Удалённый сотрудник: если не видно разницы, зачем платить больше?
Работодатели о работе с удалёнными сотрудниками: плюсы, минусы и вот это всё.
На дворе 2017 год, и даже бабушки в селе уже не удивляются, когда я ухожу в огород, чтобы поработать. Только уточняют со знанием дела: «В интернеты?». Действительно, развитие технологий связи и проникновение «интернетов» по всему (минимально цивилизованному) миру стремительно меняет семантическое поле слова «работа». В частности, это теперь совсем не обязательно здание, кабинет или стул, к которыми прежде был привязан работающий человек в сознании общественности. Работа может быть удалённой, дистанционной, а офис — дома.
Развитие интернета и технологий послужило толчком к росту количества удалёнщиков, и ИТ же, наряду с диджиталом, стали первой отраслью, где удалённый формат сотрудничества встречается чаще всего: программисты, дизайнеры, сотрудники служб поддержки, копирайтеры и контентщики составляют бо́льшую часть удалённых работников, а их в России по разным данным от 6% (Росстат) до 35% (опрос пользователей «ХабраХабра» и «Моего круга») от всех трудоустроенных граждан.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
И если с оценкой численности не всё так однозначно, то в прогнозах единодушны все: рынок удалённой работы будет расти. Согласно исследованию J’son & Partners Consulting, к 2020 году каждый пятый работающий человек в России забудет, как это — ехать в час пик в офис.
|
|
Мария Игнатова
Руководитель службы исследований HeadHunter, подтверждает верность прогнозов: |
«На hh.ru с января по апрель этого года было опубликовано 23,5 тысячи вакансий, предлагающих удалённую работу. В прошлом году за этот же период появилось 22,1 тысячи вакансий с удалённым форматом».
И это закономерно: такой формат удобнее, продуктивнее и заметно дешевле.
Про экономию
Квадратный метр в столичном офисе стоит в среднем 20–50 тысяч рублей в год. Это место только для стола, ещё сотрудникам надо где-то есть, отдыхать, курить и совещаться. По расчётам J’son & Partners Consulting, типовая компания из 10 человек при переводе половины сотрудников на дистанционную работу экономит 3% выручки только лишь за счёт аренды офиса. А что говорить о компаниях крупнее?
|
|
Виктор Потапов
Вице-президент компании RCNTEC, разработчика ИТ-решений для бизнеса |
«Содержание наших офисных сотрудников обходится по-разному в зависимости от города пребывания. Аренда офиса в Москве и, например, в Волгограде отличается в разы. В Москве, в среднем, стоимость одного рабочего места в бизнес-центре среднего уровня начинается от 10 тысяч рублей в месяц, не считая разовых вложений на обустройство этого рабочего места. Нашим удалённым сотрудникам мы оплачиваем рабочее место в виртуальном офисе (SOCOCO) — инструмент, который мы выбрали для удобства взаимодействия в распределённой команде. Одно рабочее место в виртуальном офисе стоит 15$ в месяц, в некоторых случаях требуется компенсация мобильной связи, но обычно нашим сотрудникам хватает виртуальной среды и IP-телефона».
|
|
Павел Трушин
Руководитель центра разработки, группа компаний CUSTIS |
«В случае со штатным сотрудником помимо заработной платы компания несёт расходы на аренду офиса (в среднем 25 000 рублей в месяц на человека на аренду офиса среднего уровня рядом с кольцевой станцией метро) и обустройство рабочего места, на интернет, телефонию, техподдержку, виртуальные серверы для хранения данных, программное обеспечение, а также на социальный пакет, ДМС и внутрикорпоративные мероприятия. В пересчёте на один месяц работы общая сумма затрат может варьироваться от 30 до 50% от зарплаты рядового специалиста».
В регионах расходы скромнее, но и там есть на чем сэкономить. В саранской компании «Инфомаксимум», по словам Александра Бочкина, её основателя и генерального директора, расходы на офисного и удалённого работника различаются в 6 раз. Это при одинаковой оплате труда и соцпакета.
А ещё удалёнщики часто работают на собственном оборудовании, реже ходят на корпоративы (особенно если живут в другом городе), не едят печеньки в офисе.
