Реклама наизнанку. Как работают агентства на самом деле?

20 мая 2019, 13:46
0

Реклама наизнанку. Как работают агентства на самом деле?

Как устроена рекламная компания? В какие рекламные департаменты могут попасть новички? Вместе с Софией Вайнштейн, head креативной группы JWT, расскажем, как работают креативные агентства на самом деле
Реклама наизнанку. Как работают агентства на самом деле?

2019 год. Искусственный интеллект управляет домом, общественный транспорт курсирует без водителя, а рекламные агентства в представлении тех, кто далек от экранной «магии», до сих пор выглядят как дверь в загадочную «Нарнию». Отвечаем на самые популярные вопросы о работе ведущих креативных компаний и пошагово рассказываем, что именно гиганты рекламного рынка творят за закрытой дверью.

Чем занимается рекламное агентство?

Первая и ключевая цель рекламного агентства — вовсе не продакшн, а разработка идей, решений поставленных клиентом задач. Именно идея, а не физический продукт, вроде фото-, видео-контента или мероприятий, является ценностью и причиной, по которой клиенты приходят к рекламщикам. Разумеется, возникает справедливый вопрос: «А как же реклама? И производят ли её агентства?». Да. И в то же время, нет. 

В разработке рекламной кампании агентствам отведена главная роль. Являясь эпицентром стратегии и креатива, они связывают в единый механизм множество узкоспециализированных подрядчиков, чтобы в итоге произвести качественный и эффективный контент. И для этого вовсе необязательно держать в собственности съемочные павильоны голливудских масштабов, а в штате лучших режиссеров и операторов. Достаточно их знать и грамотно ими управлять. 

За производство контента, чаще всего, отвечают продакшн-студии. Инсталляции, креативные фотосессии, крупномасштабные видеосъёмки — продукты их деятельности. Медийный баинг и размещение на рекламных площадях — специальность медиа-агентств, а организация специальных событий ложится на плечи BTLи event-компаний. В длинном списке партнеров числятся также дизайн-студии, PR, digital, брендинговые, музыкальные агентства, каждое из которых выполняет свою роль. А вот для того, чтобы завести эту «машину» и направить её, на рынке существуют рекламные агентства, в руках которых ключи к зажиганию под кодовыми именами «стратегия» и «креатив».

Какие отделы существуют внутри креативного агентства?

Внутренние департаменты условно можно разделить на те, что ведут коммуникацию с клиентом, и те, что делают это редко или никогда.

Чаще других с заказчиком общаются сотрудники клиентского отдела, стратегического, а также продюсерского и digital департаментов. Их деятельность связана с большим количеством согласований, поэтому клиент всегда осведомлен о том, на каком этапе и что именно в рамках его кампании сейчас происходит. 

С другой стороны агентства находятся «бойцы невидимого фронта» — специалисты креативного и дизайн-департаментов, а также бэкофис — административный, финансовый и юридический отдел. Их деятельность редко требует прямого контакта с клиентом, но крайне важна для работы рекламного агентства в целом. Так что, никаких 10 000-х армий сотрудников агентства не имеют. 

Как разрабатывается рекламная кампания?

Все начинается с брифа. В рекламное или креативное агентство клиент обращается с задачей, которую необходимо решить. Звучать они могут по-разному: повысить лояльность, укрепить имидж бренда, увеличить осведомленность о продукте и так далее, но в итоге ключевых задач всего 3 — запустить новый продукт, увеличить продажи или поддержать их. Чаще всего, перед рекламщиками стоят именно эти цели, в том случае, если речь не идет о благотворительных или социальных проектах. Если по итогу кампания не принесла клиенту увеличение и рост продаж, то с большой долей вероятности клиент останется недоволен рекламой, как бы красиво и здорово вы её не сняли. 

После получения брифа к разработке кампании подключается стратегический отдел. Здесь происходит анализ конкурентов, создание коммуникационной стратегии и ключевого сообщения, которое в итоге должна донести планируемая реклама. Фактически, на этом этапе создается навигационная карта всего проекта, поэтому его важность сложно переоценить. 

Стратегия готова, переходим к креативу. В этот отдел мечтает попасть большинство молодых и творческих специалистов, ведь после того, как стало ясно, кому и что в рекламе мы говорим, начинается самое захватывающее! По крайней мере, большинство так думает.

