Enterprise или SaaS: что выбрать бизнесу
Сперва определимся с терминами:
Software as a Servise: облачная модель размещения ПО. Компания оформляет подписку и подключается через интернет к серверам поставщиков софта. То есть работа осуществляется в облаке и обслуживается провайдером.
В статье будем использовать термины: SaaS и облако.
Enterprise: корпоративное решение, которое разворачивается на собственных серверах компании, покупающей софт у производителя. Работа осуществляется без участия поставщика ПО. Проще говоря, это облако, помещенное в инфраструктуру компании-клиента.
В статье будем использовать термины: Enterprise, In-House, On-premise.
Примеры ПО, у которых есть облачное и Enterprise-решения:
- CRM-системы: amoCRM, Битрикс24, Salesforse
- Облачные хранилища: ownCloud, Dropbox
- Колл-центры и чат-центры: Chat2Desk, MANGO OFFICE, Intercom
Для того, чтобы понять, какое решение более выгодно для вашего бизнеса, необходимо сравнить SaaS и In-House. Можно провести аналогию с арендой квартиры и покупкой собственного жилья:
Оба варианта предполагают проживание в квартире. Разница в том, что в первом случае это ваша личная квартира, где вы можете самостоятельно сделать ремонт, поставить мебель и вообще делать все, что душе угодно. Во втором случае вы живете на съемной квартире, где действуют свои правила и ограничения согласно договору.
То же работает в отношении облака и On-Premise: вы пользуетесь «арендованным» софтом, находящемся в ответственности провайдера, или приобретаете сервис, где «хозяин» вы сами.
Как это работает с чат-центром
SaaS: сообщения клиентов сперва попадают на серверы WhatsApp, Telegram, Viber и прочих мессенджеров. После этого они попадают на серверы чат-центра. Далее вы подключаетесь через интернет к серверам чат-центра и видите сообщения ваших клиентов. При этом на пути следования данных есть посредники — интернет провайдеры и DNS-сервера.
Enterprise: сообщения клиентов поступают на серверы мессенджеров, откуда попадают напрямую к вам. В этой цепочке отсутствуют посредники, провайдеры и поставщики.
Нужен ли вам In-House?
Существует мнение, что In-House выбирают только крупные государственные и финансовые организации. На самом деле, такой тип подключения пользуется не меньшей популярностью среди сотовых операторов, транспортных и логистических организаций, страховых компаний. Это частные компании с большим числом клиентов и высокой нагрузкой на операторов.
Каждая компания, которая работает с персональными данными клиентов, несет ответственность за личную информацию и попадает под действие закона №152-ФЗ «О персональных данных». Enterprise-решение в таком случае помогает более четко следовать закону, чем SaaS.
Особое значение в пользу корпоративного решения имеют скорость и стабильность. Чем больше сообщений принимает чат-центр, тем больше нагрузка на серверы компании. Отсюда низкая скорость переписки. Для того, чтобы операторы могли общаться с клиентами без задержек, необходимо поддерживать высокую производительность системы. Такую возможность предлагает On-Premise.
Преимущества Enterprise
1. Безопасность информации
Для любой компании важно, чтобы личные данные клиентов и конфиденциальная информация не ушли на сторону. Поэтому большое значение придается цифровой безопасности.
1.1 Персональные данные
Клиент, общаясь с компанией, зачастую передает свою личную информацию: реквизиты банковских карт, паспортные данные, номер телефона — конфиденциальную информацию, которая не должна попасть в руки третьих лиц. In-House решение позволит хранить всю информацию на своих серверах, что исключает утечку личных данных.
1.2 Данные компании
Бухгалтерия, базы данных, документация и сведения о компании тоже являются конфиденциальными данными, требующие повышенной защиты от лишних глаз. On-premise подразумевает, что все это хранится на серверах компании, доступ к которым есть только у сотрудников организации.
1.3 Ответственность
Закон 152-ФЗ «О персональных данных» гласит:
«Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом»
Несоблюдение закона влечет за собой гражданскую, административную и уголовную ответственность. Это значит, что компания, допустившая утечку конфиденциальной информации, оплатит штраф или лишится лицензии на свою деятельность.
1.4 Шифрование
Chat2Desk оснащен системой безопасности, которая предоставляет доступ только тем, кто авторизовался в системе. Вся информация зашифрована, а значит, даже если произойдет взлом или утечка, то расшифровать данные смогут только какие-нибудь спецслужбы. В отличие от SaaS, In-House исключает посредника между клиентом и компанией, поэтому безопасность такого решения выше. Поэтому компании со статусом оператора персональных данных будет проще следовать закону. Но тогда владелец Enterprise берет ответственность на себя и самостоятельно внедряет систему мониторинга защиты данных.
2. Стабильность и скорость
Доступ к облаку обеспечивается интернет-провайдерами. Компании обеспечивают постоянную работу сервиса за счет мощностей своих серверов и поставщиков интернета. Но это не исключает возможных сбоев в работе, на которые вы не сможете повлиять.
