«Продактами не рождаются», — Анна Булдакова о шагах в профессию продакт-менеджера
История о том, как стать проект-менеджером, как вести Telegram-канал и в какие новые проекты это воплощается.
Как прийти в сферу продакт-менеджмента и разработать собственный курс, рассказывает Анна Булдакова, выпускница «Школы менеджеров Яндекса», экс-продакт компании Intercom и автор Telegram-канала No Flame No Game.
***
Кто такой продакт-менеджер
Продакты — это те, кому «больше всех надо». Они должны уметь вести за собой людей и собирать крутых ребят в слаженные команды. Часто эту профессию описывают диаграммой Венна, где продакт-менеджмент находится на пересечении бизнеса, технологий и UX. На мой взгляд, такое определение не совсем верно, потому что оно упускает важный момент: приоритизацию. Продакт не просто должен работать на стыке нескольких областей и обеспечивать коммуникацию и циркуляцию идей, но и понимать, что предпринять в каждый момент времени и какой эффект это даст в долгосрочной перспективе. Иными словами, он должен брать ресурсы компании и превращать их в ценность для пользователя. Но в то же время делать это с максимальной рентабельностью для бизнеса.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
В США профессии продакт-менеджера десятки лет, а в России она только набирает обороты и приближается к пику востребованности. Многие технические компании долго верили, что менеджеры — это зло, и разработчики сами могут сделать крутой продукт. Условно десять лет назад так и было. Сейчас же это исключение, а не правило.
Индустрия развивается с бешеной скоростью, конкуренты растут, как грибы после дождя, и бежать надо впереди паровоза, чтобы иметь шанс побороться за внимание пользователя. Для выживания в таких условиях команде необходим жёсткий фокус и сильный процесс принятия решений — для этого и нужны продакты.
Как я стала менеджером по продукту
В любой профессии есть hard skills — некоторые технические навыки (умение программировать, работать с системами аналитики, проводить исследования) — и soft skills, к которым относятся коммуникация, лидерство, навык работы в команде, принятие решений.
Для продакта основное — это сильные soft skills, а образование и предыдущие места работы важны только с точки зрения возможностей, которые человек использовал для прокачки этих навыков.
В моей практике люди, которые пришли в продакт-менеджмент из совершенно другой профессии, порой становились даже более успешны, чем специалисты со стандартным карьерным путём. Переход из одной сферы в другую отлично учит структурному мышлению, а заодно и thinking out of the box. Знаю продакта, который раньше был врачом, а сейчас использует врачебные фреймворки в новой профессии.
До перехода в менеджмент продуктов я восемь лет проработала в журналистике, последний год была веб-редактором на только запустившемся проекте. Приходилось много общаться с разработчиками и дизайнерами, разбираться в аналитике — я чувствовала, что мне недостаёт знаний. Читала запоем всё, что попадалось под руку. В какой-то момент узнала о наборе в «Школу менеджеров Яндекса» и подумала: да это же то, что надо! О смене профессии я тогда не думала, просто хотела получить больше инсайтов от крутых ребят.
Когда я там училась, профессия продакт-менеджера в России только зарождалась, про неё больше никто не рассказывал. Я обожала то, чем занималась в журналистике, и не думала менять профессию: возможно, была бы в этом до сих пор, если бы не курсы. Меня вдохновили очень крутые лекции яндексоидов — перед нами выступали Костя Горский, Илья Сегалович, Григорий Бакунов. Мне нравилась творческая и открытая атмосфера. Мне невероятно повезло, что сначала меня позвали в «Школу менеджеров Яндекса», а затем и в сам Яндекс.
Как выбрать подходящие курсы
Я убеждена, что процесс обучения никогда не должен заканчиваться. Нужно постоянно становиться лучше, расширять свой набор навыков и знаний.
Но сегодня дополнительное образование — это как новые спортзалы. Люди покупают абонемент в фитнес-клуб и больше никогда туда не ходят: вроде как галочку поставили, совесть успокоили, а заниматься и не обязательно. Точно так же происходит с курсами.
Неуверенность в своих знаниях и опыте возникает у всех и на самых разных уровнях карьеры, только вот раньше надо было закапываться в книги, находить экспертов, разбираться, а сейчас можно просто купить курс и спать спокойно. Знаю и противоположную ситуацию: человек ходит на миллион всяких тренингов, вроде как занимается... но не работает, оправдывая это тем, что «я же ещё не во всём разобрался» — в общем-то, прокрастинирует таким образом. Спрос рождает предложение — разных программ сейчас много, а реально своих денег стоят единицы.
