Краудфандинг: как собрать деньги на проект
Редакция Cossa.ru публикует тезисы с конференции RIW-2013: руководители проектов, запускавшихся на краудфандинговых платформах, делятся опытом, как им удалось получить необходимые суммы.
LPGame на Boomstarter
CEO онлайн-игры LPGame Алексей Сорокин рассказал, чего делать не надо, если запускаешь проект на Boomstarter (в целом тезисы применимы и к другим платформам). По словам Алексея, прежде чем собрать нужную сумму (500 тысяч рублей), команда совершила много разных ошибок, от которых может предостеречь других.
Необходима предварительная работа с сообществом
У игры изначально было свое сообщество (группы в Facebook и «ВКонтакте»), и команда посчитала, что дополнительная работа с ними не нужна. Оказалось, что это упущение. Когда мы вышли на Boomstarter, — говорит Алексей, — первые дни было шоковое состояние: никто не обращал на нас внимания. Из тех тысяч людей, на которых мы рассчитывали, пришло всего несколько десятков.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Чтобы люди захотели платить, они должны полюбить вас и научиться вам доверять. Для этого нужно потратить время на работу с сообществом. Проводите активности на своих сайтах и в группах, привлекая внимание к платформе.
Продумайте лозунг
С аудиторией нужно общаться конкретно и прямо. Лозунг «Поддержи проект» — ни о чем. С таким призывом вы получите хороший фидбэк: лайки, репосты, комментарии, но денег не будет. Это была моя ошибка, потому что я не мог попросить денег, для меня это было как-то … неправильно, — делится Сорокин. Ролик на YouTube уже с новым посылом «Поддержи проект рублем» собрал 850 тысяч просмотров, и благодаря ему ребята получили несколько сотен тысяч рублей. Сработало.
Еще совет: обязательно укажите, на что именно вы собираете деньги и каким способом, чтобы люди хорошо понимали, что они делают и зачем.
Меньше щедрых вознаграждений
На краудфандинговых платформах принято благодарить людей за внесенную сумму, и чем она больше, тем ценнее подарок. Ребята сделали акцент на дорогих подарках за крупные суммы, но это было ошибкой. В основном люди готовы платить 300, 500, 1000 рублей, не больше — даже за подарок. Такие суммы, может, и невелики, но если люди их отдают, то уже значит, проект для них важен и они очень хотят его поддержать. Именно с такими людьми нужно работать больше всего.
Не запускайте проект в выходные
LPGame запустились в пятницу вечером, поскольку являются игровым проектом, а лучшее время для таких развлечений — выходные. Все так, люди играют, но, как оказалось, им не до Boomstarter. Размещать сообщения об акциях в пятницу — большая ошибка. В понедельник, когда люди просматривали рассылку, наши новости были далеко внизу, их было очень трудно найти. В итоге — крайне низкий процент реагирования на бонусы.
Новости об акциях — в день зарплаты
Как бы люди вас ни любили, они не готовы поддерживать проект постоянно. Лучшее время для акций — когда мы получаем зарплату. Обычно это 1–5 числа (дни зарплаты) и 15–17 (авансы).
Не выкладывайте весь материал сразу
Активность должна происходить на всех этапах проекта. Реализовав все идеи сразу, вы лишаете себя развития. Все обновления и презентации нужно распределить во времени. Деньги хорошо собираются в начале и в конце акции, поэтому, чтобы в середине акции люди о вас не забывали, увеличивайте количество контента.
Не назначайте больших сумм и длинных сроков
Не забывайте, что вам нужно постоянно придумывать новые идеи для привлечения аудитории. Для проведения акции в среднем достаточно 30 дней, а сумма — зависит от типа проекта и от того, сколько вы готовы вкладывать в продвижение.
«Простая наука» на Boomstarter
Простая наука — научно-популярный проект для детей. В течение двух лет это был просто канал на YouTube, в котором показывались познавательные ролики, призванные углубить познания в областях физики и химии. Но у ребят была мечта — издать настоящую книгу с красивыми иллюстрациями. В итоге на Boomstarter им удалось собрать около 823 тысяч рублей, хотя изначально они рассчитывали на сумму в два раза меньшую. Около двух лет команда вела блог на «Хабрахабре», группу во «ВКонтакте» и делала свои ролики. Уже в первые два дня проект собрал 7% от нужной суммы и попал на главную страницу Boomstarter.ru.
