"Покупай российское, если есть возможность"
Компанию он создал в 1997 году и на сегодняшний день Zenden — это более 350 магазинов в 116 городах России. Еще под управлением Андрея Павлова находятся торговые центры, фабрики по производству обуви, зарубежные представительства и ряд социальных проектов. Мы поговорили о лидерстве, о бизнесе и о потребительском патриотизме.
Лариса: Вы родились в 1974 году и были из того безумного поколения, когда так много молодежи полегло из-за наркотиков, алкоголя. Мне кажется, что только единицы тогда смогли построить нормальную жизнь. Скажите, почему вы тоже не попали под ту струю?
Андрей: Из-за того, что много работал с самого детства, а еще вел правильный образ жизни, занимался спортом. Постоянно был какой-то бизнес. Можно было ягоды собирать, бычков выращивать или бани рубить топориком, заборы делать. Можно было постоянно что-то делать.
Лариса: Помните, на что первые деньги потратили?
Андрей: Первые деньги, которые я заработал в
Лариса: Вы где-то рассказывали, как придумывали название для компании Zenden. Вы сказали, что просто взяли фамилию какого-то футболиста. Многие предприниматели, особенно, начинающие, уделяют кучу времени всяким мелочам. Например, оттачивают название и так далее. Как вы думаете, над чем вообще предпринимателю, который только начинает свой путь, стоит сильно задумываться, а над чем не стоит?
Андрей: Вы знаете, я думаю, стоит задумываться надо всем. Ошибка в любой сфере может обернуться банкротством. Можно неправильный кредитный договор подписать и все. Или неправильный договор аренды помещения. Ошибся с местом и бизнеса нет, поэтому надо думать надо всем. Предприниматель должен учиться. Перед тем, как человек права получает, он что делает? Он учится. Или, к примеру, мы доверяем только тем врачам, которые имеют соответствующее образование, в вузе обязательно отучились.
А предприниматель? Пришел, за один день получил ИНН, в налоговую прибежал, и все — я предприниматель, я хочу работать. А что он знает, что умеет? Конечно, есть хорошие люди, талантливые. Кто-то с опытом. Но многие просто прочитали, что бизнес — это вроде как выгодно.
Лариса: Как вы считаете, какие проблемы сейчас есть в сфере бизнеса?
Андрей: Недавно встречался с уполномоченным по правам предпринимателей Новгородской области и мы гуляли с экскурсией по городу и видели только магазины, одни магазины. Вот к чему привела избалованность малого бизнеса — к избыточной конкуренции. Все говорят, самое страшное для бизнеса — налоги или дорогие кредитные ставки или еще что-то. Но на самом деле, самое страшное, это две вещи — неравные условия бизнеса и избыточная конкуренция. Задача государства — регулировать рынок. Но у нас, наоборот, поощряется развитие торговли и конкуренция в итоге повышается.
Лариса: А почему так много представителей малого бизнеса, которые постоянно кричат, что, мол, нас зажимают?
Андрей: Это как в производстве — всегда есть какой-то процент брака. Чем больше произвели продукции, тем, соответственно, выше количество бракованной. Микро- и малого бизнеса в России почти 6 миллионов. Обидели десятерых, а шума будет ух. А сколько крупного бизнеса в стране? А среднего? Никто не слышит этих историй. Хотя на деле, средний бизнес — самый обиженный. Ни одной льготы, поэтому находиться в среднем бизнесе тяжело, и он начинает дробиться на кучу малого бизнеса. В итоге, остальному малому бизнесу плохо. А когда встает вопрос, что с этим делать, как защитить — решают дать еще больше льгот. А чем больше льгот дают, тем больше мотивация у среднего и крупного бизнеса опять идти в малый.
Лариса: Говорят, для того, чтобы компания существовала долго, у нее должна быть большая эволюционная цель. У вас есть такая цель?
Андрей: Из глобальных — это изменение законодательства. Мы, как компания, хотим быть лучшими на рынке и будем биться за свою долю рынка. Хотим, чтобы российские компании имели долю рынка, потому что во многих сферах у них ее просто нет. Вот в продуктах, например. Яблоки у нас польские в магазинах. Одно дело, когда бананы из Африки, это понятно. Но яблоки из Польши?
