенно в люксовом сегменте, выстраивают коммуникацию с потребителем, используя некоторую загадку и мистический образ. Использование лайфлоггинга для них будет лишь разрушать эту загадку, делать бренд «ближе» к народу и таким образом разрушать его стоимость.
Часто участники закрытых вечеринок, потребители люксовых товаров категорически против публичности, поэтому активности, связанные с публичным и постоянным освещением событий негативно скажутся на отношении к торговой марке. В пример можно привести компанию Vertu, которая предпочитает обыгрывать достоинства своего бренда при помощи полных мистики, символических образов. Яркая иллюстрация — рекламная кампания смартфона Vertu Constellation.
Кейсы digital-лайфлоггинга
GoPro: «Будь героем»
Как правильно позиционировать cамую маленькую full hd камеру в мире? GoPro нашел простой и эффективный способ продвижения торговой марки: вирусные видео. Примечателен в маркетинговой стратегии не сам канал распространения — YouTube, а то, каким образом формируется контент.
Во-первых, GoPro использует видео, которые были реально сняты на камеру обычными пользователями. Яркая иллюстрация — позитивный сюжет о том, как пожарный спас котенка. Примечательно то, что ситуация абсолютно реальна: пожарный действительно спас котенка, заснял это при помощи камеры GoPro и выложил в сеть. Брендирование и распространение этого видео дало высокий результат при минимуме вложений: после перепоста в официальном канале ролик собрал 16 миллионов просмотров, сформировав прочные позитивные ассоциации с торговой маркой. В данном примере стоит обратить внимание и на то, что герой истории — простой человек с интересной профессией.
Еще одно показательно вирусное видео от GoPro — прыжок из стратосферы. 14 октября 2012 года парашютист Феликс Бумгартнер поставил рекорд, совершив прыжок из капсулы с высоты почти 39 тысяч метров. Четыре минуты свободного падения зафиксировала установленная на его скафандре камера HERO3. Смонтированный на основе получившихся съемок ролик облетел все новостные агентства мира. Неплохой PR-ход для продвижения торговой марки, не так ли?
Люди, имеющие необычную профессию, экстремальное хобби, удивительный опыт — вызывают интерес у окружающих. И этим тоже можно и нужно пользоваться, что регулярно и делает GoPro.
Самый звездный кадр
Снимок, сделанный Эллен Дедженерес, ведущей церемонии вручения Оскара, вызвал взрыв интереса со стороны интернет-пользователей. Точнее, пик упоминаний вызвало селфи, которое сделал на смартфон Элен Samsung Galaxy 4 актер Брэдли Купер.
Кадр быстро стал самой популярной фотографией за всю историю существования Twitter. Количество постов с упоминанием Samsung в связи со звездным снимком достигло рекордной отметки — 900 раз в минуту.
Как вскоре выяснили журналисты, столь внезапная и мощная PR-кампания — вовсе не случайность. Компания Samsung вложила в рекламу на церемонии 18 миллионов долларов. Новый смартфон был предоставлен ведущей специально. Правда, никаких указаний по его использованию Эллен не давали: сделать групповое селфи — ее собственная, гениальная в своей простоте, идея.
Используя технологию лайфлоггинга, компания Samsung тут же вызвала зависть конкурентов: Lenovo, Nokia и LG язвительно прокомментировали в своих Twitter получившиеся снимки, тем самым еще больше привлекая внимание к этой истории.
Советы по использованию лайфлоггинга в digital-кампанияхНеобходимо определиться, как бренд будет интегрирован в историю с лайфлоггингом — заводить ли собственные аккаунты или сотрудничать в существующих аккаунтах KOL’s/ (Key Opinion Leaders — лидеров мнений) событий или мероприятий, которые уже имеют наработанный пул подходящей бренду ЦА. Вариантов много, следует выбрать подходящий для конкретной кампании: брендированные страницы, «скрытые» имиджевые аккаунты или привлечение KOL’s и работа только через их ресурсы Не повторяться. Максимально отойти от стандартного шаблона, общаться на языке рядового пользователя, не бояться рисковать. Даже очень успешная история у конкурента почти наверняка не выстрелит второй раз у вас. Лайфлоггинг — это все-таки реалити, интересное именно тем, что не похоже на платформу аккаунтов, которую ведут 15 маркетологов. Разработать уникальные хештеги — неотъемлемая часть при составлении первоначальной концепции диджитальной кампании. Причем это не только вопрос имиджа, но и вопрос увеличения охвата. Поэтому на начальном этапе следует провести мониторинг уже существующих хештегов по вашей теме и понять, что из этого можно использовать в дальнейшем. |