Оборот рынка digital в 2011 году
Понимают огромный потенциал отрасли и клиенты, планируя бюджеты своих рекламных кампаний с учетом активности в интернете. Свобода действия, свобода принятия решений и свобода перемещения средств. И как очевидное следствие — отсутствие хоть какой-то возможности что-то контролировать, считать или прогнозировать. Ведь правил не существует. И как в таких условиях можно утолить свое земное любопытство: на что можно рассчитывать на этом рынке, где его границы, в какую сферу digital следует направить развитие компании и — главное, как понять, сколько денег можно тут заработать? Сегодня анализ деятельности рынка строится на субъективных оценках и наблюдениях. Нет никакого инструмента, кроме догадок. Но ведь большинство методик начинали строиться на предположениях. В этой статье представители нескольких агентств, входящих в АИА, выбрали ниши, в которых они считают себя экспертами и поделились своими мнениями по поводу оборота рынка digital услуг в 2011 году. Невозможно сказать точно, какое будущее ждет нас — участников digital-рынка, но можно попробовать представить, опираясь на собственные наблюдения, опыт и шаманизм.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Виталий Быков, креативное агентство Red Keds
Прогноз: Если судить по тенденциям прошлого года и предпосылкам этого, то рост оборота в digital для некоторых компаний нашей отрасли может дойти до- креатив digital-проектов,
- стратегии в digital,
- создание веб-сайтов для брендов (мы говорим о рынке рекламы, а не о рынке создания сайтов вообще),
- проекты в социальных медиа.
- рекламные (креативные) агентства;
- BTL-агентства;
- digital-агентства;
- медийные агентства;
- веб-студии;
- мобильные технологии.
Digital-агентства — те, что входят в Ассоциацию интерактивных агентств, — имеют оборот от 7 до 250 млн рублей. Еще есть Артемий Лебедев и те, кто не вступил в ассоциацию (их немного). Предполагаю, что общий оборот средств — около 1 млрд. рублей (но в этой сумме уже есть деньги сетевых и BTL- агентств, а также медийщиков). Digital-агентства по большей части выполняют работу сами, порой привлекая фрилансеров и веб-студии на субподряд. Медийные агентства имеют свои подразделения «по созданию чего-то» в digital: делают много баннеров, промосайтов (плохого качества, но быстро). Привлекают подрядчиков (3 и 5 из моего списка выше). Их долю посчитать сложнее всего, потому что медийные агентства обычно включают средства на разработку баннеров, спецпроектов и промосайтов в традиционный медийный бюджет.
Думаю, обороты тридцатки медиа-агентств, выделяющих средства на креатив в digital, составляют от 5 до 25 млн. рублей. Что в сумме для отрасли, впрочем, дает оборот около 1 млрд рублей. Веб-студии, которые имеют обороты от 5 до 100 млн, зачастую работают на подряде и напрямую получают небольшой доход. То есть можно говорить о том, что по веб-студиям расходятся деньги предыдущих операторов рынка.
Есть у веб-студий, конечно же, и свои клиенты, но на общей картине это отражается не кардинально. Если взять сотню веб-студий России, то, думаю, «своих» рекламных денег у них в сумме не больше
Юрий Вайсман, Artics Internet Solutions
Прогноз: рост оборотных средств на digital в этом году —Евгений Этин, Promo Interactive
Прогноз: в 2011 году оборот электронной торговли вырастет на 17% и составит 245 млрд. рублей. Больше всего мне интересна оценка понятного и растущего сегмента электронной торговли. Я бы рассматривал только рынок крупных проектов, потому что оценить объемы всех мелких и средних электронных магазинов крайне сложно. Они возникают и исчезают с космической скоростью. Косвенно глобальные данные по этому сегменту есть у Яндекса, а также у некоторых платежных систем, которые используют для приема предоплаты в интернет-магазинах, но все это косвенные признаки и оценки полученные от них очень приблизительные. По данным ФОМ в прошедшем 2010 году примерно 5% россиян заказывали или оплачивали товары и услуги через Интернет. И это без учета рынка цифрового контента и бизнес-сегмента рынка электронной торговли. На рынок выходит все больше крупных оффлайн ритейлеров, а также инвесторов, которые готовы инвестировать в этот рынок практически «с нуля».Рынок разработки в сегменте крупных инвестиций, но без учета расходов на продвижение и организацию оффлайн логистики, мы оценивали в 2010 году в районе
Тарас Ткачук, Deluxe Interactive Moscow
Прогноз: в 2011 году рынок digital вырастет наДавид Вачадзе, агентство интерактивного маркетинга Brand Mobile
Прогноз: цифры очень примерны. А тенденции таковы: мобильный маркетинг сам по себе деградирует, становясь частью digital-истории, а сложные интеграционные проекты — очень быстро развивающееся направление в течение последних двух лет. В чистом виде мобильный маркетинг деградирует: большая часть проектов — это полноценные digital-истории, включающие в себя мобильный push- или pull-канал (сайт, SMS, приложения и пр.). Где мобильник-таки присутствует обособленно, так это, скорее, в промоакции с упаковками — с активацией кодов по sms (100 проектов по 100 тыс. рублей максимум = 10 млн рублей в в общем) или в области отдельных маркетинговых приложений (для iPhone, Android и пр.), где проектов не так много, как шумихи (чисто маркетинговых проектов, думаю, в год штук 30, по, скажем, 800 тыс. рублей = еще 24 млн руб. в целом).Таким образом, мобильный маркетинг сейчас развивается как полноценная часть digital-сферы, а в чистом выделенном «мобильном» виде объем оборота невелик (величина оборота около 34 млн. руб.). Есть еще мобильная реклама. По оценке экспертов, объемы тоже пока невелики. Скажем, за 2010 год объем оплаченной деньгами мобильной рекламы брендов составляет в России около 100 млн рублей. Сложные интеграционные проекты — достаточно большое, и главное, очень быстро развивающееся направление. Например, FMCG/CPG CRM-истории у нас уже занимают больше половины объема продаж, и растут в течение последних двух лет. За последние полгода только вокруг нашего агентства было несколько CRM-тендеров от прямых клиентов на сумму около 40 млн рублей в целом. Думаю, за год на рынке только в этой нише миллионов 150 рублей наберется.