Исследование PricewaterhouseCoopers Россия. Интернет-торговля в России
PricewaterhouseCoopers Россия опубликовали результаты исследования целью которого было выявить основные тенденции в потребительском поведении интернет-пользователей. В результате исследования было опрошено более двух тысяч респондентов в городах с населением свыше одного миллиона человек. По результатам данного опроса был проведен анализ следующих вопросов с учетом мнений различных возрастных и социальных групп:
- степень распространения электронной коммерции среди интернет-пользователей;
- основные преимущества интернет-торговли;
- факторы, сдерживающие развитие интернет-торговли;
- отношение аудитории к тем или иным видам интернет-рекламы;
- поведение пользователей в интернете;
- влияние мнения других пользователей и онлайн-рекламы на потребителя;
- лояльность пользователей к социальным медиа как источнику информации о товарах и услугах;
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Из тех участников опроса, кто когда-либо делал покупки в сети Интернет, 74% респондентов приобрели что-то через Интернет в течение последних 3 месяцев. В США и странах Западной Европы доля потребителей, имеющих опыт покупок в сети, превышает 90%, но на этих рынках интернет-торговля стала естественным продолжением торговли по каталогам. По данным исследования, чаще всего респонденты покупали в сети книжную продукцию, что соответствует общемировым тенденциям.
Книги | 46% |
Бытовая электронная техника | 40% |
Компьютеры и ПО | 35% |
Косметика и парфюмерия | 31% |
Товары для обустройства дома | 25% |
Бронирование отелей, туров и авиабилетов | 24% |
Бронирование/покупка билетов в кино/театры/концерты | 23% |
Одежда и обувь | 23% |
Детские товары, игрушки | 23% |
Музыка | 20% |
Видео | 20% |
Продукты питания | 15% |
Лекарства | 15% |
Спортивные товары | 10% |
Другое | 10% |
Источник: PricewaterhouseCoopers Россия, «Интернет-торговля в России. Продвижение компаний в социальных медиа», март 2010. | |
К другим категориям товаров, которые респонденты чаще всего покупали в сети, также относятся: бытовая электронная техника — 40%, компьютеры и программное обеспечение — 35%, косметика и парфюмерия — 31%. В 2008 году свыше 60% интернет-пользователей по всему миру предпочитали оплачивать свои покупки в сети банковской картой, а каждый четвертый воспользовался системой электронных платежей. По данным исследования, 59% респондентов оплачивают покупки наличными курьеру при доставке. В Москве этот показатель достигает 74%.
В городах, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, большинство респондентов (50-70%) назвали одним из основных преимуществ интернет-торговли возможность купить товар, не представленный в их регионе. В общих результатах опроса три четверти интернет-пользователей признали главным преимуществом экономию времени, а 65% — доставку на дом. При выборе интернет-магазина 59% опрошенных учитывают личные рекомендации знакомых, а 42% респондентов — онлайн-отзывы других пользователей.
Сорок пять процентов участников опроса принимают во внимание результаты поисковых систем, а респонденты в возрасте от 36 до 55 лет доверяют этим результатам даже больше, чем рекомендациям знакомых. Также среди этой возрастной аудитории большей популярностью пользуются системы сравнительного анализа — на 7 процентных пунктов выше среднего результата.
Личные рекомендации знакомых | 59% |
Результаты поисковых систем | 49% |
Онлайн рекомендации других пользователей | 20% |
Онлайн-системы для сравнительного анализа магазинов/моделей | 16% |
Онлайн-рекламу | 11% |
Другое | 2% |
Источник: PricewaterhouseCoopers Россия, «Интернет-торговля в России. Продвижение компаний в социальных медиа», март 2010. | |
Для респондентов с доходами свыше 25 тыс. рублей в месяц онлайн-рекомендации других пользователей занимают второе по значимости место после личных рекомендаций знакомых. Если рассуждать об эффективности маркетингового продвижения компании и ее продуктов в сети, а также о скорости «вирусного» распространения информации в социальных медиа, то необходимо помнить, что эффект «сарафанного радио» срабатывает и в случае распространения негативной информации о бизнесе, при этом ответная реакция рынка следует значительно быстрее.