Кое-что о «digital city» и может ли Москва стать цифровым городом?
Как вузовский преподаватель «Интернет-журналистики» и медиаисследователь я регулярно натыкаюсь на разные любопытные события и факты. Некоторые вместе значат больше чем порознь, а вскладчину составляют паззл с неожиданной картинкой. Недавно случайно открыл для себя новое измерение городской среды, которое называют «цифровой город» (digital city). Это измерение реально существует в виде чёткой программы развития в Нью-Йорке, например, но отсутствует как системная работа в Москве. Делюсь своими наблюдениями, выдвигаю предложение.
Новая городская среда
В начале июня мне на рецензию досталась дипломная работа одной студентки-культуролога. Её по-серьезу интересуют модные нынче темы урбанизма, новых медиа и теории «новой среды». А если точнее, она рассматривала сетевой город как феномен и теоретические обоснования процессов развития современных городов. Девушка делает выводы, что изучение города (urban studies) и изучение новых медиа (new media studies) теперь имеют общие цели, решают одинаковые задачи: отвечают на вопрос, как современные люди взаимодействуют и что на них влияет при этом.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Что характерно, студентка в дипломе ни разу не употребляет слово «digital».Однако говорит о цифровизации городов и их превращении в большие медиа. А это значит, что всё больше элементов городской среды общаются с человеком или помогают общаться людям между собой. Современный город стремится повторять топологию и логику сети, стремится к модульности и сетевым формам организации.
Иными словами, процессы городского развития совпадают с процессами развития в новых медиа (под которыми мы понимаем как раз digital медиа). Цифровизация города идёт как на технологическом, так и на гуманитарном уровнях: всё больше диджитала в инфраструктуре современного города и социальных практиках его жителей. К слову, сама девушка тоже вполне себе «диджитал»: редактирует и издает журнал для крупного бренда в автомобильной дистрибуции. Журнал выходит в бумаге, доступен в виде веб-версии и мобильнго приложения.
По итогам рецензирования диплома понимаю, что тема явно свежая, интересная. Но мало ли ярких тем вокруг, да ещё лето, красота кругом.
Притяжение Нью-Йорка
Параллельно на глаза попадается статья Пола Грэма «Где нужно жить сейчас, чтобы добиться успеха?». Царь и бог венчурного бизнеса, создатель Y-Combinator, рассуждает в ней про великие города, идущие от них сигналы и разные интонации в их общении с человеком. Например, Кэмбридж шепчет, что надо быть умным, Кремниевая долина (хоть и не совсем город) призывает быть влиятельным, а Нью-Йорк кричит «Будь успешным!». Великие города привлекают людей с великими амбициями. А потому, чем лучше город развит, тем более он приспособлен для разного рода свершений. В общем, чтобы сделать что-то великое и прорывное, важно не просто окружение людей. Важна среда, в которой это окружение живет, перемещается и общается.
Ну, ок, хорошая статья, полезная для общего развития, думаю.
Примерно в это же время узнаю, что школа «Интерактивные коммуникации в рекламе» (ИКРа) организует летний кампус в «Столице диджитала» Нью-Йорке для погружения в digital среду. Речь идёт о девятидневной программе с лекциями, экскурсиями и языковыми занятиями для рекламщиков и всех желающих приобщиться к цифровым медийным коммуникациям.
Опять Нью-Йорк, снова городская digital среда. Чувствую, что мне эти совпадения нравятся всё больше.
Нью-Йорк — digital city
Начинаю гуглить по теме «digital city». Натыкаюсь на «дорожную карту» по развитию digital среды Нью-Йорка: 68 страниц красочно и убедительно рассказывают, почему они — самопровозглашенная «Столица диджитала». Выясняется, что это не просто амбициозные планы и отчеты о достижениях, но ещё и путеводитель по интерактивным возможностям города. Всё просто, понятно и очень круто.
Если вкратце, цифровая дорожная карта Нью-Йорка (NYC Digital Roadmap) — это конкретный план задач и показателей, разбитый на пять ключевых направлений: Доступ (Access), Образование (Education), Открытое правительство (Open Government), Вовлечение (Engagement) и Индустрия (Industry). Курирует программу лично мэр Майкл Блумберг. Для этих целей у него есть специальные люди, и на сайте NYC Digital они публикуют результаты. Прогресс впечатляет: программа выполнена более чем на 80%, в неё добавляются новые цели и задачи (Next steps).
Кроме того, в конце мая этого года опять же в Нью-Йорке состоялось знаковое событие: собрался первый Симпозиум цифровых городов (Digital Cities Symposium), по итогам которого сформирован Совет цифровых городов (Digital Cities Council). Туда вошли 15 громких имён: Пекин, Белфаст, Бостон, Буэнос-Айрес, Чикаго, Хельсинки, Лондон, Нью-Йорк, Оттава, Париж, Филадельфия, Квебек, Рио-де-Жанейро, Сингапур, Токио.
После всех этих духоподъемных фактов хочется спросить: а как же Москва, а у нас-то что?
Москва — digital city?
Тут подоспели новости о досрочных выборах мэра Москвы. Возникшая внезапно общественно-политическая повестка вкратце звучит примерно так: «У Собянина нет конкурентов-людей, у него есть конкуренты в виде городских проблем». Поэтому есть обсуждения решений проблем пробок или общественного транспорта, оформления фасадов центральных улиц или превращения Зарядья в парк и прочих. Ещё есть милейшие нововведения, типа проката велосипедов. Но вот обсуждения цифровизации городской среды как не было, так и нет.
Судя по итоговым материалам, о городских планах в диджитале не было речи и на недавнем столичном форуме «Умный город будущего» в начале июня (хотя, уж казалось бы, где, если не там). На днях также стало известно, без каких-либо деталей, что готовится генплан развития Москвы до 2035 года, а также стратегический «мастер-план» на 50 лет вперед.
Напрашиваются всякие риторические вопросы, но не будем так делать.
В сухом остатке
Не так всё плохо, если оценить перспективы изменений. На фоне грядущих выборов мэра, как мне кажется, появилась возможность привлечь внимание к теме превращения Москвы в полноценный digital city. Чьими силами удастся раскачать тему — не так уж важно: будут это теоретики-урбанисты или активисты «городских проектов», рекламщики или журналисты, стартаперы или хипстеры, организации или частные инициативы. Лучше, конечно, если все вместе. Пусть даже эту тему поднимут альтернативные кандидаты в мэры или перехватит нынешняя администрация города.
Мне думается, что обсуждение перспектив Москвы стать цифровым городом и конкретные шаги в эту сторону всем пойдут только на пользу. Всего-то и надо: начать обсуждение, связаться с коллегами о вхождении в Совет цифровых городов, разработать свою «дорожную карту» цифровизации города, упорядочить в её рамках текущие проекты и добавить новые. Главное не забывать, что развитие городской среды — это не только и даже не столько техническая инфраструктура, сколько сами люди, их готовность к переменам и повседневные практики.
Друзья, коллеги, что думаете: реально сделать тему значимой? Или оно нам вообще надо, чтобы Москва становилась «digital city»? Кто-то что-то готов для этого делать?
Источник картинки на тизере: theguardian