«Агентству сложнее — мы всегда виноваты, если что-то не так»: рекламщики об опыте работы на клиентской стороне
Иногда диджитал-специалисты специально переходят работать на сторону клиента, чтобы потом триумфально вернуться: говорящий на языке клиента сотрудник в некоторых агентствах ценится особенно. Мы решили пообщаться с русскими рекламщиками, побывавшими на обеих сторонах. Чему они научились? Стоила ли свеч игра? И каждому ли нужен такой амбивалентный опыт?
|
|
Максим Селезнев
Senior Project Manager, LG AD RUS Агентский опыт работы: AppLap и Red Keds
|
Если быть более точным, то диджиталом в LG занимается внутреннее агентство HSAD, но смело можно сказать, что мы гребем в одной лодке. Я ушел на сторону клиента скорее за деньгами и возможностью уходить с работы в 7 вечера, ну и давно было интересно — каково же там, на другой стороне? Несомненно обе стороны прокачивают определенные скилы: агентская — быть универсальным бойцом и частью команды 24/7, клиентская — решать задачи «асапчиком».
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
На агентской стороне коллеги модифицировались в друзей, а вот на клиенткой, думаю, это маловероятно. Жалею ли я, что ушел? Нет, мне кажется, я еще не раз буду менять стороны «добра и зла». Нужен ли опыт по обе стороны рекламщику? Только если он хочет собирать шаблонные презентации по строгим гайдам маркетингового отдела образца 2000 года. Так что, мне кажется, в этом нет необходимости.
|
|
Елена Куприянова
Руководитель направления контент-маркетинга и SMM, Articul Media Агентский опыт работы: Articul Media
|
В оргкомитете я была главным редактором сайта Олимпийских и Паралимпийских игр, отвечала за весь контент, в том числе за новости, ежедневную рассылку и т. д. Работала с редакторами Getty Images, Weber Shandwick. Специфика — спортивная тематика с очень глубоким погружением в детали, жесткие дедлайны, сжатые сроки. Работа практически в круглосуточном режиме на самих Играх.
Агентству сложнее: мы всегда виноваты, если что-то не так. На стороне клиента сама грешила этим, хотя понимала, что ребята делают все, что от них зависит, и круто делают, просто они не экстрасенсы, и им плохо объяснили. На стороне клиента, если говорить о контенте, ты погружаешься «в глубину», а на стороне агентства — «в ширину». То есть будучи клиентом глубже понимаешь свою тематику, потому что только с ней и работаешь, а на стороне агентства лучше понимаешь стратегическую составляющую.
Мне очень нравится моя работа в агентстве: постоянный драйв, новые темы, новые клиенты, новые задачи. И все абсолютно разные. Опыт работы «по обе стороны» нужен обязательно. Если ты работал только на клиентской стороне, ты не будешь понимать процессов работы своего подрядчика, не сможешь адекватно оценивать ситуацию. И, возможно, даже не будешь благодарен за работу, так как по сути не будешь понимать, сколько времени вложено в твой «маленький» проект. А на агентской стороне, никогда не побывав клиентом, невозможно до конца понимать потребности и найти правильную коммуникацию. Особенно это важно для тех, кто работает непосредственно с клиентом: например, аккаунтам.
|
|
Анна Дмитриева
Ведущий стратег диджитал-агентства Wow Агентский опыт работы: UpTime, Wow
|
|
Я работала в агентстве маркетинга и рекламы UpTime в качестве руководителя отдела маркетинга (это красноярское агентство полного цикла с большей ориентацией на маркетинговые исследования и офлайн). После была маркетологом сети гастрономов «Красный яр». В мои обязанности входило: систематизация работы и взаимодействие с магазинами по обеспечению их рекламными материалами (открытие новых гастрономов), корректировка стратегии присутствия в социальных сетях, ведение дизайн-проектов, обеспечение текущих потребностей в POS-материалах. Кроме того, я участвовала в проекте разработки смены дисконтной системы на бонусную. Сейчас я стратег в диджитал-агентстве Wow.
Мало кто из клиентов полностью показывает ТО (сведения по товарообороту), количество обращений после мероприятий. О пре- и постисследованиях я вообще молчу. А для рекламного агентства очень важно получать обратную связь, чтобы понимать, сработали твои мероприятия или нет. Работая на стороне агентства, от клиента чаще всего приходилось слышать: «да, прирост есть, но он не большой, не такой, как хотелось бы». И ты никак не проверишь и не опровергнешь эту информацию. Складывалось ощущение, что даже если все хорошо, то всё плохо.
Ушла в агентство как раз для того, чтобы получить возможность понимать эффективность того, что я делаю.
Когда работаешь на стороне клиента, ты знаешь, как могут отреагировать дизайнеры на правки, и потому подбираешь слова осторожно, никаких «порисуйте ушки, с ними что-то не так», «давайте сделаем фон другого оттенка белого», все аргументы должны звучать четко и по делу. Ты можешь объективно объяснять руководству, что получить тираж завтра просто физически нельзя, понимаешь процессы производства и учитываешь это в планировании.
Я рада, что получила опыт работы на стороне клиента. Во-первых, у меня появилась возможность пересмотреть свое отношение к ряду функций маркетинга. Во-вторых, этот опыт позволил понять, чем живет компания и какие маркетинговые функции для нее в приоритете, а какие лишь второстепенные, понять, что является критерием успеха в данной отрасли. Работая на компанию (клиента), получаешь возможность управлять всеми элементами комплекса маркетинга, а не только рекламой, и это огромный плюс. Тяжело оставлять проекты на любом месте работы: еще долго потом следишь за ними, просматриваешь статистику, анализируешь и думаешь, что еще можно сделать.