Про выбор
Спрос на квалифицированные кадры на рынке труда не иссякает. HRы и руководители находятся в постоянном поиске, ходят «в люди» в соцсетях и обещают вознаграждения за светлые головы. И все это, чтобы выбирать в итоге из небольшого числа тех, кто сможет и захочет каждый день добираться в офис?
|
|
Александр Бочкин
«Инфомаксимум» |
«Наша компания находится в Республике Мордовия в г. Саранск. В регионе настоящий дефицит кадров в сфере ИТ, поэтому найти компетентного специалиста в городе, который будет приходить работать в офис, довольно проблематично. А вот найти профессионала-программиста из другого региона гораздо легче».
|
|
Екатерина Калинина
Руководитель департамента эксплуатации ГК «Системные Технологии» |
«Техническая поддержка ГК «Системные Технологии» работает в формате 24/7. Это значит, что представители подразделения всегда должны присутствовать на рабочем месте, принимать и решать обращения пользователей. Для этого мы ежемесячно формируем график ночных дежурств для сотрудников, работающих в основное время днём, а удалённые сотрудники в других часовых поясах (в Иркутске и Екатеринбурге) работают в нужные нам смены постоянно».
|
|
Светлана Лиенко
Исполнительный директор REG.RU |
«В REG.RU около 30% сотрудников работает удалённо, при этом все они находятся на штатных должностях. Среди них — отделы разработки, вёрстки и дизайна. Формат такой работы сложился в компании давно. Если человек может качественно решать свои задачи и при этом его должностная инструкция не требует присутствия в офисе, то нам не важно, будет он находиться в Москве, на Камчатке или вообще в другой стране на краю света».
|
|
Анастасия Тюленёва
Руководитель SMM-практики PR-агентства «Идеи&Решения» |
«Данный опыт стартовал в компании лет 10 назад. Тогда мы начали привлекать региональных ассистентов на работу в помощь PR-проектам. На сегодня в нашей компании удалённо работают не только пиарщики, редактора, но и целая практика SMM. При этом в структуру отдела входит более 10 человек, которые находятся за тысячи километров друг от друга. В ситуации кадрового голода — как известно, он начался несколько лет тому назад — сложно найти специалистов нужного уровня за оптимальные деньги, да ещё и в одной локации. А вот сплотить людей из разных регионов страны, предоставив им легальный белый доход, оказалось в разы проще».
А ещё есть так называемые «вынужденные удалёнщики» — люди, которые по разным причинам не могут найти достойную работу или ходить на неё каждый день: родители маленьких или часто болеющих детей, люди с инвалидностью, люди из регионов с высоким уровнем безработицы, не готовые переезжать в крупные города. Часто, имея образование и высокий уровень квалификации, на рынке труда они остаются невостребованными и «невидимыми», что по сути своей большая социальная проблема, решением которой (хотя бы отчасти) может стать развитие удалённого сотрудничества.
Так в России сегодня трудоустроено всего 30% людей с инвалидностью. Удовлетворены ли они своим положением, работают ли по специальности? Официальная статистика не уточняет. Меры, принимаемые государством, безусловно, медленно, но верно, ситуацию исправляют, однако, едва ли государству под силу решить проблему самостоятельно. Бизнес уже помогает:
|
|
Светлана Лиенко
Исполнительный директор REG.RU |
«Кроме позиций, изначально предполагающих возможность работы вне офиса, компания поддерживает молодых сотрудниц, которые могут частично работать из дома. Например, в период особого для женщины периода — материнства. У нас также работают несколько человек с ограниченными возможностями. Мы считаем, что современный работодатель должен быть гибким, беря во внимание прежде всего результат работы».
|
|
Виктор Потапов
Вице-президент компании RCNTEC, разработчика ИТ-решений для бизнеса |
«Есть среди наших сотрудников и такие, кого обычно называют „вынужденными удалёнщиками“: люди с инвалидностью, матери с детьми, люди из регионов и маленьких городов, но в нашей компании — это люди не с ограниченными, а с дополнительными возможностями. Уровень квалификации — это главное, на что мы обращаем внимание, рассматривая кандидатов: не важно, где ты находишься, важно то, что ты делаешь».
|
|
Анастасия Тюленёва
Руководитель SMM-практики PR-агентства «Идеи&Решения» |
«Женщины в отпуске по уходу за ребенком — наш первый эшелон „вынужденных удалёнщиков“. Именно на их основе и стали прорастать целые мобильные отделы. А все почему? Потому что наша сфера сугубо женская, а тут никак не обойтись без декретов. А вторая категория — это региональные сотрудники».
