Интерфейсы дополненной реальности — нас к такому не готовили. Читайте на Cossa.ru

18 июля 2016, 11:30

Интерфейсы дополненной реальности — нас к такому не готовили

Технологии, которые в ближайшее время изменят всё.

Интерфейсы дополненной реальности — нас к такому не готовили

Мы все пережили революцию в восприятии информации. Вспомните, как это было. Появился интернет, но мы долго не могли в это поверить. Мы — это общество, бизнес, профессионалы вновь возникающей отрасли. Но прошло лет, наверное, 10 (да что я говорю, местами это ещё не произошло) прежде чем до нас начало доходить, что интернет не совсем «буклеты только на экране» и не «телевизор, только ссылки работают».

Мы обнаружили новые качества: тотальная память и доступность. Интерактивность. Помните, как все бегали с этим мемом? Можно было прибавлять «интерактивный» к чему угодно — и это становилось лучше. Интерактивная книга. Интерактивное кино. Интерактивная реклама. Да что угодно — хоть интерактивный пылесос.

Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!


Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.

Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.

Успейте приобрести пакет до повышения цены!

И ещё через некоторое время оказалось, что эти новые качества меняют не только культуру, но и бизнес, и вообще структуру общества. Возникла целая индустрия, которая обслуживает эти новые качества — поисковые машины, социальные сети, сайты, рекламные технологии. Специалисты, которые учились во всем этом разбираться, постепенно превращая айтишную магию в понятные бизнес-практики. Подразделения в компаниях, которые учились вновь придуманными инструментами пользоваться. Помните? Сколько потребовалось обществу на освоение этой новой среды? 20 лет? 30? Я задаю этот вопрос, потому что нам с вами это предстоит снова.

Вот технологии, комбинация которых всё изменит:

  • виртуальная и дополненная реальность;
  • 360°-видео;
  • носимая электроника;
  • машинное обучение и, в частности, распознавание речи и образов;
  • блокчейн.

Уверен, что вы знаете смысл этих слов, поэтому я особенно останавливаться на них не буду. Нам важно, что все эти технологические тренды находятся на предфинальной стадии цикла Гартнера — вот-вот станут массово распространенными. Они уже давно прошли стадию исследований. В них уже поздновато инвестировать по-крупному. Но ими ещё вообще не умеет пользоваться «обычный бизнес».

Не умеет, потому что мы, человеки, не понимаем, как же изменится среда. Мы снова думаем, что виртуальная реальность — это «такой новый интернет, только объемный». Мы думаем, что блокчейн — это «такие новые деньги, только не обязательно нужен банк». Что машинное обучение — это «как программирование, только больше похоже на магию». И даже про 360°-видео мы думаем, что это «как обычное видео, только можно крутить башкой». А про носимую электронику мы думаем, что это трекеры. И всё это настолько же похоже на то, что нас ждет, насколько интернет — это «буклет, только с кнопочками».

Опыт пользователя радикально изменится. А значит, заново придется строить всё:

  • технологии привлечения пользователя;
  • придется опять учиться проектировать интерфейсы;
  • учиться понимать, на какие события смотреть в статистике;
  • как-то разбираться в том, какому бизнесу и в какой ситуации все эти новые цифровые бантики необходимы, в каких местах это просто аттракцион, а где от них сплошной вред.

Сегодня у нас есть два надёжных способа сказать цифровому миру что-нибудь. Мышь и клавиатура. Оба эти средства очень, очень хороши — они быстрые, точные и очень хорошо контролируемы пользователем. Настолько, что люди быстро учатся «думать пальцами» и вообще перестают отвлекаться на эти несовершенные прокладки между человеком и компьютером.

Всё настолько круто, что возникают вопросы: «Зачем вообще какие-то ещё средства ввода создавать? Зачем появляется leapmotion, kinect и другие интерфейсы, в которых достаточно водить руками? Что такого нового они привнесут в опыт пользователя?».

Давайте начнем с того, чего в ближайшее время не произойдет. Все новые средства ввода будут медленнее, чем клавиатура, мышь или голосовой ввод еще очень долго. Ну, то есть лет 20. Медленнее — это значит, что для того чтобы передать компьютеру текстовое сообщение, мы все еще будем пользоваться клавиатурой или диктовкой.

Да, кстати, про голосовой ввод. Есть неплохие шансы, что голосовые интерфейсы сильно потеснят печатание. Уже совсем скоро качество распознавания станет совсем хорошим, и следующую статью я смогу диктовать, а не набирать. Но в этом месте ничего радикального не изменится — все так же нужна будет концентрация внимания, все так же важно будет смотреть в экран, чтобы контролировать, какие буковки появляются. Но еще долго людям, привыкшим печатать, будет просто «по старинке». Как вашей бабушке до сих пор проще писать от руки.

