Как слезть с единорога: мнения тех, кто покинул рекламу
Наверняка вы встречали тех, кто страдает от того, что ему приходится работать в рекламе. Возможно, и вы мучаетесь? Мы нашли восемь специалистов, которые ушли из рекламы, и спросили, что их заставило сделать это, не страдают ли они сейчас, а также попытались выяснить, получается ли уйти от рекламы навсегда.
|
Александр Колокольников
Кем был в рекламе: менеджером в BTL-агентстве,
|
Дедушка Огилви говорил, что прежде чем приниматься за работу копирайтера, иди поработай в продажах лет пять. Сколько копирайтеров в российской рекламе это сделали? Почему «продающий» креатив сочиняют люди, которые, кроме себя и своих идей, в жизни ничего не продавали? Откуда они могут знать, что работает, а что нет? На это есть отдел маркетинга клиента? Клиенты, которые идут на яркий креатив, — это редкость. Основная масса делает «тётю Асю» и пересчитывает откаты. Бренды? Яркие коммуникации? Не, не, не слышали. Агентства не строят бренды, отделы маркетинга и подавно. Все просто зарабатывают или пилят бабки. Так я это всё увидел.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Бренды? Яркие коммуникации? Не, не, не слышали
Мне нравился Wordshop BBDO. Это самое светлое, что есть в российской рекламе. Нравились люди, которых встречал на своём рекламном пути. Со многими общаюсь и сейчас.
Но перспективы? Долго-долго работать копирайтером. Переходить из агентства в агентства за увеличение зарплаты. Выиграть несколько фестивалей. Стать групп-хедом, а потом, может, и креативным директором! Скука смертная. Креатив, агентства… это всё винтики в автомобиле марки «Бизнес». Я плохо умею подчиняться, и судьба винтика меня не слишком привлекала.
Гораздо интереснее сидеть за рулём. Да, пусть это будет изначально небольшой проект. Но зато твой. Ты хозяин своей судьбы. Ты сам зарабатываешь себе на жизнь, а не ждёшь смски от банка. Моя мотивация — свобода.
Когда я ушёл из рекламы, я встал за прилавок овощного отдела. Через 3 месяца я зарабатывал в 10 раз больше, чем получал до этого. И мне определённо гораздо больше понравилось «зарабатывать», чем «получать». Сейчас я предприниматель. У меня доли в двух бизнесах на данный момент. Один из них — магазин плюшевых медведей, а второй… агентство вирусной рекламы. Получается, реклама осталась со мной. Только теперь я занимаюсь ей для себя.
|
|
Я все-таки не принципиально ушла, наверное. Принципиально — это из серии «я решил перестать работать на энтропию». Я просто нашла что-то, что мне ближе.
Особого зла в том, что мы делали, не вижу никакого — мне кажется, мы всех веселили. Когда меня просили сигареты рекламировать, я отказывалась. Но в любом случае, ушла я не поэтому. Просто потому что — кино. И потому что тут я чувствую себя органичнее, больше на месте. Не делаю ничего, что идет в разрез со мною. В рекламных агентствах у меня было ощущение, что с людьми говорить мне надо на каком-то неродном языке, ну или будто я в другой стране. Это очень тонкое такое ощущение, его особо не объяснишь: все отличные и нравятся тебе, но ты чувствуешь, что сам на другом языке говоришь.
В рекламных агентствах у меня было ощущение, что с людьми говорить мне надо на каком-то неродном языке.
Из работ показать пока ничего не могу, потому что первый фильм еще по фестивалям ездит, его нельзя в Сеть. А второй пока вообще официально не выпущен. Деньги — иногда удается что-то снять то там, то тут. Но вообще очень сложно.
|
Ася Кочергина
Кем была в рекламе: менеджером отдела нового бизнеса
|
Знание, которое я получила [на предыдущей работе], было в меньшей степени связано именно с digital и рекламой, а, скорее, с общим пониманием креативного рынка, его потребителей, производителей и всех прочих механизмов — от идеи товара до его попадания в руки покупателя.
В [самой] рекламе мне не нравились рутинность и шаблонность решения задач. Поэтому я придумала свой продукт, и возможности по приложению всех способностей к его развитию перевесили сразу же и навсегда. Сейчас я работаю предпринимателем в сфере дизайна предметов для дома и досуга (меловые доски на холодильник, сувенирные штуки). И денег стало больше, и без рекламы чувствую себя отлично.
У меня не было никаких противоречий, мир должен производить, рекламировать, продавать и производить вновь.
У меня не было никаких противоречий, мир должен производить, рекламировать, продавать и производить вновь. Все должно лететь и нестись, фирмы — конкурировать, люди — удовлетворять потребности и обрастать ими вновь, только в этом случае есть шанс получить новые потрясающие продукты и изобретения. Выйти на сушу из моря по-другому никогда бы не получилось.
|
Юлия Зяблова
Кем была в рекламе: копирайтером, последнее
|
Я работала креативщиком. Я фестивальный такой человек, все время участвовала в конкурсах, выигрывала «Fresh Blood». Что бы меня могло ждать? Стандартный рост, старший копирайтер, еще старше и так далее.