Или готов помогать:
|
|
Александр Устинов
Основатель и генеральный директор агентства нативных коммуникаций BeaversBrothers |
«Некоторым людям удобнее работать дома. Долго ездить на работу, много задач и не хочется тратить время на дорогу. У девушек это может быть беременность или работа после родов. Хорошим специалистам мы идём навстречу и практикуем такой формат. Я бы с удовольствием взял на работу и «вынужденных удалёнщиков», но совершенно непонятно, где их искать. Я думаю, что у бизнеса нет никаких блоков на «вынужденных удалёнщиков», но совершенно непонятно, где смотреть их резюме».
|
|
Мария Игнатова
Руководитель службы исследований HeadHunter |
«На hh.ru у работодателя есть возможность пометить вакансию, как доступную для соискателей с инвалидностью. Тем самым работодатель заявляет, что готов рассматривать всех кандидатов на равных, опираясь только на их деловые качества. В принципе, это должно быть само собой разумеющимся, но, к сожалению, реальность отличается, поэтому мы ввели эту маркировку несколько лет назад, чтобы помочь рынку стать более открытым и честным. Когда-нибудь, я в это верю, необходимость в ней отпадет. Сейчас из 330 тысяч вакансий, размещенных на hh.ru в России, маркировку о доступности для соискателей с инвалидностью имеют 11 тысяч вакансий. Пока это соотношение за последние годы особо не меняется. Чаще всего это вакансии из сферы ИТ, банковского сектора, продаж и маркетинга».
Про эффективность
Существует и регулярно тиражируется мнение, что сотрудник на удалёнке без присмотра начальства и примера коллег расслабляется и начинает работать мало и плохо. Наверняка, бывает и так, но едва ли в офисе эти же самые люди бьют рекорды по выполнению KPI. Если работать со взрослыми, то при прочих равных у удалёнщиков больше возможностей для ударного труда:
-
больше времени на полноценный сон: сэкономленном на дороге туда-обратно,
-
больше возможностей для отдыха в течение дня: ко мне, например, ходит инструктор по йоге, кто-то, возможно, любит поспать после обеда,
-
меньше вирусов и инфекций: удалёнщики меньше «изнашиваются» и «опыляются» со всеми подряд, не толкаясь в часы пик в транспорте и в офисных опенспейсах. Ну, или, как минимум, могут не брать больничный с легкой простудой, приходить с которой в офис не стоит.
В большинстве компаний, с которыми нам удалось пообщаться, удалённые сотрудники работают не менее, а часто и более эффективно и продуктивно, чем офисные, правда, объясняют это в компаниях по-разному:
|
|
Виктор Потапов
Вице-президент компании RCNTEC, разработчика ИТ-решений для бизнеса |
«Разница в эффективности сугубо индивидуальна и зависит, скорее, от личных качеств. По нашим наблюдениям большинство наших сотрудников-разработчиков гораздо эффективнее работают из дома, а не из офиса, не отвлекаясь на общение с коллегами».
|
|
Екатерина Калинина
Руководитель департамента эксплуатации ГК «Системные Технологии» |
«Мы сформировали и успешно внедрили мотивацию, нацеленную на то, чтобы сотруднику было выгодно работать быстро, качественно и эффективно. Поэтому различия в качестве работы наших сотрудников несущественны.
Мотивация включает в себя:
a) формирование премиальной части исходя из количества выполненной работы;
b) контроль за временем выполнения задач;
c) многоуровневые проверки и контроль качества специализированными сотрудниками.
Сотруднику с подобными KPI просто невыгодно выполнять свою работу спустя рукава. И где бы он ни находился, его работа прозрачна для руководства и позволяет вовремя принять корректирующие меры. Единственный минус, который мы видим, — сотрудники в офисе работают в режиме „опенспейс“ и часть информации получают, спросив коллегу, услышав чьё-то обсуждение или переняв чужой опыт. Удалённым сотрудникам в этом плане тяжелее учиться и сложнее быстро получать нужную информацию».
|
|
Александр Устинов
Основатель и генеральный директор агентства нативных коммуникаций BeaversBrothers |
«На удалёнке максимально проявляется самостоятельность, ответственность и профессиональные навыки человека. Учитывая, что при удалённой работе коммуникация сложнее, чем с человеком в офисе, это должно компенсироваться его мощными скилами и умением разбираться в задаче. Если у удалённого человека средний уровень навыков, то его можно ставить только на второстепенные, хорошо описанные задачи. Например: делать по прототипам и готовому мудборду оформление внутренних страниц».
Про деньги
|
|
Александр Устинов
Основатель и генеральный директор агентства нативных коммуникаций BeaversBrothers |
«Я где-то читал, что людям на удалёнке можно платить меньше, так как они не тратят деньги на дорогу и на бизнес-ланчи, но у нас не так. Уровень зарплат на удалёнке и в офисе, для специалистов одинакового уровня, у нас одинаков».
К сожалению, подобные вещи действительно можно прочитать даже на вполне качественных и уважаемых ресурсах. Нарушение прав работников выдается за best practice, кейсы по экономии ресурсов и инструмент «бережливого производства». Оправдывается реалиями рынка.