Критериев оценки качества курса несколько. Помимо компетентности преподавателя, важно понимать, для решения какой реальной задачи вы сможете применить полученные знания.
Не надо решать задачи из потенциального будущего: пока вы до него доживёте, забудете всё, чему научились сегодня.
При этом очень важна структура курса — в ней должна быть логика. Если уже на этом этапе вам сложно понять, с каким набором знаний вы окажетесь на выходе, на этапе самого курса лучше не станет. Можете показать страничку программы эксперту, которому вы доверяете, и спросить совета, насколько порядок тем и само содержание имеют смысл.
Ещё лучше: когда вы выбрали тему, которую хотите изучать, заморочьтесь и сами составьте список занятий, а дальше уже ищите наиболее пересекающийся с этим списком курс. Это поможет отсечь всякие сборные солянки типа «основы продакт-менеджмента», куда почему-то входят лекции по ASO или финмоделям. Это всё важно и полезно, но необязательно для многих позиций. Соответственно, вы потратите деньги и время, но практической пользы особо не получите.
Когда я делала свой курс, в первую очередь думала именно об этом: как те вещи, о которых я рассказываю, могут моментально помочь студентам в работе. Второй момент — краткость: всегда легче выделить несколько дней на интенсив, чем несколько месяцев на обучение по нескольким дисциплинам.
Это лучше работает и с точки зрения практики: на интенсиве вы узнаёте точечно про какую-то сферу и сразу идёте её улучшать. После обширного курса это делать сложнее — ведь непонятно, с чего начинать.
С другой стороны, такой вариант более трудозатратен в плане подготовки; преподавателю нужно «выжать» самое важное. Пять часов лекционного материала курса «Коммуникация для продактов» я готовила несколько месяцев, а до этого ещё разбиралась с методиками преподавания, пыталась вычленить, что делает обучение эффективным.
Знания для продуктового сообщества
Мой Telegram-канал No Flame No Game появился как ответная реакция на плохой курс о менеджменте, который я тогда проходила. Я подумала: «Неужели нельзя интереснее рассказать о таком крутом предмете?». Отсюда же пошло и название: я искренне убеждена, что надо любить то, что делаешь, гореть своей профессией. На русском тогда было не так много материалов о продакт-менеджменте, плюс активно начал развиваться Telegram — в общем, звёзды сложились.
Честно сказать, чтобы вести канал, мне не раз приходилось жертвовать сном или отдыхом — я довольно много времени трачу на подготовку постов: обычно читаю несколько источников, спрашиваю мнение знакомых, вычитываю сам текст. Но, я считаю, развивать продуктовое сообщество и делиться своим опытом очень важно. Яндекс это делает с помощью Школы менеджеров и канала на YouTube. Есть ещё ProductCamp — всё это бесплатно и невероятно круто, но должно быть больше, постоянно должен происходить обмен знаниями.
Благодаря поддержке подписчиков Telegram-канала я запустила серию видеоинтервью с классными продактами, которые выкладываю на своем YouTube-канале. Недавно вышло интервью с Даней Шулейко, управляющим директором Яндекс.Такси. Но это всё про то же — про опыт и знания для всех.
Не дипломом единым
Курсы, как и основное образование, как и пет-проджекты или общение с менторами — это всё лишь инструменты для достижения определённой цели в вашем профессиональном развитии.
Сертификат о сдаче IELTS не говорит о том, что вы знаете английский. Он говорит о том, что вы знаете, как сдавать IELTS.
То же и с курсами: сертификат об их завершении совершенно не значит, что вы разобрались с темой и умеете применять её в работе, а ведь именно это и есть главное. Я не видела ни одного работодателя, кто принимал бы решение на основе курсов. Так что учитесь определять свои слабые места и выбирать правильные инструменты для достижения цели. Больше никакие факторы значения не имеют.
Мне очень нравятся слова Энни Дьюк, одной из топовых игроков в покер: «Если я проиграла, это не значит, что я потерпела неудачу, и если я выиграла, это не значит, что я преуспела [...]. То, что действительно имеет значение, — это решения, которые я принимала на этом пути, и каждое решение, приведшее к ошибке, — это возможность чему-то научиться и скорректировать свою дальнейшую стратегию».
На собеседованиях в зарубежные компании больше интересуются вашими провалами и тем, чему вы из них научились, нежели вашими победами. Потому что успех часто бывает фасадом как для упорной работы, так и для везения, для нескольких удачно сложившихся факторов. В долгосрочной перспективе гораздо важнее уметь декомпозировать свой жизненный опыт и понимать, как и почему это случилось. Я работаю над этим.
Читайте также:
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.