Как устроен творческий отдел? 

Управляет и контролирует работу департамента креативный директор. За генерацию идей отвечают, так называемые, креативные пары — творческий союз арт-директора и копирайтера. Первый отвечает за форму будущего проекта, второй за текст. Объединяясь, они способны генерить множество идей под каждый проект, придумывать механики, форматы коммуникации с потребителем и, разумеется, визуальную «упаковку». Затем происходит тестирование идей на жизнеспособность и соответствие целям клиента, в результате чего большинство предложений не проходит «в финал» и не попадает в продакшн. Важную роль здесь играет руководитель креативной группы — «играющий тренер» по своей сути, правая рука креативного директора и, при этом, персона глубоко вовлеченная в творческий процесс. В тот момент, когда руководитель идею утвердил, а клиент её согласовал, «эстафету» принимает отдел продакшн.

Как создают рекламу?

Производство рекламы условно делят на съемки, подготовку визуальных макетов и создание аудио-материалов.

Съемочный процесс — является одним из самых интересных этапов работы, ради которого многие сотрудники и приходят в креативный мир. Вне зависимости от того, какой продукт производит клиент и какую индустрию представляет, рекламщики всегда предлагают правильный микс приёмов, который позволяет достичь поставленных целей оптимальным путем. 

Создание любых визуальных макетов всегда начинается с разработки key visual бренда — рекламного образа, который лежит в основе всего визуального контента: наружной рекламы, вижуалов для соц.сетей, лендингов, дизайна in-store, брендинга мероприятий и так далее. Любая визуальная коммуникация с потребителем должна быть выдержана в рамках фирменного стиля и установленных гайдлайнов. Именно так формируется идентичность брендов, а ключевые сообщения считываются быстрее и чётче.

Аудио-материалы, к которым относятся подкасты, радио-ролики и бренд-песни,  производят далеко не всегда, однако если клиент или задача того требуют, то к проекту подключаются музыкальные компании и звукозаписывающие студии, осуществляющие подготовку материалов для агентства.

Как избежать факапа?

До запуска рекламы рекомендуется проводить тестирование. Делают это далеко не все агентства, так как бюджеты есть не у каждой компании. Но именно возможность протестировать идею позволяет избежать многомиллионных трат в случае, если реклама окажется неэффективной, а вы узнаете об этом уже после того, как ролик выйдет в эфир.

Существует 2 основных вида тестирования: качественное и количественное. Первое происходит в фокус-группах и преследует одну цель — получить четкий ответ на заданный вопрос: нравится ли фото и видео-контент, купили бы вы рекламируемый продукт или нет, что испытали, когда увидели рекламу, и так далее. Количественные исследования дают не столько ответы, сколько цифры: какому количеству человек понравился запах или цвет нового мыла, сколько процентов потребителей увидели рекламу и решили приобрести товар. Полученные данные анализируются, и, если рекламное агентство допустило просчет, то на этом этапе у него есть возможность доработать кампанию и запустить в эфир её финальную версию. Так что, пропускать этот этап крайне не рекомендуем.

Как создать рекламу, которой будут доверять?

Главное правило — изучить целевую аудиторию и найти инсайт, глубинную правду о потребителях, которая не лежит на поверхности. Познакомьтесь со своим потребителем и узнайте, где живут эти люди, чем увлекаются и интересуются, что читают и за кем следят, знают ли о вашем продукте и что на самом деле о нём думают. Важно собрать как можно больше данных.

Дальше стоит задача посложнее — найти проблему, которая действительно волнует аудиторию, и понять, каким образом услуга или товар, рекламируемый вами, могут её решить. Никогда не придумывайте ответы за других и не ориентируйтесь на себя! Рекламу, которая не цепляет, делают люди именно с таким подходом. Ни один 30-летний рекламщик не скажет точно, что волнует 13-летних подростков сейчас. Поэтому общайтесь с реальными людьми, если все-таки рекламу вы делаете для них, а не для себя. 

***

За эффективной рекламой, которая взрывает уровень продаж и разносится вихрем по сети, кроется многоступенчатый процесс, зачастую, лишенный романтики. Поэтому, прежде чем штурмовать вакансии агентств на HeadHunter, прочтите этот материал ещё раз и решите, какое место в рекламном мире хотите занять именно вы.

Ответить?
Введите капчу

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is