Эксперты оценили перспективы развития интернет-коммерции в России. Читайте на Cossa.ru

14 декабря 2011, 00:00

Эксперты оценили перспективы развития интернет-коммерции в России

8—9 декабря в Москве состоялся третий бизнес-форум розничных сетей и онлайн ритейла «Online Retail Russia». Мероприятие прошло под девизом «Большой ритейл в Рунете: наводим свой порядок». Корреспондент Cossa.ru посетил секции в сфере интернет-торговли.

Модератором пленарной сессии выступил Мстислав Воскресенский, директор компании Директфуд. По его словам, сейчас интернет-торговля находится в активной фазе своего развития, а российский рынок - один из самых перспективных.

Развитие интернет-технологий стало вызовом для бизнеса, к которому тот был не готов. По мнению Воскресенского, прежде чем выходить на рынок, следует ознакомиться с существующими в этой сфере трендами. Так в 90-е на пике роста были продажи компакт-дисков, сейчас в приоритете другие товары и услуги.

Инга Микаелян, аналитик РБК Research, представила доклад «Российский онлайн-ритейл в 2011 году. Что ждёт рынок?», в котором не только отметила текущее положение дел в сфере интернет-торговли, но и дала свои прогнозы по развитию отрасли. За последние 5 лет прирост аудитории Рунета составлял 20% в год. Несмотря на впечатляющий рост, уровень проникновения глобальной сети в России пока низок. Он составяет 46%, для сравнения - в США и Европе 77%.

Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона

Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585. ERID LjN8K1P7y.

Около 18% российских пользователей (10,8 млн человек) совершали покупки в интернете хотя бы раз. Аналитики ощутили потенциал рынка онлайн-ритейла в полной мере в период кризиса. Тогда падали розничные оффлайн-продажи и торговля стремительно перемещалась в интернет.

Текущий объем рынка ритейла в этой сфере, по оценкам РБК, составляет 366 млрд рублей, 69% из них — рынок товаров. Сегодня этот сегмент развивается в России быстрее, чем платные услуги в сети. 63,4% общего объёма приходится на Москву и Московскую область, а также города-миллионники. Потенциал небольших городов пока не реализован.

Что продают в Рунете?

В топ-5 входят:

  • компьютерная техника (17.3% рынка),
  • авиа- и ж/д билеты (12.7%),
  • бытовая техника (9.1%),
  • одежда и обувь (8.2%),
  • мобильные телефоны (7.8%).

Активнее всего покупают

  • книги (46%),
  • билеты (37%),
  • компьютеры (36,2%).

Менее востребованы в Рунете одежда, обувь и косметика.

Средний чек онлайн-магазина составляет 3300 рублей. Наибольший — у компаний, реализующих компьютерную технику (около 17 тысяч рублей), самый низкий — у книжных магазинов (около 800 рублей).

Потенциалом роста, согласно исследованию РБК, обладают авиа- и ж/д билеты, а также билеты на концерты, спортивные и автомобильные товары, мебель.

Вангелис Матэопулос, директор по работе с клиентами ГФК-Русь рассказал о новой категории клиентов — extreme shopper («экстремальный покупатель»). Отличительными чертами «экстремала» являются активность, подключенность к интернету, стремление получить лучший товар за оптимальную цену. Такие покупатели ищут не только вещи, но и развлечения. Для обозначения отрасли, обслуживающей эту категорию, был придуман термин «retailtainment», объединяющий в себе два слова — «retail» и «entertainment».

Число «экстремальных» покупателей от общего в США составляет 37%, в Европе — 42%, в России — 61%. Данные говорят о том, что россияне готовы совершать покупки. 72% от «экстремалов» проводят в сети более 10 часов в день — значит, являются потенциальной аудиторией интернет-магазинов.

Традиционные линейные покупки, по мнению Матэопулоса, уходят в прошлое. Сейчас торговля становится более активной, магазин продолжает взаимодействовать с покупателем и после продажи товара.

Для того, чтобы купить товар за минимальную стоимость, население США чаще прибегает к купонам на скидку, россияне же предпочитают сравнивать цены на различных сайтах.

Федор Вирин, директор по исследованиям DataInsight, выступил с докладом «Движущие силы электронной торговли». Согласно его прогнозу, в 2012 году рост числа интернет-покупателей составит 25%, объема продаж — 22%.

Такой рост будет возможен благодаря четырём факторам:

1. Увеличение частоты и стоимости покупок «продвинутых» пользователей интернета.
2. Рост аудитории глобальной сети с большим стажем в крупных и средних городах.
3. Рост предложений в сегментах товаров частого использования (например, одежда) в регионах.
4. Появление сегментов товаров повышенного спроса (например, автострахование).

Пользователей, вопреки расхожему мнению, мотивирует больше всего не цена. В списке Фёдора Вирина она находится на втором месте. Важнее ассортимент, также играет роль удобство совершения заказа.

Правовое регулирование рынка интернет-коммерции

Вице-президент по коммерции компании Викимарт Тигран Гукасян подчеркнул важность правового регулирования онлайн-сделок — российские законы написаны для оффлайн-бизнеса и часто к интернет-коммерции попросту не могут быть применимы.

Необходимо выработать стандарты торговли в сети. Они должны быть понятными, приемлемыми и прогнозируемыми для клиентов.

Согласно исследованию Wikimart, сегодня интернет-торговля выигрывает у оффлайновой только по части широты ассортимента товаров, но проигрывает в вопросах удобства оплаты, получения и обслуживания товара.

По словам Гукасяна, возможны 2 варианта развития интернет-коммерции:

1. Оффлайн-ритейлеры разовьют свой интернет-сектор, а сетевые — наоборот, свою оффлайн-торговлю, таким образом рынок станет единым.
2. Онлайн- и оффлайн-ритейл будут развиваться как 2 конкурирующих бизнеса.

Фиона Свердлоу, директор по исследованиям Shop.org, поделилась амерканским опытом в вопросе стандартизации интернет-торговли. В её докладе были рассмотрены два примера того, как власти США регулируют коммерцию в глобальной сети. Во-первых, этим занимается Федеральная торговая комиссия. В её обязанности входит защита конкуренции и прав потребителя. Также в Соединенных Штатах принят документ «CAN-SPAM Act», определяющий нормы, которым должна соответствовать любая сетевая рекламная рассылка.

В тексте письма следует прописывать, что он носит рекламный характер. В любой рассылке должна содержаться ссылка, позволяющая отписаться от нее. Ритейлер обязан сообщать свой реальный почтовый адрес. Экспертч отметили, что соблюдение этих несложных правил позволят привлечь на рынок больше пользователей и сделать его прозрачнее.

Автор: Антон Запускалов

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is