К счастью, реальные реалии не совсем печальны. На 2015 год они выглядели так: в 68% опрошенных в ходе исследования J’son & Partners Consulting по заказу «Битрикс24» компаний размер зарплаты не зависел от того, в офисе работает сотрудник или нет, в 12% удалёнщники получали даже больше офисных, в 20% — меньше.
Это число отчасти подтверждается и микроисследованием, проведённым при написании данного текста: в 8 из 10 опрошенных компаний дескриминация отсутствует, в одной принят так называемый «региональный коэффициент» (люди на одной и той же должности, выполняющие одну и ту же работу, в разных регионах получают разную зарплату), и ещё в одной прямо заявляют, что при принятии решения о сотрудничестве с удалёнщиками — в частности вынужденными — одним из их мотивов была «возможность нанять людей дешевле».
Про права и обязанности работодателя и сотрудника
Часть работодателей и специалистов отказывается от возможностей удалённой работы, считая, что при таком формате сотрудничества не сможет контролировать выполнение обязанностей второй стороной и отстаивать свои права. Закон, однако, одинаково хорошо защищает интересы и тех, кто каждый день видится в офисе, и тех, у кого офиса вовсе нет.
|
|
Мария Меркурьева
«Юридический ангел для нормальных людей» |
«Выполнение удалённой (или официально — дистанционной) работы может быть оформлено трудовым договором или „договором ГПХ (гражданско-правового характера)“. Не очень корректная формулировка, но для гражданских отношений суть важнее формы. По сути речь идет о двух типах отношений.
При трудовых отношениях работник личным трудом выполняет определённый род работы («трудовая функция»), подчиняется внутренним правилам работодателя (и может быть привлечён к дисциплинарной ответственности за неподчинение), вправе требовать от работодателя обеспечения условий для труда и имеет установленные трудовым законодательством социальные гарантии (выплаты зарплаты в определённые периоды, её индексацию, сохранение места работы и зарплаты при болезни или простое, отпуске). Трудовые отношения работника и работодателя регулируются Трудовым кодексом, например:
-
Работодатель вправе требовать полного и своевременного выполнения работником лично его трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка.
-
Работодатель не имеет права «казнить и миловать» работников как в кино, увольняя, урезая или не выплачивая зарплату по собственной прихоти.
-
Работодатель не может дискриминировать работников при оплате труда (платить разные зарплаты людям на одной и той же должности, выполняющим одинаковые функции) по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства (так называемые «региональные коэффициенты»), отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Вознаграждение за труд может зависеть только от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.
-
Заработная плата работника, отработавшего полный месяц и выполнявшего свои обязанности, не может быть меньше установленного МРОТ (в регионах бывает свой) и должна включать (при наличии) все установленные законом надбавки — вредность, шум, суровый климат.
-
И тому подобное.
За защитой нарушенных прав работник может обращаться в трудовую инспекцию, прокуратуру или суд. Если исчерпаны все возможности российской системы правосудия, а право не восстановлено, остается Европейский суд по правам человека.
При отношениях «по договору ГПХ» есть обязанность исполнителя выполнить работу и обязанность заказчика её оплатить. Остальные условия — опциональны. Исполнитель вправе привлекать других лиц для исполнения задания, не подчиняется внутренним правилам заказчика и выполняет конкретную работу, имеющую согласованные заказчиком и исполнителем параметры. Исполнитель сам решает вопросы распределения своего времени, «разруливает» проблему невозможности исполнения задания из-за болезни и не имеет других социальных гарантий. Рабочие отношения исполнителя и заказчика регулируются нормами Гражданского кодекса и предполагают значительно бо́льшую свободу договора по сравнению с трудовыми.
В обоих случаях могут быть установлены также другие права и обязанности работника или исполнителя. Например, обязанность соблюдать режим конфиденциальности, обязанность передать работодателю все материалы и разработки, обязанность использовать оборудование, программно-технические средства, средства защиты информации и иные средства, предоставленные или рекомендованные работодателем, и прочее.
В обоих случаях оформить отношения можно удалённо, без личной встречи. В трудовых отношениях используются усиленные квалифицированные электронные подписи дистанционного работника и работодателя, в гражданско-правовых можно вообще ограничиться, например, перепиской (если вы уверены в другой стороне). В обоих случаях, если одной из сторон необходимы оригиналы, их отправляют по почте. Трудовой кодекс упоминает заказное письмо с уведомлением, я рекомендую ценное письмо с описью вложений».
Читать по теме:
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.