Digital-стратегия
Если кто то, кто читает мой блог (автор — Владимир Левочкин, прим. Cossa.ru), занимается стратегией в бизнесе, стратегией в маркетинге, PR или стратегией в рекламных компаниях то ему не трудно понять почему нужна digital-стратегия. Цифровые технологии конца ХХ и начала ХХI века создали по мнению американского философа Томаса Фрилмана создали «Плоский мир» — мир где можно уничтожить расстояния, границы, государства и так далее. Но теперь все уже согласны с определением, что интернет и вещи, объединенные им (об этом позже) — это среда. Развивающаяся, растущая, совершенствующая среда, в которой люди представлены пока терминалами (компьютеры, мобильники, коммуникаторы, телевизоры). Неодушевленные предметы уже уверенно чувствуют себя в этой среде (веб-камера, датчики, холодильники, даже плата управления двигателем современных автомобилей Nissan сама соединяется с сервером производителя для решения возникшей проблемы).
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Подготовка. Выбор целевой аудитории, принятие решения, позиционирование, стратегия коммуникации
Сегодня в российском среднем и крупном бизнесе работу маркетинга определяет стратегия. Далее она порождает бренд-стратегию, стратегию маркетинговых коммуникаций. Она в свою очередь порождает стратегию интегрированных маркетинговых коммуникации, где уже формируется распределение на инструменты (связи с общественностью, реклама, директ-маркетинг), а далее медиапланеры готовят стратегию размещения в каналах (телевидение, пресса, радио, интернет).Уже сегодня, как видно на схеме, маркетологи разделяют стратегию маркетинговых коммуникаций на offline- и online-среду. Сразу перейдем к процессу создания коммуникационной стратегии в среде digital. Существует множество приемов, но основные этапы должны быть пройдены. Работа digital-стратега начинается с обзора маркетингового плана компании:
- Описание товара/услуги. Этот пункт должен очень подробно отвечать на вопрос «Что компания предлагает на рынке?»
- Оценка рынка. Главное — обладать сведениями о рынке, способные повлиять на потенциальный успех бренда. Необходимо иметь ответы на все вопросы. Как обстоят дела у других брендов в категории? Не появятся ли на рынке в ближайшее время инновационные продукты или новые торговые марки?
- Источник развития бизнеса. Следует максимально точно выяснить из маркетингового плана следующие моменты: как планируется увеличить долю рынка — привлекать к категории новых покупателей, переманивать потребителей других брендов, стимулировать пробные покупки, стимулировать повторные покупки.
- Оценка конкурентной среды. Необходимо понять кого считают вашим конкурентом потребители? Какие креативные стратегии применяют конкуренты? Необходимо чётко понимать какую ситуацию на рынке формируют маркетинговые коммуникации конкурентов.
- Маркетинговые цели. Какие маркетинговые цели должны быть достигнуты брендом? Здесь следует понимать не только маркетинговые цели в отношении бренда, но и задачи в терминах рынка и объемов продаж. Как правило, данные цифры указывают в маркетинговом плане.
Реализация пятишагового процесса digital-стратегического планирования
Выбор целевой аудитории на основании общей маркетинговой стратегии
Как писал выше в нашей среде представитель ЦА представлен терминалом, в связи с этим мы должны задать параметры технологические параметры ЦА:- представитель ЦА должен иметь возможность купить мобильный телефон, компьютер, смартфон, телевизор с выходом в интернет, интерактивную телевизионную приставку или что-то другое;
- также он должен иметь возможность оплачивать сервис доступа в среду: подключение к интернету, GPRS-, WAP-, SMS-трафик, платное интерактивное телевидение;
- наконец, представитель ЦА должен уметь пользоваться терминалами и использовать их в повседневной жизни для удовлетворения своих потребностей.
- лояльные потребители (не переключаются на другой бренд);
- уязвимые потребители (могут переключаться);
- разочарованные потребители (легко переключаются на другой бренд);
- готовые к переключению потребители.
- демографические характеристики;
- географические характеристики;
- психографические параметры (социальный класс, ценности, культура, личность, черты характера).
- конечные потребители;
- бизнес клиенты;
- торговые посредники.
Изучение процесса принятия решения ЦА
Выбрав целевую аудиторию, стратег должен понять механизмы процесса принятия решения о покупке в рамках определенной категории. Для этого необходимо выявить участников процесса принятия решения, а также определить их роли. Понять, будет ли покупка осуществляться в среде digital или в offline? Где будет использован товар, в digital-среде или в offline? Участники процесса принятия решения:- инициатор;
- влияющий;
- принимающий решение;
- покупатель;
- пользователь.
Выбор оптимального позиционирования
Модель процесса принятия решения целевой аудиторией помогает определить вероятную связь между потребностью в категории и брендом, а также ассоциируемые с брендом выгоды. При выборе позиционирования необходимо ответить на вопросы «Что это?» и «Что это дает?», для того чтобы выявить выгоды, с помощью которых возможно обеспечить оптимальное позиционирование бренда, а также решить проблему соответствия данных выгод мотивации покупки:- Решение базовых вопросов позиционирования. Относительно товарной категории — центральное или дифференцированное.
- Выбор приемлемых выгод. Определить выгоды, которые:
- важны для целевой аудитории;
- бренд может предоставить;
- бренд может предоставить лучше чем другие бренды.
- Выбор способа акцентировать выгоды. При позитивной мотивации — акцент на эмоциональных последствиях, при негативной мотивации — акцент непосредственно на выгодах.
Разработка стратегии коммуникации
После позиционирования нужно приступить к обдумыванию достижения двух основных целей коммуникации — формирование осведомленности о бренде и отношения к бренду. Необходимо поставить цели коммуникации и выбрать конкретную стратегию формирования осведомленности о бренде и отношения к бренду. На основе позиционирования должна быть выбрана либо стратегия формирования вспоминания, либо стратегия узнавания бренда.Медипланирование
В начале 1980 годов начался турбулентный рост числа медиаканалов, сопровождаемый дроблением аудитории. Увеличилось количество каналов на телевидение, радио, увеличилось количество печатных изданий, появились новые медийные распространители информации и вскоре появился интернет. Естественно это осложнило выбор медиа и как следствие появились специализированные медийные агентства, которые большинство рекламодателей предпочитают подразделениям своих рекламных агентств. Три основных показателя в медиастратегии который важны для прямой рекламы:- Охват — процент целевой аудитории, которому была предъявлена реклама в конкретный период времени.
- Частота — количество предъявлений рекламного сообщения одному представителю целевой аудитории за конкретный период времени.
- Возможность увидеть (OTS — opportunities to see) — совокупное количество предъявлений за конкретный период времени, обычно используется в медиапланировании как аналог частоты.
- Суммарный рейтинг (GRP — gross rating points) — суммарная статистика выполнения медиаплана; выполняется умножением охвата на частоту.
- Клик — клик мышки по интерактивном объекту (кнопка, ссылка, медиаобъект).
- Переходы — переход по URL-адресу осуществляемый после клика, можно назвать это конверсией.
- Наведение курсора (OMO) — наведение курсора мышки на поле интерактивного взаимодействия.
- Контент, генерируемый пользователем (UGC) — комментарии, медиаобъекты, ссылки.
- Регистрации в CMS-системе.