Как построить эффективную систему обучения в компании
В книге «Ценный кадр» Дмитрий Мальцев, бизнес-тренер с опытом работы в Coca-Cola и Philip Morris, рассказывает, из чего должна состоять система обучения персонала, по каким критериям следует подбирать те или иные тренинги и тренеров, и предлагает методики оценки достижений сотрудников, чтобы вложенные в обучение деньги не пропали даром.
Большой популярностью сейчас пользуются доказавшие свою эффективность активные методы обучения взрослых: презентации, семинары, деловые и ролевые игры, бизнес-тренинги, кейсы, дискуссии в малых группах, моделирование и выполнение проектов, обучение действием и т. д. В чем же состоит отличие бизнес-образования от традиционного академического обучения?
При организации бизнес-обучения специалисты советуют учитывать следующие особенности взрослых людей:
- Осознанное отношение к процессу своего обучения;
- Потребность в самостоятельности;
- Потребность в осмысленности обучения (для решения важной проблемы и достижения конкретной цели), что обеспечивает мотивацию;
- Практическая направленность в отношении обучения, стремление к применению полученных знаний, умений и навыков;
- Наличие жизненного опыта — важного источника обучения;
- Влияние на процесс обучения профессиональных, социальных, бытовых и временных факторов.

Эффективная реклама с кешбэком 100%
Таргетированная реклама, которая работает на тебя!
Размещай ее в различных каналах, находи свою аудиторию и получай кешбэк 100% за запуск рекламы.
Подключи сервис от МегаФона, чтобы привлекать еще больше клиентов.
Как правило, взрослые люди хотят учиться, если они видят результаты для улучшения своей деятельности. Кроме того, они стремятся активно участвовать в процессе, привносят в обучающие ситуации собственный опыт и свои жизненные ценности, стараются соотнести обучающую ситуацию со своими целями и задачами. Зрелый человек имеет множество семейных и социальных обязанностей, поэтому учится без отрыва от работы. Взрослые осваивают новые знания и навыки с разной скоростью, поэтому нуждаются в индивидуализации обучения, повышении самооценки и чувства собственного достоинства.
Вот основные психологические особенности взрослых людей, выступающие предпосылками успешного обучения:
- Люди от природы обладают большим потенциалом к обучению;
- Обучение эффективно, когда его предмет актуален для человека и когда личности (его «я») ничто не угрожает;
- В обучение вовлекается вся личность, что в результате вызывает изменения в самоорганизации и самовосприятии;
- Большая часть обучения достигается действием при сохранении открытости опыту;
- Самокритика и высокая самооценка активизируют творческий процесс, укрепляют такие качества, как независимость и уверенность в себе.
В бизнес-образовании задача преподавателя — организовать учебный процесс так, чтобы слушатели становились «соавторами» собственного обучения. Обучение взрослых людей всегда связано с изменением и преобразованием, поэтому эффективным оно может быть лишь в том случае, если ведется с учетом не только возрастных и профессиональных особенностей, но и личных интересов человека, строится на партнерских основаниях.