За 3–4 года работы накопилась какая-то усталость. Последней точкой был проект, где мне надо было изменить одно слово в 200 баннерах. Я сидела, вносила поправки, согласно комментариям, до двух ночи и подумала — зачем мне все это, зачем я этим все занимаюсь? Я решила отдохнуть, улетела в Италию. А потом и вовсе ушла из рекламы.
Я как будто слезла с единорога и прикоснулась к реальной жизни. И реальная жизнь интересней.
Мысли об авиации появились где-то за полгода до решения уйти. Хотелось чего-то серьезного, настоящего. Когда я училась на курсах бортпроводников, нас обучали разным видами помощи — спасение на воде, например. Я могу выжить в степи, в пустыне. Могу даже роды принимать. Сравни — рождение идеи и рождение ребенка. Я как будто слезла с единорога и прикоснулась к реальной жизни. И реальная жизнь интересней.
Сейчас я думаю (может, мои бывшие коллеги меня за это побьют!), что вообще неважно, какого цвета будет шрифт на макете — хоть в крапинку. Это не имеет значения, не имеет смысла в человеческой жизни.
В рекламе как: то ты гений, то говно, то гений, то говно. Постоянные оценки, смена настроения, нет четкости, тебе говорят, что «что-то не нравится», а что, не объясняют. А в авиации нет такого: у капитана сменилось настроение, и теперь мы летим «вверх ногами», ну, потому что так хочется.
Мне нравится, что я на работе закрываю дверь самолета, ухожу с борта, и работа заканчивается.
Мне нравится, что я на работе закрываю дверь самолета, ухожу с борта, и работа заканчивается. Я не несу ее домой, не думаю о ней ночью, не работаю 24 часа. Пришла на борт — работа началась. О рекламе напоминает только брифинг перед полетом:)
Сейчас я по настоящему счастлива, жизнерадостности прибавилось на 100%, без этого бортпроводником будет сложно работать. Классное ощущение «нужности».
|
Кат Макан
Кем была в рекламе: арт-директором, «Родная Речь»
|
Реклама — штука интересная, затягивает. Люди, с которыми я работала, — просто отличнейшие. Но мне не нравилось отсутствие времени на что-либо еще помимо работы и то, что достаточно подробно описано на clfh.org.
Обычно я отвечаю, что сгорела на тендерах. Если помните, в 2008 году случился кризис (в это же время нас взяли в Роре), было невероятное количество тендеров, 24/7 в офисе. В какой-то момент я поняла, что, а) я не заметила, как у меня произошла какая-то хитрая подмена ценностей, и я правда, искренне и всецело считаю, что «вот та штука в том-то принте — это очень круто»; б) что мне несчастно.
В какой-то момент я поняла, что я не заметила, как у меня произошла какая-то хитрая подмена ценностей, и я правда, искренне и всецело считаю, что «вот та штука в том-то принте — это очень круто».
У меня были перспективы продолжить славный путь арт-директора уже в агентстве Leo Bernett, куда нас с копирайтером позвал наш креативный директор, но я сбежала на три месяца в Токио учить язык и обратно в рекламное агентство уже не вернулась.
В Токио было здорово, я встречала весну. Ежедневно ходила в языковую школу, в которой проводила по 5 часов, в свободное от школы время торчала в библиотеке, разъезжала по городу на велосипеде, общалась с корейскими одноклассниками и русскими соседками по комнате, потом обзавелась друзьями через каучсерфинг — такой вот рехаб. Затем вернулась в Москву, какое-то время просто продолжала учиться в университете. Где-то через полгода почувствовала, что начинаю восстанавливаться. Еще много ездила по международным волонтерским проектам, работала в НКО, в хостеле. Даже преподавала в Корее.
«Вы представляете, я могу обедать час! ЧАС!».
Сейчас работаю в посольстве некой славной страны икс или игрек:). С рекламой моя должность никак не связана. У меня самая нормированная работа, какую только можно себе представить. Поначалу я даже рассказывала своим друзьям о ней так: «Вы представляете, ровно в пять я выключаю компьютер и иду домой! Ровно в ПЯТЬ!!!». «Вы представляете, я могу обедать час! ЧАС!». «Вы представляете, все мои переработки оплачиваются! А за работу в выходной день дается ДВА ДНЯ ОТГУЛА! ДВА! И я их правда могу взять!»
Моя работа самая некреативная. Но именно сейчас она и хороша для меня тем, что с 9 до 17 я в ней, а после могу о ней даже не думать ровно до 9 утра следующего дня. Нынешняя работа позволяет мне заниматься еще кучей разных дел для саморазвития, что я активно и делаю.
