Перемани, если сможешь
Владимир Синельников, управляющий партнер Aero, о жёстком, но пока эффективном пунктике в договоре.
Многим агентствам знакома проблема — их клиенты переманивают их же сотрудников. В ecommerce эта боль ещё острее, потому что экспертизы мало, а рынок молодой и быстрорастущий. Наш клиент, крупный сетевой ритейлер, такой как Media Markt, Metro C&C, Kari, «36,6», всегда находится в состоянии поиска. Мы сами помогаем ему сформировать потребность в кадрах.
Мы выстраиваем для клиента бизнес-процесс омниканальных продаж с нуля, разрабатываем интернет-магазин, формируем новые бизнес-направления и отделы. Приходим в чистое поле и наполняем его смыслом. Для некоторых клиентов и персонал подбираем. Но даже если клиент не ставит HR-задачу, под новое направление всегда нужны новые люди. А где их взять? Самый простой, но неправильный ответ — в нашем агентстве.
После пары случаев, когда клиент схантил дорогого сотрудника, мы решили принять превентивные меры. Внесли в договор маленький, но принципиальный пункт, по которому клиент «обязуется не обращаться с предложениями о смене работы» к нашим сотрудникам во время проекта и в течение 5 лет после. Переманил сотрудника — заплати штраф в 2 млн ₽. Этот пункт вызывает бурю протеста у любого клиента. Вы планируете переманивать наших сотрудников? Конечно нет! Тогда почему подписать обязательство о нехантинге — это проблема?
За полгода после внесения сакраментальных поправок мы не отступили от своей позиции ни в одном контракте. За полгода клиенты не переманили у нас ни одного сотрудника. Это, конечно, не значит, что мы построили крепостную стену. Но хотя бы правила игры «на берегу» проговорили и рассчитываем в отношениях с клиентом на честность. В конечном счёте, мы надеемся, все заинтересованы в чистоте экосистемы.
Представляю, сколько поднимется шума: надо мотивировать команду, а не ставить заградительные барьеры. Мотивируем, и у нас сплочённая команда. Договор о нехантинге, скорее — это решение стратегическое.
Чем активнее наши клиенты будут развивать digital-направление, тем больше профессиональных кадров in-house им потребуется. Клиент приходит к нам за экспертизой, потому что выращивать экспертизу внутри — долго и рискованно. Поэтому соблазн схантить у нас «готовых» специалистов очень велик — уж слишком мы ему хорошо подходим, как винтик, скрепляющий сложную конструкцию. И мы сознательно стремимся быть максимально подходящим винтиком.
Парадокс в том, что мы сами создаём такую среду, которая подталкивает клиента и своего менеджера друг другу в объятия. Ведь хорошие отношения и понимание между ними — залог продуктивности и успеха проекта.
И в итоге получается вопрос психологически тонкий: увёл клиент сотрудника, или так обстоятельства сложились? Это как с супружеской изменой. Застряли начальник с секретаршей в лифте, и всё закрутилось. И вроде бы никто никого сознательно не соблазнял, но вот так получилось. Мы это всё хорошо понимаем, и поэтому нужен какой-то противовес.
Нельзя безнаказанно переступать черту. Надо понимать, что любой процесс ты можешь аутсорсить. Мы можем нанять для клиента людей, обучить и интегрировать их в его команду — у нас есть такая услуга. Но она стоит совершенно других денег. Обучить людей — это дорого и долго. Сначала ты находишь сотрудника, минимум полгода его учишь, подстраиваешь его под коллектив и коллектив под него. Каждый сотрудник очень важен и ценен, и «отдать» его — не равно «нанять нового». Это не две зарплаты, как берут рекрутеры. Потеря тут в деньгах огромная: затраты на поиск сотрудника, обучение, его зарплата плюс время простоя, пока ищешь замену. И чем дольше сотрудник проработал в Aero, тем больше он накопил экспертизы и тем выше его капитализация. Так что 2 миллиона, мы считаем, вполне адекватная компенсация.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.