Работа в компании более размеренная, в агентстве же ты находишься в состоянии вечной паники, и срок «вчера» становится нормой — это держит тебя в тонусе. Работать нужно везде. Легких путей в маркетинге нет. В ближайшем будущем возвращаться в «клиентскую среду» не собираюсь, но все может быть.
В маркетинге опыт лишним не бывает никогда. Если вы думаете, что вы сверхкреативны, все знаете о маркетинге и рекламе, что клиенты вас недооценивают и скудны умом, чтобы понять ваши задумки, работа на стороне клиента — то, что доктор прописал. Научит думать, зачем это нужно клиенту, а потом уже про реализацию своих амбиций.
|
|
Амина Текеева
Руководитель группы по социальным сетям и RTB, Artics Internet Solutions Агентский опыт работы: Artics Internet Solutions
|
Моя карьера рекламщика началась на стороне клиента. В Groupon я работала в отделе маркетинга: отвечала за рекламу в социальных сетях (таргетированная реклама «ВКонтакте», Facebook, «Таргет@Mail»), а также занималась баннерной рекламой в Google AdWords. При этом руками я делала только баннерную рекламу, а таргетированная реклама в социальных сетях у нас велась через агентство, так что большая часть моего рабочего времени уходила именно на коммуникацию с агентством, постановку задач и отслеживание эффективности рекламных кампаний, и львиную долю занимал документооборот. Для меня работа в Groupon — это хороший старт и опыт: я научилась разбивать глобальные KPI, которые стояли передо мной, на промежуточные, четко формулировать под них задачи подрядчикам и отслеживать эффективность рекламных кампаний.
Со временем весь маркетинг Groupon сосредоточился в Германии, я к тому времени поняла, что мне нужно «прокачать» свои навыки, а быстро получить разносторонний опыт можно только в агентстве. Так я пришла в Artics Internet Solutions, работаю здесь уже 2,5 года, являюсь руководителем группы по социальным сетям и RTB. Работая на стороне клиента, я спускала задачи подрядчикам и ждала результата, тут же задачи ставят мне, и уже я должна предложить решение и показать результат. Кроме того, в агентстве я одновременно веду несколько клиентов, а поэтому должна четко расставлять приоритеты и планировать свое рабочее время. Клиента не волнует, сколько у тебя задач на этот день, как и когда ты будешь их выполнять — ему нужен результат к обозначенному сроку. Скучать точно не приходится, но это и интересно.
Работа в агентстве — это настоящая школа. За это время я успела поработать с такими крупными клиентами, как «Аэрофлот», Е5, «Банк Москвы», «2ТБанк», «Теле2», S7, English First, «Совкомбанк». Узнала специфику работы с разными отраслями: финансы, путешествия, ритейл, телеком. Сомневаюсь, что смогла бы получить такой опыт и за такой срок на стороне клиента.
Полезен ли для меня опыт работы на стороне клиента? Совершенно точно да. Я понимаю, как устроены внутренние процессы на стороне клиента, какие KPI стоят перед ними, знаю, почему клиент может долго не давать какую-то информацию (или вообще отказывается делиться этой информацией) или долго принимает решение. Это очень помогает при общении с клиентом. Я не исключаю возможности вернуться на сторону клиента в будущем, но не сейчас. Пока мне нравится этот быстрый ритм работы. Кстати, вернувшись на сторону клиента, мне будет гораздо проще работать, ведь теперь я могу говорить и на языке агентства.
|
|
Андрей Фрольченков
SMM-менеджер, Red Keds Агентский опыт работы: SVA Media, Advance Digital, Red Keds
|
Первым моим опытом, по-настоящему хорошим, была работа в Advance Digital. Это агентство входило в группу «АДВ», партнерами которой были такие гиганты, как Havas и IPG. Проработав чуть меньше года, я получил колоссальную базу для старта. Занимался контент- и коммьюнити-менеджментом и участием в тендерах. Специфика работы заключалась в том, что происходило много коммуникаций с разными агентствами самой сети (группы). Тут тебе и медийка, и креатив, и продакшен, и ролики. Было очень интересно взаимодействовать с людьми в этой гигантской системе.
Ушел я с целью побольше заработать. Финансовые возможности клиента были в разы лучше агентства. И еще любопытство: что же там на «той стороне»? Опыт на стороне клиента помог мне лучше понять ситуацию с согласованием всего и вся. Как происходит коммуникация внутри компании, как ставятся дедлайны, как расставляются приоритеты в работе того или иного отдела. Работать на стороне агентства гораздо комфортнее и интереснее: здесь ты занимаешься множеством клиентов, а на стороне клиента только одним. Рано или поздно тебе надоедает это, смотришь на часы и ждешь, когда наконец закончится рабочий день. В агентстве такого нет. Дни, даже недели пролетают незаметно. Тут драйв, постоянная беготня. Мне это нравится, это закаляет.
Но я не пожалел, что ушел на сторону клиента, так как теперь могу увидеть всю картину полностью, примерно представлять, что происходит на «другой стороне». Это помогает общаться с клиентом, понимать, что ему нужно. Но, думаю, что в таком опыте нет острой необходимости. Если такая возможность есть, то почему бы и не попробовать, но специально я бы к клиенту не пошел.
Источник картинки на тизере: Depositphotos