Моральные аспекты блокировки диджитал-рекламы
Программист и блогер Марко Армент — о неизбежности использования блокировщиков рекламы.
Около 15 лет назад, в ответ на растущие расценки на рекламу и развивающуюся у пользователей баннерную слепоту, рекламодатели в интернете начали использовать всплывающую рекламу. Люди возненавидели ее. Мы спокойно относились к баннерам как к разумной плате за просмотр веб-контента, но всплывающая реклама — это чересчур: слишком раздражающая и навязчивая. Многие СМИ отрицали свою причастность к их появлению: по их словам, реклама появлялась откуда-то еще, у них просто не было контроля над этим. Но им действительно нужны были деньги от всплывающей рекламы, чтобы продолжать существовать. Будущее оказалось неблагосклонным к поп-апам. Со временем появилось блокирующее их программное обеспечение, а еще несколько лет спустя практически любой браузер блокировал их по умолчанию.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Некоторые считают, что блокировщики рекламы — нарушение контракта между читателем и медиа: ведь последние предлагают пользователю бесплатный контент в обмен на просмотр рекламы. Эта теория звучит правдоподобно, но на самом деле не все так просто. Если мы допускаем такую теорию, то нужно признать, что читатели должны не просто разрешить своим браузерам загрузить рекламу, но также и действительно ее прочитать, потенциально заинтересовавшись рекламируемым продуктом или сервисом, а может быть, даже кликнуть по ссылке и купить что-то. Это тоже хорошая теория, но глупо ожидать такого от людей. Издателям повезет, если их пользователи хотя бы с интересом дочитают контент до конца, не говоря уже о рекламе.
По сути, реклама никогда и не требовала потребления. Еще до появления интернета люди переключались между каналами во время рекламы по телевизору или пролистывали ее в газетах и журналах. Прагматичные рекламодатели и СМИ знают, что их работа — попробовать показать вам рекламу и надеяться, что вы увидите ее и заметите. Но они знают, что, скорее всего, этого не случится, и оценивают рекламу соответственно.
У веб-рекламы есть одно значимое отличие от рекламы, существовавшей до нее: это уже не просто распечатанное на бумаге объявление или ролик посреди телепередачи, это целое программное обеспечение. Оно запускает код на вашем компьютере, который может собирать и отправлять информацию о вас и вашем поведении рекламодателям и медиа. Рекламные сети и провайдеры работают в плотной связке и могут запросто отслеживать ваше поведение на разных сайтах, составляя ваш очень подробный и глубокий профиль. Вся эта слежка и сбор информации осуществляются без вашего разрешения на это и без вашего участия. Благодаря устройству современных браузеров, информация о вас может начать собираться, если вы просто кликнете по ссылке. С этим невозможно бороться: просто кликнув, вы непреднамеренно позволяете сайту собирать, отслеживать, анализировать и продавать информацию о вас. Вот почему описанная выше теория неверна: люди не соглашаются делиться личной информацией о себе, они даже не знают о том, что это происходит. И ситуация становится хуже с каждым днем.
Я никогда не был в восторге от блокировщиков: я сам по большей части зарабатываю на жизнь рекламой, так же, как и многие мои друзья и коллеги, и я всегда хотел поддерживать свободные медиа. Но за последние несколько лет, возможно, из-за засилья низкокачественных рекламных сетей и роста мобильного трафика (гораздо менее прибыльного и гораздо более уязвимого для навязчивых сообщений), качество веб-рекламы сильно упало, при этом она стала гораздо более навязчивой и оскорбительной, а инструменты слежки — более изобретательными. Издателям становится не просто оставаться на плаву, но все же это не оправдывает их вторжения в личную жизнь читателей.
Современная реклама перешла черту — так же, как это случилось с всплывающими окнами 15 лет назад. СМИ и рекламодателям больше просто невозможно верить.
Я начал использовать на своем компьютере Ghostery и простой, созданный вручную, блокатор для iOS, который я, возможно, скоро выпущу для iOS 9. Количество блокируемого контента на большинстве страниц — шокирующе и отвратительно.
Медиа, рекламодатели, создатели браузеров, — все виноваты в сложившейся ситуации. Никто не может обвинить пользователей прошлого за убийство поп-апов, и никто не может обвинить современных пользователей в блокировке навязчивой рекламы, которая, к тому же, ворует личную информацию. Возможно, это грозит проблемами веб-девелоперам и медиа, но, к счастью, появились гораздо лучшие способы монетизации. Можно предложить пользователям платить за контент, а не за рекламу, к тому же, сбор платежей в интернете стал невероятно простым. Также появилась нативная реклама и платные посты в соцсетях, которые работают доказано более эффективно и меньше раздражают пользователей.
Через несколько лет мы со стыдом будем смотреть на сегодняшнее состояние рекламы. Но худшее позади, и настало время перестать демонизировать людей, которые используют инструменты, чтобы содержать свои браузеры в чистоте.
Источник картинки на тизере: Depositphotos