Две сектора экономики, которые развиты в России на сегодняшний день — это сырьевая и ритейл. А мы хотим, чтобы был наведен порядок во всех секторах экономики. На эту тему я сейчас много где и выступаю. Я хочу, чтобы страна развивалась, чтобы рост ВВП был не менее 10%. Мы должны так развиваться и мы можем так развиваться.
Лариса: Вы сказали, что обозначили для себя такое понятие, как потребительский патриотизм. Что это значит для вас? И как каждому россиянину стать потребительским патриотом, так скажем?
Андрей: Главное правило — покупай российское, если есть возможность. Я не говорю о том, что надо с иномарок пересаживаться на российские автомобили. Но вот если вы можете купить вещь российского производства, то купите. Зачем покупать французскую воду, когда можно купить нашу? Например, Байкал? Разницу во вкусе вы вряд ли поймете. Но, просто представьте себе, мы же на миллиарды рублей завозим какую-то воду.
Я, допустим, не покупаю вещи за границей. Когда я покупаю здесь, пусть это будут даже вещи зарубежного производства, то я знаю, что половина маржи с этой покупки остается в России. Понимаете, это очень важно. Если ты купил ботинки за 500 евро в Италии, то 500 евро остались в Италии. Если ты купил за 500 евро ботинки в России, то
250 евро уедут в Италию, а остальные 250 останутся в России. И эти 250 евро уже дальше тут крутятся — выплачивается аренда, зарплата и так далее.
Лариса: Прочитала в другом вашем интервью, что ваш главный кумир — полководец Александр Суворов. Он говорил: «Служба и дружба — две параллельные линии, не сходятся». Вы когда-нибудь увольняли близких друзей?
Андрей: Конечно. Я же родных увольнял.
Лариса: А в чем ключ работы, допустим, с близкими людьми?
Андрей: Ключ во взаимопонимании. У каждого человека свой уровень и темп. Кто-то вырастает, кто-то остается на месте. И тут важно сохранять эту субординацию. Да, родственник, но ничего страшного. Если каждый будет делать то дело, которое может, тогда не будет никакого конфликта.
Это как в боксе. Начинали вы вместе боксировать, но вот вы уже мастер спорта, а он просто разрядник. Не пойдете же вы с ним боксировать, правильно? Смысла нет. Но почему-то в бизнесе люди воспринимают это по-другому.
Лариса: Еще одна цитата:"Чем больше удобств, тем меньше храбрости«. Насколько вы вообще сами строги к себе? Какая у вас дисциплина?
Андрей: Очень строг.
Лариса: А в чем строгость проявляется? Успеваете ли вы отдыхать?
Андрей: Я бы, знаете, здесь строгость привязал даже не к тому, успеваю я отдыхать или не успеваю. Я очень строг к себе в бизнесе. Мы решаем идти правильным путем, пусть даже он и не будет легким. Конечно, можно не заниматься многими социальными проектами. И денег не потратил, и головной боли нет. Но зато мы понимаем, что, например, детям в нашем военно-патриотическом лагере смогут привить правильные вещи. Это стоит потраченных усилий.
Лариса: Еще одна цитата. «Три главных достоинства вождя мужество, ум и здоровье телесное и душевное». На ваш взгляд, какие три главных достоинства должны быть у лидера?
Андрей: Я бы добавил к выше перечисленным еще честность. Если ты не честен, то кто за тобой пойдет по-хорошему?
Блиц-опрос:
Лариса: Лучшая книга для предпринимателя — это...
Андрей: Наверное, Уголовный Кодекс.
Лариса: На что вы готовы потратить последние деньги?
Андрей: На воду.
Лариса: Как вы думаете, почему у вас получается делать то, что вы делаете?
Андрей: Потому что есть интерес и увлеченность процессом.
Лариса: Когда человек становится взрослым?
Андрей: Когда приходится брать ответственность на себя.
Лариса: Исходя из вашего жизненного опыта и опыта ведения бизнеса, о чем в жизни вы знаете точно?
Андрей: Я знаю точно, что будущее тяжело предсказать и что никто не знает, что будет дальше
P.S. Понравилось? Подписывайтесь на рассылку по бизнесу и маркетингу: раз в неделю присылаем полезные советы, ценные идеи из новинок и, конечно, особые скидки на книги — только для своих.