Вот, что потенциально поменяется:

  • пропадет привычка контроля написанного. Голосовой ввод вообще не строго обязательно требует экран — нам достаточного того, что мы себя слышим;
  • размоется граница между «ввожу текст специально» и «просто треплюсь»: она из строго обусловленной технологически превратится в соглашение между вами и машиной. Вас всегда слушают, но иногда предполагают, что это вы с намеком сказали, надо среагировать. Сейчас для смены модальности ввода используют костыли — прямой аналог голосовой кнопки — команду. Но уже понятно, что все движется к угадыванию;
  • среда будет вас подталкивать к тому, чтобы вы записывали все, что говорите;
  • комбинация с носимой электроникой приведет к тому, что совсем вслух говорить будет не надо. На это потребуется чуть больше лет (около 5–7), но после этого достаточно будет"молча говорить« — текст будет снят с голосовых связок, а не с акустических колебаний.

На примере голосового ввода видно, что все самое интересное начинается, когда несколько технологий накладываются друг на друга — голосовой ввод + машинное обучение дают нам возможность угадывать, что же хотел человек сказать. А прогресс в хранении данных снимает вопрос «записывать или нет».

На пересечении этих технологий возникнет масса ниш для нового маркетинга, новых развлечений и новой социальности. Что именно в такой нише вырастет, понятно еще не очень, но я приведу несколько примеров:

  • таргетинг по тональности устного разговора;
  • голосовой «третий собеседник», который подсказывает темы и факты;
  • огромная ниша для голосовых посредников (как в «Сирано де Бержерак» — когда один говорит слова от имени другого). Начнется все с переводчиков с одного языка на другой. То есть уже началось. Но гораздо, гораздо интереснее, когда переводят «с одного русского на другой». Например, выпрямитель устной речи, убирающий из нее междометия и мат;
  • отдельная (и зловещая) ниша связана с цензурой и вообще сферой безопасности. Тут, я уверен, вы и сами сложите два и два.

Можно продолжать, но для иллюстрации хватит. Голосовой ввод — это не просто замена клавиатуры — эти радикальное изменение взаимодействия со средой. Размоется граница между «пользователь специально отдал команду» и «машина думает, что пользователь хочет». Это целиком изменит интерфейсную среду и подходы к маркетингу.

Произойдет то, о чем всегда мечтали маркетологи и чего ужасались авторы антиутопий, и про что проще всего думать в терминах «заклинаний и магии» — общество вторгнется непосредственно в мышление. Для этого даже не потребуется нейроинтерфейсов.

Теперь можно вернуться к еще более новым средствам ввода — жестовым и нейроинтерфейсам. И они тоже — нисколько не «новая мышка». Про ниши, которые вокруг них возникают, можно написать не один цикл статей, но важно, что это совершенно другой опыт, другая среда для бизнеса и другие интерфейсы.

Одним из самых для меня важных следствий станет окончательное рождение UX-дизайна. Сегодня, сколько бы специалисты отрасли ни говорили, что юзер-экспириенс дизайнеры — это про опыт, а не про картинки, бизнес и общество не очень им верят. Но вновь возникающая среда поставит задачу режиссирования опыта непосредственно — без обязательного использования такого уже привычного костыля, как экранные формы.

Я нарочно выбрал пример с голосовым вводом, чтобы показать, что самый привычный способ взаимодействия — голос — так радикально поменяется даже без революций в том, как мы будем получать результат, который приготовила нам цифровая среда. То, как поменяет нас эволюция экранов в виртуальную и дополненную реальность, отдельная большая тема. Но и для нее главный мой тезис такой же.

Мы все попробуем взаимодействовать с ней по-старому и споткнемся.

Сегодня у нас на дворе опять «интересные времена». Вот-вот все изменится, и открываются окна возможностей. Технологии уже есть, и пора задумываться о том, как их будет использовать бизнес и общество.

Прямо сейчас время экспериментов — и первые из них будут неуклюжими маркетинговыми аттракционами, про которые напишут все медиа, а потребители будут воспринимать как магию. То есть почему — «будут»? Мы уже начали, и это так и есть. Про первые наши эксперименты наши клиенты так и говорят: «магическое» что-нибудь. Магический плакат. Магическое приложение. Но все это пока баловство — но очень важное. Человечество учится возиться с новыми игрушками, приобретает опыт. Чем раньше вы эти игрушки дадите в руки бизнесу, тем выше шанс, что именно ваш бизнес заметит, застолбит и назовет новую нишу.

Скачать плакаты с дополненной реальностью

Фото на тизере: Валерия Номоконова, портал It’s My City.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Если у вас есть, что дополнить — будем рады вашим комментариям. Если вы хотите написать статью с вашей точкой зрения — прочитайте правила публикации на Cossa.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is