Бодрящий обзор наблюдений после конференции «Измени сознание»
Все маркетинговые конференции похожи друг на друга, все остальные друг на друга совсем не похожи.
Краткая историческая справка. 2013 год. Венеция. 24–28 мая. 270 еще молодых и годных рекламистов из Москвы и ближайшего дефолтситья собираются на секретную конференцию «Измени сознание». Формат конференции предполагает дискриминацию. Агентства и площадки платят за человека по 250 000 рублей. Сытые, избалованные, но жадные до digital представители брендов посещают конференцию бесплатно. По слухам, список гостей жестко квотируют организаторы. Конференцию организует компания PR-Technologies. Состав учредителей не раскрывается, но русских фамилий там нет.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Вообще писать про конференции дело неблагородное, всегда есть шанс нажить себе врагов. Друзей вряд ли. Врагов точно можно нажить. Но все же в чем разница конференции по маркетингу и, например, конференции «Сельскохозяйственные науки и агропромышленный комплекс на рубеже веков», спросите вы меня. И я вам отвечу, большинство конференций по маркетингу не ставят себе задач решить какую-нибудь отраслевую проблему.
Рис. 1. Медиаменеджеры фотографируются
Основная проблема событий, посвященных рекламной индустрии — это отсутствие проблемы. Какие могут быть проблемы в рекламе? Например, как заставить людей потреблять больше пива во время потребления пива? Как заставить клиентов обедать больше трех раз в день с агентствами? Как с помощью дезодоранта полететь в космос? Как ловко перекидывать бюджеты с ноги на ногу? Как на уровне государства принять положение, что пенсионный возраст рекламиста 50 лет? Видите, настоящей практической проблемы в рекламе не существует. Поэтому все конференции напоминают русскую пословицу «Начали за здравие, кончили за упокой».
Последние пять лет я честно отдал разным конференциям, лекциям, докладам, семинарам, посвященным маркетингу, рекламе, digital и даже ритейлу. Иногда приходилось отказываться от отпуска, встреч с семьей, посещений родителей, вызова сантехника, чтобы сходить на еще одну интереснейшую конференцию. Одной из самых загадочных, невероятных и захватывающих дух конференций я считаю «Измени сознание». Я даже готов доказывать с пеной у рта, что это самый настоящий профессиональный пир духа! Чтобы это ни значило.
Если вы попробуете найти в интернете информацию про ИС (Измени сознание), то обнаружите разную что-то про контент, формат и прочее. Мы дополним пробелы в информации, заполним накопившиеся пустоты в сознании. И, наверное, стоит сказать, что на конференцию эта конференция похожа меньше всего. Скорее, это похоже на древнерусский обряд сватовства. Примерно с этого и начинает вступительное слово хозяин события, Глеб Сахрай. Выходя на сцену в приталенной косоворотке, с ятаганом через плечо (мало ли что случиться может, ятаган всегда хорошее средство от чего угодно):
У вас товар, у нас — купец,
У вас девица, у нас — молодец.
У нас ключ, у вас — замок,
У нас шмель, у вас — цветок.
Наш матрас, у вас — подушка,
Наш поднос, а ваша — кружка.
У вас инсайт, у нас — промосайт,
У вас комитмент, у нас — тритмент.
Не тяните, не зевайте,
А короче отвечайте.
Слово «Да» короче «Нет» —
Лучше «Да» сказать в ответ.
Но чтобы всем, что ли, не было неловко за такой прямолинейный подход, организаторы, не жалея сил, из года в год собирают спикеров, верстают программу и стараются улучшить контент, чтобы пристыдить клиентов за неразборчивость и чтобы медийные агентства получали условия получше от транснациональных компаний. В общем, получается, что конференция проходит под лозунгом, как у Пелевина, «контента и велфера».
