Применение социальных медиа в предвыборных кампаниях. Читайте на Cossa.ru

30 декабря 2017, 11:00
1

Применение социальных медиа в предвыборных кампаниях

Колонка политтехнолога Виктора Афонина.

Применение социальных медиа в предвыборных кампаниях

В октябре в СМИ появилась новость о том, что Администрация Президента планирует запустить в регионах 100 Telegram-каналов для формирования повестки перед президентскими выборами. Позднее пресс-секретарь президента Дмитрий Песков рассказал, что Кремль активно мониторит Telegram-каналы и дайджесты по ним регулярно кладутся на стол Путину. Этот факт говорит о том, какое огромное значение уделяется социальным медиа в политических процессах и в предвыборных кампаниях в частности. Применение этого инструмента уже стало обязательным для кандидатов на выборах любого уровня.

Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона

Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585. ERID LjN8K1P7y.

Технологии интернета и социальных медиа в выборах начали использоваться с 1996 года в США, когда появился первый предвыборный сайт кандидата в президенты. В 2000-х годах цифровые технологии позволили внедрить фандрайзинг, началась мобилизация электората через интернет. В конце 2000-х на первое место для продвижения кандидатов стали выходить социальные сети, в начале 2010-х — мобильные технологии и Big Data. С середины 2010-х как предвыборный инструмент начинают развиваться мобильные мессенджеры.

Наиболее показательны предвыборные кампании Барака Обамы и Дональда Трампа. Штаб Обамы уже в 2008 году начал использовать мобильные технологии в связке с социальными сетями. По данным исследований, на тот момент 88% пользователей социальных сетей с правом голоса имели мобильные телефоны. В штабе Маккейна работу в Facebook и YouTube начали с отставанием в 7 месяцев, работу с Twitter — с отставанием в 1 год и 4 месяца. Ряд технологий, в том числе и мобильных, вообще не применялся.

Предвыборный сайт Обамы уже с 2007 года давал возможность зарегистрировать личный кабинет, подписаться на тематические рассылки, отслеживать календарь агитационных мероприятий, при этом контент сайта менялся в зависимости от геолокации пользователя. Кроме того, через личный кабинет можно было делать взносы, записываться в волонтёры, отмечать интересующие мероприятия. Также на сайте присутствовали ссылки на все аккаунты в соцсетях.

В рамках предвыборной кампании-2008 основной стратегией Обамы в интернете стало присутствие на максимально возможном количестве площадок, в том числе на отраслевых и нишевых: например, LinkedIn и Reddit. В рамках этой стратегии была проведена сегментация электората и задействованы различные площадки для работы с ними. Так, на Facebook, помимо основной страницы Обамы, существовали страницы «Ветераны за Обаму», «Латиноамериканцы за Обаму», «Студенты за Обаму» и другие подобные.

Новинкой кампании 2008 года также стала разработка штабом Барака Обамы мобильного приложения Obama mobile, которое позволяло волонтёрам совершать звонки по своей базе контактов и отмечать результат этого взаимодействия, видеть статистику обзвона по кампании в целом, отслеживать календарь мероприятий, связываться с ближайшим штабом, видеть отчёты по всем прошедшим мероприятиям.

Особо в этой кампании можно отметить уникальную технологию SMS-рассылок, при которой волонтёру присылалось предложение позвонить по номеру из активной базы и сагитировать человека проголосовать за Обаму: использовались только номера, которые люди оставляли лично.

В 2012 году применение социальных медиа значительно расширилось, появились аккаунты Обамы в Instagram, Pinterest, Tumblr, MySpace. Через мобильные приложения, формы обратной связи и социальные сети осуществлялись взаимодействие с избирателями и их мобилизация. По количественным показателями работы с социальными медиа Обама значительно обошёл кандидата от Республиканской партии Митта Ромни.

Показатели работы с соцмедиа на президентских выборах 2012 года в США


Обама Ромни

Facebook 30,7 млн френдов 8,8 млн френдов

Twitter 21 млн фолловеров 1,3 млн фолловеров

Youtube 237 000 подписчиков 23 000 подписчиков

Instagram 1,4 млн подписчиков 42 000 подписчиков

На президентских выборах в США в 2016 году ситуация повторилась, но преимущество на этот раз было на стороне республиканского кандидата Дональда Трампа. Причём вовлечённость пользователей соцсетей была очень высокой, кампания Трампа выигрывала не только в количественных показателях, но и в качественных. Например, страница Трампа в Facebook имела больше подписчиков по сравнению со страницами Хиллари Клинтон, но также лидировала по количеству лайков, комментариев и репостов.

Следует выделить такой момент, что по статистике из 20 постов про Трампа в Facebook только один был позитивным.

Имел и имеет место вирусный эффект вокруг личности нынешнего американского президента.

Ссылки на аккаунты Дональда Трампа: Facebook, Twitter, Instagram.

В России 2017 политический год ознаменован возрастанием роли мессенджеров, в частности, феноменом стали расплодившиеся как грибы политические Telegram-каналы, через которые распространяются анонимные или не очень анонимные «инсайды», сбывающиеся с разной степенью вероятности. При этом политологи высоко оценивают Telegram как средство влияния на политическую ситуацию и политический класс за счёт того, что информация, которая там транслируется, отсутствует на официальных каналах. 

При этом политическое Telegram-сообщество — это довольно узкая прослойка элиты, чиновников, журналистов, пиарщиков и простых людей, которые достаточно серьёзно интересуются политикой. То есть послание, запущенное Telegram, не доходит до основной части электората и напрямую на него не влияет. Несмотря на это, власть активно работает с мессенджерами и Telegram в частности, активно подогревая интерес к нему регулярными новостями о возможном его запрете.

Посмотрите дополнительные материалы о роли соцмедиа в предвыборной гонке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is