При подключении In-House вы самостоятельно находите провайдеров и ответственность за работу интернета переходит под ваш личный контроль. Теперь любые возникшие трудности решаете вы сами.
Но если вы используете In-House-решение Chat2Desk для внутренней работы отделов, то никакие сбои и задержки вам не страшны. Внутри одной локальной сети документы и сообщения передаются без проблем.
Например: ваш офис расположен на Кипре, а облако Chat2Desk развернуто на российских и европейских серверах. В таком случае вы можете столкнуться с низкой скоростью доставки сообщений и сбоями в работе сервиса. Размещение On-Premise решает эту проблему: работа сервиса не будет зависеть от сторонних посредников и вы сможете свободно общаться внутри компании.
3. Кастомизация софта
Если речь идет о доработках внутри сервиса, то облако имеет ограничения. Каждый провайдер софта имеет roadmap, где запланированы обновления и доработки. Если ваша идея попадает в область roadmap, то вы поймали удачу за хвост – предложение рано или поздно реализуется. Но если ваше предложение идет вразрез с планами сервиса, то придется доплачивать, чтобы софт сделали под потребности вашего бизнеса.
In-House-решение дает возможность самостоятельно кастомизировать и адаптировать софт под ваши нужды. Открытый API позволяет разработчикам вашей компании вносить изменения, проводить дополнительные интеграции со сторонними облачными сервисами, искусственным интеллектом, системами безопасности и собственными чат-ботами, независимо от создателей софта.
Кроме функциональной части вы можете изменить внешний вид интерфейса, например, разместить в углу экрана логотип компании. Настройте виджет на сайте компании: разработайте свой дизайн, а вместо Chat2Desk укажите название компании.
4. Производительность
При работе с SaaS подключаются две стороны — компания и клиенты. Работа и общение проходят внутри облака, ресурсы и возможности которого достаточно широки, однако имеют свои ограничения. Например, в случае высокой нагрузки возможны сбои и задержки в работе софта. Скорость будет на низком уровне до тех пор, пока владельцы сервиса не повысят мощности.
В случае с In-House ситуация меняется: вы сможете самостоятельно регулировать мощность сервера и увеличивать ее в особых случаях. Представьте себе ситуацию: вы запускаете рекламу с выгодным предложением. Вы сможете спрогнозировать наплыв клиентов и вероятную нагрузку на сервера и вовремя принять необходимые меры.
Требования для Enterprise
Технические требования рассчитываются индивидуально и зависят от ваших целей и ожиданий. Главные критерии — объем сообщений, число операторов и количество подключенных мессенджеров.
Чтобы развернуть On-Premise на своем сервере, необходимо соблюдение следующих условий:
1. Оборудование:
- может быть уже в наличии;
- закупается самостоятельно компанией;
- закупается и устанавливается при помощи Chat2Desk.
2. Отдел разработки: чтобы развернуть In-House на серверах, необходимы специалисты с обеих сторон. Однако, если у вас нет своих разработчиков — это не проблема. Chat2Desk готов полностью настроить Enterprise самостоятельно.
3. ПО: не имеет значения, так как универсальные решения Chat2Desk совместимы с любым программным обеспечением.
4. Виртуальные серверы: для расширения вашей инфраструктуры и снижения нагрузки.
Мы предлагаем 3 схемы развертывания In-House:
Минимальная: для 1000-2000 обращений в сутки. Такой тип подходит для первого подключения, чтобы определить нагрузку на сервера.
Средняя: увеличенная производительность и повышенная безопасность.
Максимальная: для хранения больших объемов данных внутри локальных сетей крупных корпораций.
SaaS vs Enterprise
Для подведения итогов рассмотрим и сравним облако и Enterprise-решение.
Почему In-House более выгоден
Итоговая стоимость SaaS-решения складывается из количества операторов, подключенных мессенджеров и дополнительных опций и модулей. Оплата происходит каждый месяц, квартал или год со скидкой. В случае с On-Premise вы покупаете сервис раз и навсегда. Сравним затраты одной кредитной организации на SaaS и аналог Enterprise-решения:
Наглядно видно, что начальный взнос за облако гораздо ниже, чем разовая покупка In-House. Если сравнить затраты в долгосрочном периоде, то SaaS-решение за 5 лет обойдется в 1 800 000 рублей. И, хотя On-Premise-решение изначально требует большого вложения денег, спустя годы такое приобретение окупится. На графике ниже мы наглядно показали, как будут выглядеть суммарные затраты на облако и In-House.
Заключение
Внедрение Enterprise — решение, требующее разового вложения денег, в отличие от SaaS. Необходимо закупить необходимое оборудование, привлечь разработчиков, внедрить инфраструктуру. Но так вы можете быть спокойным за безопасность ваших данных, контролировать скорость и мощность работы, кастомизировать сервис под свои задачи. К тому же внедрение чат-центра сократит расходы на другие бизнес-процессы.
Определите, какое решение подходит вашему бизнесу и действуйте. Вам нужна помощь? Напишите Chat2Desk через виджет в углу экрана и мы обязательно вас проконсультируем.