Сегментируем базу подписчиков по критериям: разделяем и властвуем!
Сервис рассылок DashaMail точно уверен, что нужно знать своих подписчиков в лицо. Нельзя разным людям отправлять одинаковые письма, ожидая отличного результата. Сегодня мы будем, да-да, «разделять и властвовать», а именно сегментировать базу подписчиков. Это актуальная задача для всех, кто занимается email-рассылками. У вас может быть замечательная большая база, но какой в этом толк, если все получают одно формальное сообщение…
Используйте всю информацию, которую вы можете собрать, так как все эти люди живут в разных местах, имеют разные желания и реагировать будут, конечно, также по-разному. Золотой середины и «универсальной универсальности» не существует! Разделение на группы – это сегментация, и нам предстоит увлекательное путешествие. В нем мы выявим набор критериев, по которым можно разделить подписчиков, чтобы властвовать над их вниманием, увеличив эффективность.
История одной Катерины и Персика…
Жила была одна девочка Катя, и она очень любила своего кота Персика. Она решила заказать онлайн премиальный корм для кошек. Она просматривала много товарных позиций, но особо долго задержалась на странице с кормом, в который были добавлены витамины для прекрасной шерсти ее любимки. Она тогда не оформила заказ, а сегодня ей пришло письмо, где сообщалось о скидке на 20% на этот продукт. Совпадение? Не думаем ☺ Это Ее Величество Сегментация!
Отличная новость в том, что отправку таких высокоперсонализированных писем можно автоматизировать! Сделать это можно с помощью функционала CDP.
Ну, а сейчас нужно активно поработать. Начнем с того, что выделим несколько критериев, которые вы можете «наложить» на свою базу подписчиков (а еще лучше – добавьте что-то свое с учетом специфики деятельности).
Активен ли ты, мой подписчик?
Всех подписчиков в любой подписной базе можно разделить на 2 группы:
Активные подписчики – о, какие они молодцы! Они всегда (или почти всегда) открывают письма, нажимают по ссылке. Это ваша поддержка и опора. Именно им стоит скидывать полезный годный контент, информацию про акции и скидки, сведения о новинках, чтобы подогреть отношения, сделать допродажи, поддержать уже имеющийся интерес.
Неактивные «редиски»! Они давно не открывали ваших писем, поэтому имеет смысл провести «реактивацию», о которой мы не устаем писать в своем блоге. Нужно выяснить, кто еще может стать активным, а кого «проще похоронить».
Можно сделать самую простую градацию, сегментировав подписчиков с учетом того, на каком этапе воронки продаж они находятся сейчас:
«Зеленый» совсем новый подписчик – отправьте ему письмо для знакомства, в котором кратко расскажите о товарах/услугах.
Подписчики, проявляющие заинтересованность и активность. Можно попробовать подбодрить их специальными горящими предложениями.
Клан покупателей – позаботьтесь о них рекомендациями товаров, сезонными скидками и распродажами.
Мертвые души – реактивировать. Либо возвращение в строй, либо удаление. Третьего не дано.
Рассмотрим на примере. Допустим, есть сервис доставки правильного питания. В его случае такая разбивка будет выглядеть следующим образом:
Новые подписчики получают письмо для ознакомления, в котором из знакомят с проектом, его миссией, блюдами.
Те, кто уже хоть как-то проявил активность получают предложение со скидкой в 10% на недельное меню, если заказать прямо сейчас.
Покупатели информируются об обновлениях меню и предстоящих «вкусных» распродажах.
С помощью сервиса рассылок DashaMail можно (и нужно) использовать фильтры, чтобы за несколько кликов выделять в дальнейшем подписчиков с учетом их активности.
Что предпочитаете?
Это уже старая добрая классика. Конечно, у всех пользователей свои интересы, и ваша задача – их отследить. Контролируйте, какие товары их интересуют, в какой раздел чаще заглядывают «на огонек», что добавляют в корзину, на что готовы тратить деньги. Сегментировать по интересам можно с учетом своей ниши бизнеса. Например, интернет-магазин косметики может разделить аудиторию по таким группам:
Уходовые продукты.
Декоративная косметика.
Аксессуары и инструменты.
