Блогеры и миллиарды: ввести в заблуждение «по-министерски»
Колонка Ольги Стукаловой, руководителя отдела по работе с блогерами и спецпроектами в агентстве SALO медиагруппы BigPicture.ru.
Каждый раз, когда мне попадаются в онлайне или СМИ слова кого-то из чиновников про блогеров — хочется немножко грустить. Грустить от того, как далеки рассуждения этих персонажей от реального рынка influence marketing, как наивны их прогнозы и как непрофессиональны выводы.
И когда не подкреплённые никакими аргументами суждения позволяет себе рядовой обыватель — это можно прочесть и забыть. А если то же самое позволил себе заявить во всеуслышание представитель Минкомсвязи — становится слегка нервно за отрасль, как если бы твою любимую бабушку оперировал тракторист.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Свежее заявление крутится вокруг трёх основных тезисов.
- Совокупный заработок российских блогеров составляет порядка 10 млрд рублей в год.
- Сегодня в России насчитывается от 15 до 17 тысяч блогеров.
- Блогерство является профессией и мало чем отличается от журналистики.
Рассказываю, почему нет оснований соглашаться с этими заявлениями.
Нет, совокупный заработок российских блогеров составляет не 10 млрд рублей в год.
Нет ни одного объективного исследования российской блогосферы. Причина в отсутствии однозначной терминологии, в размытых рамках предмета исследования и в нелогичных методологиях исследований.
Например, выводы одного из исследований, в котором попытались оценить финансовый российской блогосферы, почему-то строятся исходя из динамики оборота одного из конкретных агентств в этом сегменте, оценки оборотов специализированных агентств (сомнительно, что все взяли и поделились такими сведениями), блогерских бюджетов топ-20 рекламодателей, «которые мы видим в брифах» — а ведь все понимают, что брифы и реальность могут жить в разных «мирах».
А если вы, как и я, пристально следите за финансовыми результатами, которые публично оглашают на тематических мероприятиях представители некоторых агентств по работе с блогерами, то понимаете, что не только блогеры склонны пофотошопить реальность и зафейстюнить действительность.
Хуже того — нет адекватных отправных точек, так как более 70% проектов (от количества взаимодействий блогер–бренд) реализуются вчёрную, за нал, минуя все «кордоны», которые могли бы отследить движение сумм.
Нельзя назвать эти выводы полноценными и потому, что основаны они только на прайсах за работу с блогерами отдельных агентств и полностью минуют теневую часть блогеров, которые не входят в агентские и продюсерские пулы блогеров.
Проще говоря, «совокупный заработок российских блогеров составляет 10 млрд рублей в год» — это даже не из пушки по воробьям, это пальцем в небо. Реально он гораздо больше.
Нет, сегодня в России насчитывается не от 15 до 17 тысяч блогеров.
Не стану отвлекаться на мелочи типа «а это на каких площадках?», «а это с какой аудиторией?», «а тут суммируются блоги или авторы контента?». Просто замечу, что под блогерами понимается гораздо больше людей хотя бы потому, что раскрутить блог сейчас довольно просто.
В нашумевшем (и уже отшумевшем) законе «О блогерах» законодатель попытался отграничить блогеров от других пользователей количеством аудитории, которая посещает его ресурс в сутки. В первоначальной редакции это число составляло 3000 пользователей. Сложно ли сейчас получить значительный трафик в блог или соцсеть, чтобы номинально стать блогером? Нет. Делает ли это автора блога блогером? Сомнительно.
«Блогерами» сейчас становятся запросто. Поучаствовав в Giveaway, высказавшись на хайповые темы или, например, если мама написала в соцсетях, что ваши записи про динозавров и лего никто не лайкает.
Одна отметка на фото в Instagram Юрия Дудя после рабочей встречи дала мне охват более 73 тысяч профилей и 5 тысяч посещений. Стала ли я блогером? НЕТ!
Итого — оценка количества блогеров в России в 15–17 тысяч некорректна, так как под широкое определение блогера (тех, кто создаёт контент) попадает значительно большее количество людей (в 2–4 раза больше, чем по оценке представителя Минкомсвязи), а под определение, основанное на количестве аудитории в сутки, — в разы больше.
В то же время непонятно, какими критериями пользовался автор такой оценки и пользовался ли вообще.
Нет, блогерство всё ещё не является профессией и много чем отличается от журналистики.
Ключевая цитата звучит так: «Если блогер при помощи своего труда зарабатывает деньги и занимается этим профессионально, то его ничто не отличает от журналиста».
Кажется, отличает блогеров от журналистов хотя бы то, что у первых нет никаких обязанностей соблюдать законодательство относительно той информации, которую они распространяют. Впрочем, возможно, это и пошло бы на пользу блогосфере, однако не получится, пока «блогер» остаётся сферическим конем в вакууме, который вроде и «журналист», а вроде и нет.
Например, сейчас блогеры могут себе позволить такие «потрясающие» контентные истории, как хайп на трагедии в Кемерово (привет небезызвестному блогеру от ФЗ «О средствах массовой информации», статья 4 «Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации»). А журналисты — нет.
Большинство блогеров не заботятся о налоговом декларировании своих доходов, не спешат регистрироваться в Росреестре, и не стремятся вести дела «вбелую». А журналисты и СМИ — всё же да. Блогер — это не запись в трудовой книжке, а «состояние души», полёт которой никакими законами не ограничишь. По крайней мере пока.
Что в реальности схожего у блогеров и журналистов — это только создание контента, распространение его. Но я всё же отмечу, что этого маловато, чтобы относить первых ко вторым.
Нужно меньше цифр «из головы»
Хочется пожелать всей Минкомсвязи и каждому её представителю, чтобы им больше не приходилось отвечать на такие «неудобные» вопросы по рынку блогеров в России. А если уж придётся, то чтобы это не было голословно, лучше замахнуться на полноценное исследование и привлечь для консультации специалистов-практиков рынка, а не просто выдать большие, никак не аргументированные цифры «из головы».
Читать по теме:
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.