Тренды электронной коммерции: в регионах покупают больше
Согласно недавнему отчету ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), число покупателей, приобретающих товары в интернете, увеличилось на 13% — до 30 млн человек, а сам рынок электронной коммерции России в 2013 году рос главным образом за счет регионов. Генеральный директор торговой площадки Molotok Роман Кузьмин рассуждает о причинах этого и будущих трендах отрасли.
Сейчас в нашей стране в интернете покупает уже половина всех пользователей сети — это 30 миллионов человек. Развитие рынка электронной коммерции идет, в основном, за счет регионов: прирост покупателей в небольших городах на 50% выше, чем в крупных. Соответственно, все больше покупок совершают пользователи интернета с более низким уровнем доходов. Это очень интересное явление, учитывая, что категории самых популярных товаров, покупаемых онлайн, остались неизменными — лидирует электроника и бытовая техника. Почему же так получается?
Почему в регионах покупают больше
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
За счет чего вообще интернет-магазины могут увеличивать число своих клиентов? Главный элемент, способствующий росту продаж — выбор: чем больше, к примеру, бытовой техники можно купить на сайте, тем меньше вероятность, что посетители уйдут искать нужный фен или кофеварку в другое место. В крупных городах много магазинов — не только онлайн, но и офлайн, и при желании потенциальный покупатель может достать нужную вещь разными способами. Но делать покупки онлайн гораздо проще — лишний раз ехать в магазин мало кому хочется, а в интернете можно купить самые разные товары и заказать доставку в удобное время. К тому же онлайн можно приобрести все необходимые вещи в одном месте, и найдете вы их быстрее, чем в обычном магазине или даже в торговом центре.
Разумеется, говорить о том, что перспективы офлайн-бизнеса туманны, было бы полнейшей глупостью. Любопытный факт: на стратегических сессиях в нашей группе компаний в качестве основных конкурентов рассматриваются интернет-магазины, доски объявлений и — шопинг-моллы.
Конкурентные преимущества офлайна очевидны: возможность пощупать/примерить товар, гарантия, различные способы оплаты, сам процесс шоппинга в выходной в шопинг-молле с кинотеатрами, ресторанами, фуд-кортами (хотя выходные в торговых центрах, в моем понимании, являются демонстрацией тактического преимущества вселенского зла над вселенским же добром), офлайн-распродажи (несмотря на активно рекламируемые акции онлайн-распродаж, ни один российский интернет-ретейлер не может позволить себе подобных скидок: цены в онлайн ниже, доходность, соответственно тоже, и предоставление дополнительных скидок является абсолютно убыточной акцией).
В российских регионах у покупателей выбор меньше во всем: офлайн-магазинов в небольших городах не так много, так что купить именно то, что хочется, можно не всегда. Интернет же дает неограниченные возможности для совершения покупок: если чего-то не оказалось на одном сайте, то на нескольких других это можно найти.
Если принять во внимание еще и тот факт, что в интернете довольно часто многие товары стоят дешевле, тогда становится понятно, почему жители регионов (даже имеющие невысокие доходы) стремятся покупать в Сети — это попросту дешевле, да к тому же и выбор больше. Кроме того, даже отсутствие таких больших пробок, как в столичных городах, еще не значит, что у покупателя есть лишнее время на поездки по магазинам. Тогда как при покупках в Сети можно заказать доставку или договориться о самовывозе.
Кстати, о доставке: одного желания покупателей для такого впечатляющего роста было бы недостаточно, ведь интернет-магазину мало найти клиента в регионе, нужно ему как-то еще и доставить товар. Доставка за пределы столичных городов — дело довольно сложное, но, так как число покупателей в больших городах все же ограничено, а развиваться магазинам нужно, то они вкладывают ресурсы в развитие направления доставки и открывают пункты выдачи. В результате за прошедший год, по данным участников индустрии, 46% всех товаров было доставлено курьерами, «Почтой России» — 33%, а лично в пунктах выдачи свои покупки забрали 11% покупателей.
Заграничная угроза
Но если покупатель может изучить ассортимент товаров в российском интернет-магазине, то что ему мешает сделать то же самое и на зарубежном сайте? Распробовав онлайн-шопинг, россияне недолго остаются в рамках рунета и выходят на зарубежные рынки, покупая товары в заграничных интернет-магазинах. Это можно сравнить с ситуацией «интернет-магазин vs офлайн-магазин» — все дело в цене, а также отсутствии необходимости платить налоги в России и довольно значительный порог для беспошлинного ввоза в страну различных товаров — их стоимость при покупке за границей действительно ниже, чем в честных, белых отечественных аналогах. Существует, правда, и довольно большое число не таких крупных магазинов, которые ввозят ту же технику и гаджеты в страну по серым схемам. По некоторым оценкам, рынок трансграничной торговли по итогам 2013 года удвоился и составил 20% от всего рынка электронной коммерции нашей страны.
Совсем неудивительно, что власти, наконец, перешли к более активным регулирующим действиям. Именно это и произошло в прошедшем году — было объявлено о грядущем снижении лимита беспошлинного ввоза товаров. Этот шаг, возможно, изменит расстановку сил на отечественном рынке: крупным игрокам нововведения будут на руку, а вот те самые «серые» магазины понесут урон. Конечно, потребители также ощутят некоторый рост цен из-за того, что иностранные магазины больше не смогут ввозить товары без всяких пошлин, однако, скорее всего, увеличение цен не будет носить драматический характер.
Кроме того, растущий рынок России привлекает и крупных зарубежных игроков вроде eBay, Amazon и Alibaba. Не так давно было объявлено о сотрудничесве Wikimart и eBay, благодаря которому планируется сократить время доставки товаров отечественным потребителям. Такие крупные игроки знают толк в снижении издержек, а потому сумеют предложить покупателям привлекательные цены.
Тренды
На Западе очень часто крупные офлайн-магазины имеют собственные представительства в интернете, однако в России это не всегда так. Одной из особенностей нашего рынка является конкуренция между офлайном и онлайном. Увеличение популярности рынка e-commerce позволяет считать, что офлайн-ретейлеры продолжат осваивать онлайн. В 2013 году в интернет пришла крупнейшая марка Zara, подобные планы вынашивает и «Ашан».
Мобильная коммерция становится мировым трендом, который не обходит и нашу страну. Интернет-магазины будут продолжать развивать мобильные версии своих сайтов, так что покупать со смартфонов станет гораздо удобнее. В США к концу года на покупки со смартфонов и планшетов предположительно придется 10% рынка. Согласно нашим данным и статистике по другим площадкам нашей компании (Allegro Group Russia), мобильные покупки составят 40% от всего оборота; сейчас на Molotok 12% оборота генерируется мобильными пользователями.
Что касается возможностей оплаты, то продолжится рост объема платежей с помощью банковских карт, хотя вариант «оплаты курьеру» пока остается самым популярным.
Все это позволит рынку e-commerce в России становиться одним из самых быстрорастущих и перспективных в мире — эксперты Data Insight прогнозируют рост на 25–30% в год в ближайшие 5 лет. Что интересно, кризисные настроения, с одной стороны, снижающие покупательскую активность в принципе, ничуть не влияют на рост онлайн-сделок: сэкономленные в офлайне деньги люди тратят на более дешевые покупки в интернете.
Источник картинки на тизере: fluxtrends.co.za