3 типа писем для каждой из групп. Такое нововведение позволит увеличить показатели открываемости, выручку и CTR. Можно напрямую спросить в письме у подписчиков, какие у них предпочтения или использовать специальные инструменты (Вебвизор, Crazyegg или аналоги).
Жизненный цикл
Звучит очень символично, и так и есть! Жизненный цикл – долгая дорога, которую он проходит от первого знакомства до клиента. Естественно, на тех или иных этапах он будет увлечен разными предложениями. С помощью сегментации можно поделить базу на части, отталкиваясь от цикла, чтобы присылать более точные предложения. Приведем наглядный пример спортивного клуба, который сделал такую сегментацию с учетом возраста клиента:
Письмо-поздравление и информация об актуальных продуктах и предложениях спортивного клуба.
2-3 месяцы членства – предложение приятной скидки в 15%, если человек приведет друга. Цель – увеличить базу подписчиков и рассказать о клубе другим людям.
3-6 месяцев. Нужно вовлечение в сервис, поэтому можно сделать рассылку с детальными сведениями о бонусных программах, возможности рассрочки, акциях.
6-12 месяцев. Письмо нацелено на увеличение среднего чека. Рассказ о дополнительных услугах, возможности заказа спортивного питания и костюмов.
Пол и возраст
Самые очевидные группы для сегментации. Почему мы не написали его в первых рядах, потому что он будет максимально рабочим, если у вас огромный ассортимент предложений, как для женской, так и для мужской аудитории. Конкретизация с учетом пола и возраста всегда работает лучше, чем универсальные нейтральные письма.
Скажи мне, где ты живешь?
География, ареал проживания – не менее важный критерий, который почему-то многие оставляют без внимания. Доказанный факт: подписчики будут более охотно открывать отправленные вами письма в рамках рассылки, если в теме или прехедере вы укажете их город/область/страну. Чтобы собрать актуальные сведения в этом векторе, можно использовать современные аналитические системы и сервисы email-рассылок (DashaMail отлично справляется с поставленными задачами).
Некоторые наши пользователи весьма интересно «выкрутились» из положения, добавив в регистрационную форму сразу пункт «Город» (или «Страна»). Это минимизирует трату сил на дальнейшую сегментацию, так как у вас уже все карты на руках. Огромный плюс также в том, что географическое сегментирование почти универсально, и оно отлично подойдет и онлайн-магазинам, и сервисам, и агрегаторам – всем! Кроме того, пользователи также отмечают, что это намного полезнее и удобнее для них, так как они видят, что речь идет конкретно об их интересах и потребностях.
Анализируй то, анализируй это!
Мы также предлагаем рассмотреть возможность сегментации, базирующейся на анализе RFM! Это многоуровневый подход, который исследует 3 главных показателя:
Время совершения последнего заказа.
Насколько часто клиент занимается шопингом.
Объем покупок (средний чек).
После того, как данные будут получены, можно выделить несколько сегментов (в вашем случае они могут быть несколько иными – это нормально):
Шопоголики. Покупают много и регулярно.
Покупатели с перспективой, которые проявляют интерес, но делают покупки реже, чем первая группа.
Новички – только делают первые шаги.
Довольно редко и эпизодично посещают web-сайт.
Утратили любой интерес к вашим предложениям.
Для каждого выделенного в процессе отбора сегмента стоит подготовить письмо либо для подогрева интереса и его удержания, либо для реактивации. Вы можете спросить, как собрать данные, чтобы выделить группы. Рекомендуем подойти к вопросу комплексно (это стоит того):
Сведения из виртуальных профилей.
Аналитика данных из Google Analytics.
Все, что получится найти в Яндекс.Метрике.
Поиск социальных сетей и активности пользователя там.
Проведения опроса/анкетирования…
В качестве резюме для разделяющих и властвующих
Совершенно точно, что сегментация помогает рассылкам эволюционировать, становиться эффективнее и работать напрямую с читателем. Если вы еще не сегментировали базу, стоит задуматься о таком мероприятии. Достаточно 1 раз провести «ревизию», чтобы в дальнейшем получать от этого профит. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что сегментация может быть многоуровневая и разновариантная. Мы привели самые ходовые решения, которые вы можете использовать в готовом виде, трансформировать и видоизменять по своему усмотрению, заменять своими вариациями, которые будут работать в вашей нише.