Как вам всем известно, само событие происходит всегда за рубежом. Некоторые думают, что это традиция, но на самом деле это возможность несколько дней подряд держать в напряжении чувства и мышцы. На четвертый день про всех становится все понятно, и сильные остаются «в рынке», слабых оставляют в стране пребывания. По статистике, пережить такую конференцию удается восьмидесяти процентам слушателей. В этом мы тоже видим некую миссию конференции, как в Спарте, это место отказа. Если брендменеджер оказывается крепким и здоровым, его возвращают на Родину, выделив при этом ярлык на управление бюджетами, но слабых и уродливых брендменеджеров кидают в «апофеты».
Рис. 2. Фотографии с прошлых конференций
Есть много слухов про то, что на конференцию ездят, чтобы предаваться там разврату, оргиям в лучших традициях Эммануэль и Калигулы. В действительности же, на ИС хоть и присутствует слово «измени», но оно ошибочно воспринимается мужчинами как возможность. На самом деле, это не возможность, а совсем наоборот. Возраст участников конференции 25–45 лет не позволяет быть одинокими (многие даже стараются привезти с собой детей, нянь и кухарок). В таких условиях организаторы как бы дают нам понять, что конференция — это лишний повод подчеркнуть свою верность супругам, оставшимся в отчизне. То есть ты изменяешь, но только в сознании. Сколько бы вы ни старались, ни ухаживали, не спаивали красивых девушек на ИС — вам ничего не светит. Причина этому — глубокий профессионализм участниц.
Все женщины, которых забрасывают компании на ИС, обладают крепким здоровьем и моральным духом. Более того, в профессиональной деятельности им приходится использовать свой природный шарм и обаяние для того, чтобы получать ништяки. Если эта девушка работает на стороне клиента, то благодаря своей красоте она выбивает скидки из обреченных жить на нищенские суперкомиссии агентств. Если же девушка работает на стороне агентства (или, упаси боже, площадки), то вы, как половозрелый самец, можете ни на что не рассчитывать, перестать мечтать о пахабностях. Многие годы тренировок обольщения, флирта ради ритейнера не проходят даром. Два абзаца я посвятил тому, чтобы объяснить, что секса на ИС нет.
Хочется отметить некую диспропорцию в подборе коллектива. Из трехсот человек на мероприятие приезжает около ста клиентов и двести представителей сервисов, агентств и площадок. Хочется сказать на это: «ай-яй-яй!». Так ты и ходишь из угла в угол в шикарной гостинице, пытаясь найти среди всех этих людей хоть одного клиента. А наталкиваешься вместо этого на такое же агентство. Сначала вы с интересом смотрите друг на друга, расшаркиваетесь вежливо, тактично заводите беседу про погоду и перипетии отсутствия на завтраке заварного чая, потом как бы невзначай интересуетесь, где же работает ваш собеседник. После этого ваш хардкорный ньюбизнес напоминает бородатый уже анекдот: «А детей у вас нет, не потому что вы белочка и зайчик, а потому что вы мальчик и мальчик.»
Надо отдать должное организаторам в логистике. Самых жирных и сочных клиентов обычно селят в гостиницу подроже и показывают только за деньги издалека. Не дай бог, какое-нибудь агентство с рейтингом АА попробует хотя бы рукой помахать такому клиенту. Около таких клиентов официально приставляют представителей агентств, чтобы они контролировали окружающий базар. Хорошим тоном является кланяться таким людям в пояс ниже колен.
Рис. 3. Главы епархий
Наверное, под конец нужно все же уделить внимание трендам, обсуждаемым на конференции. Патриархи рекламного бизнеса благословляют всех заниматься видео, бигдатой, и, в очередной раз, мобильным маркетингом. Поэтому, дорогие мои креативные агентства, готовьте свои киносъемочные аппараты, хостеры — покупайте жесткие диски, медийщики — жадно потирайте ручонки.
Хочется закончить статью фразой, посвященной конференции «Измени сознание»:
Многие лета.