Придумайте понятные вознаграждения
Необходимо указать, когда и за что спонсор получит свой подарок. Команда «Простой науки» пообещала фотографию на форзаце книги за любое вложение. В результате книги издавались с небольшими снимками всех спонсоров на форзаце.
Устройте опрос
Ребята провели опрос во «ВКонтакте», сколько люди готовы отдать на проект. Спустя какое-то время они стали писать всем, кто принял участие в опросе, напоминая о своем обещании. Кто-то ругался, кто-то заносил в черный список, но фидбэк все-таки был. Самая дельная конверсия — 500 рублей. Те, кто обещал 2–3 тысячи рублей, в основном только ругались. Было и такое, что люди обещали перечислить 300 рублей, а в итоге перечисляли порядка 600 руб.
Lightpack на Kickstarter
Дмитрий Гориловский из проекта Lightpack рассказал, как их команда работала с мировой платформой. Уже известный в России проект они вывели на Kickstarter и собрали $500 тыс. Lightpack — это USB-подсветка, которая крепится позади монитора или плазменной панели и дополняет изображение на экране.
Обращение должно быть понятным
Основной ошибкой ребята считают то, что они сделали «слишком продающий» видеоролик. Люди с охотой отдавали деньги, но особо понимали, за что. Кто-то вообще подумал, что пришел в магазин и на следующий день писал: «Где же трекинг намбер моей посылки? Жду не дождусь, когда она придет». Коммуникация с аудиторией имеет первоочередное значение на таких платформах: Нашей задачей было удовлетворить людей, а не рассказать им, что они купили штуку, которая выглядит классно, но совсем им не нужна.
Ролик обеспечил большой процент вложений и хорошую огласку на медиаресурсах, благодаря чему работа со СМИ была минимальной. Однако пришлось много общаться с самими спонсорами, объясняя, что к чему. Удивление, недопонимание со стороны спонсоров может привести к провалу, поскольку они перестанут вам доверять.
Краудфандинг в России и мире — в чем разница
Менеджер GameStart Russia Иван Карманов рассказал о различиях краудфандинга в России и за рубежом. Прежде чем делать собственные проекты, Карманов консультировал другие команды и помогал им в плане информационного продвижения. Он работал с музыкальным проектом Iamthemorning на Kickstarter (£ 6500), с арт-проектом «Колыбель МИРа» на Planeta.ru и Kickstarter ($12 664), а также собрал деньги вместе со своей командой на настольную игру Septikon ($26 613)
Менталитет
«Колыбель МИРа» — макет орбитальной станции «МИР» в масштабе 1:3, который должен быть возведен на Burning Man. Ребята запустили две кампании день в день — на Kickstarter и на Planeta.ru. Однако собрали только на Kickstarter, что на первый взгляд удивительно: впервые российская команда выиграла конкурс на участие в американском фестивале Burning Man. Про «МИР» написали отечественные СМИ, но это не помогло: дело в том, что основной ритуал мероприятия — сожжение объектов по окончании выставки. И у российской аудитории была почти однозначная реакция: «Вы будете сжигать станцию „МИР“. Наши родители ее строили, а кто-то решил над ней надругаться — поставить в Америке, в пустыне, да еще и сжечь». Карманов резюмирует: Нужно понимать, кто твоя целевая аудитория, и быть готовым к каким-то диким косякам.
Зарубежные СМИ более активные
Освещение проекта в СМИ — обязательная часть продвижения. По наблюдениям Ивана, 75% зарубежных изданий отвечают на письма, а российские часто просто публикуют пресс-релизы. Когда вы идете на международный рынок, не нужно бояться общаться с гигантами, — уверяет Карманов, которому даже удалось договориться с Wired об обзоре Septikon (однако к тому времени, как игра дошла до автора обзора, деньги уже были собраны). Также важно: если у вас очень узкий по тематике проект, нужно делать акцент на нишевых СМИ, где вы найдете свою ЦА.
Слайд из презентации Ивана
По словам участников секции, краудфандинг — отличный способ не просто собрать деньги на свой проект, но и в принципе понять, кому он нужен и интересен: даже провальные проекты важно рассматривать как ценный опыт, который помогает в определении своих целей и создании верной стратегии.
Ссылки по теме:
Animal ДжаZ — история успешного краудфандинга
Основатель Planeta.ru и бас-гитарист Би-2 Макс Лакмус о российском краудфандинге
Источник картинки на тизере: Crowd Valley