Работа в агентстве не приносила много денег, потому как мы пришли туда стажерами, молодыми и дешевыми, а случившийся кризис не позволял ни разморозить позиции в штате, ни повысить зарплаты. Но так или иначе, если бы я продолжила работать арт-директором до сего момента, я бы зарабатывала намного больше денег, чем на нынешней работе. Но я не слишком переживаю на этот счет.
|
Алексей Староселец
Кем был в рекламе: арт-директором, менеджером
|
[В рекламе мне] нравилось с большими клиентами делать большие разработки, видеть их воплощенными в жизнь, а не нравилось то, что 90% работы — никому не нужный бесполезный графический мусор. Ушёл потому, что труд не приносил удовольствия, хотя зарплата была более чем хорошая. Сейчас занимаюсь ателье, плюс продолжаю делать графдизайн, брендинг. Доходы стали меньше, расходов больше, зато есть чувство удовлетворения и желание двигаться вперёд и ломать горы. Чувствую себя хорошо, рекламу делаю для себя сам, смотрю вперед и верю в лучшее.
|
Максим Демин
Кем был в рекламе: дизайнером, 3D-моделлером
|
Мне нравились люди, с которыми я работал, некоторые проекты, например, создание персонажей для Disney в Parallelgraphics, фотосессии девушек в нижнем белье для «Дикой орхидеи», рекламные диджитал-проекты, такие как: on!production, «Cоветский бутик» и другие. Нравились некоторые призы.
У меня было два варианта развития в индустрии: сделать свое агентство или стать почетным арт- или креативным директором-пенсионером, а потом повеситься. Оба варианта не подошли.
У меня было два варианта развития в индустрии: сделать свое агентство или стать почетным арт- или креативным директором-пенсионером, а потом повеситься, обслуживая монопольные рынки, концепция работы которых давно устарела и требует изменений. Оба варианта не подошли.
Из рекламы я уходил два раза. Первый раз делал стартап, идеей которого была связь экологически ответственных бизнесов с потребителем. Проект не запустили, разошлись с инвестором в понимании долей. Потом, после года дауншифтинга, вернулся в рекламу, работал в «Мачете Рекордс». Там я познакомился со своим будущим партнером по бизнесу Володей Нифонтовым — продюсером «Ассаи» (легенда питерского хип-хопа, прижизненный бог), честным авантюристом и интуитом. К этому моменту я давно разочаровался в общепринятом подходе к рекламе, и решили мы с Володей покинуть все привычное, уехали на Бали и начали думать, что делать. Придумали две штуки, одну из которых уже реализовали — купили много земли в Никола-Ленивце (там где проходит «Архстояние», музыкальные фестивали). Там мы собираемся выращивать лекарственные растения, устраивать свои музыкальные фестивали, делать корпоративный коворкинг, детские проекты и многое другое, чтобы это замечательное место развивалось дальше.
Пока дохода у нас нет, одни расходы, поиски инвестиций и прочее. Мы ни на что не надеемся, просто работаем на всех должностях подряд и верим в себя. Когда делаешь свое дело, когда изменяешь себя, то есть занимаешься творчеством, творением, то чувствуешь себя хорошо. Это естественное предназначение разумного человека. Все остальное приложится. Может, у нас и будут потом яхты, которые мы сдадим речному пароходству под мобильные детские дома.
|
Евгения Тимонова
Кем была в рекламе: 13 лет — от копирайтера до
|
В рекламе мне нравилось полное отсутствие ответственности. Рекламист не ошибается. Он может сделать дрянь, но не ошибку. Это, конечно, уникальная черта профессии. Ну и креатив-шреатив. Бывает весело, особенно первых лет десять. Но какие перспективы? Стать заслуженным креатором, обернуться назад и спросить себя: и что, вот эта бессмыслица — дело всей моей жизни?
В рекламе мне нравилось полное отсутствие ответственности. Ну и креатив-шреатив. Бывает весело, особенно первых лет десять.
Биология как первое образование, детская мечта о собственной программе о животных и умение рассказывать о них так, как мало кто умеет, [подтолкнули меня к изменениям].
Сейчас я автор и ведущий научно-популярного YouTube-проекта «Все как у зверей» — программы о том, в кого люди такие.
Мой доход изменился полностью, поскольку звери пока что не коммерческий проект: греют, но еще не кормят. Но греют очень, и не только меня. Количество полученной благодарности и испытанного удовлетворения за год существования программы в разы, если не в десятки, больше, чем за все время работы в рекламе. В перспективе доход должен стать больше, чем бывший оклад, возможно даже значительно больше. Но это уже не так важно. Когда находишь свое дело, то будешь продолжать им заниматься, даже если это не приносит денег. И поэтому оно будет приносить деньги.
Я счастлива. Закончилась работа, началась жизнь.
Материал подготовила Алина Базелюк
Ссылка по теме: Бросил все, ушел в рекламу