Если бы заказчик дизайна был издателем «Гарри Поттера»
Объясняем на литературной аналогии, почему нельзя вот просто взять и сделать «правочку» в дизайне.
Каждая маленькая с виду «правочка» в дизайне — не маленькая правочка. Почему? В любом макете куча взаимосвязей: логических, стилевых, композиционных. Нельзя что-то изменить в одном месте, чтобы при этом не пришлось переделывать еще в десяти.
Давайте представим, как бы выглядели такие маленькие изменения в книгах о Гарри Поттере.
Правило 1. Нельзя безнаказанно изменить один маленький элемент большого целого
Приходит как-то издатель к Джоан Роулинг.
— Мне не нравится имя героя, давайте поменяем на более благозвучное.— Не нравится Гарри?
— Ну да. Как-то слишком грубо.
— Какие имена вам нравятся?
— Хм, может, Джеймс? Мне всегда нравился господин Бонд.
— Окей. Пусть будем Джеймс.
— Да, поменяйте. Это же недолго, просто сделайте автозамену по всему роману до завтрашнего утра.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Результат: переводчик с английского на русский сидит сутки, накачавшись кофе и исправляя Гарри на Джеймса. Всё усложняется тем, что «Гарри» в любом падеже будет Гарри, а «Джеймс» может быть Джеймсом, о Джеймсе, видеть Джеймса, пойти к Джеймсу. Издатель этого не учел, а стоимость перевода увеличилась на 10%.
В дизайне: попросить сделать иконку корзины объемной, а не плоской — в результате все иконки на сайте придется приводить к единому стилю.
Правило 2. Нельзя поменять элемент, чтобы он с 98% вероятностью не начал конфликтовать с другими
Издатель и Роулинг на следующий день.
— Смотрел вашу рукопись, Джоан. А что за неразбериха у нас с Джеймсами?— В чем дело?
— Получается, что самого Поттера и его отца зовут одинаково. Это путает читателя. Давайте переименуем отца?
— Хорошо, какое имя?
— Ох, не знаю теперь. Может, Виталик? Виталика точно в книге нет.
— Окей, босс.
Результат: еще несколько часов на переписывание сцен с Поттером-отцом. Теперь его появление вызывает у читателя приступы истерического хохота.
В дизайне: нельзя просто взять и внезапно сделать Большую Оранжевую Кнопку Продаж, если на всем сайте нет и намека на оранжевый. Дело не только в цветах, в стилях вообще.
Правило 3. Не трогайте шрифты
Издатель звонит в дверь Роулинг.
— Мадам, я тут подумал: ведь наши читатели в основном дети.— Так, и что?
— Понимаете, шрифт должен быть крупнее. Но я бы не хотел увеличивать число страниц, поэтому…
— Вы предлагаете сократить текст?
— Ну да. Я подумал, не будет ничего страшного, если мы уберем главы с Хагридом, ведь он второстепенный персонаж.
— Как скажете, босс.
Результат: никто не приехал за Гарри (простите, Джеймсом) и не забрал его в школу волшебства. Зло захватило мир и перебило всех англичан, а издателя показательно подвесило на фонаре. Зато дети могут читать книгу с комфортом для глаз.
В дизайне: размер и гарнитуру менять крайне не желательно — это тот каркас, на котором держится все остальное. Даже похожие шрифты отличаются плотностью — дизайн станет хуже, если «просто поменять» один шрифт на другой.
Правило 4. Даже мелочи — не мелочи
Издатель, развалившись в кресле у Роулинг:
— Роман выходит отличным! У меня только небольшая придирка к вот этому абзацу…— Не томите.
— Вот, видите? Тут написано «красный плащ». Может, лучше, позаковыристее, «алый»?
— Странное замечание. Но пусть будет «алый».
— Я рад, что вы идете навстречу!
Результат: вдруг оказалось, что «алый» уже есть в следующем предложении и получается повтор. Поменять его на «красный» не выйдет — потому что «красный плащ» звучит нормально, а «красный закат» отвратительно. Автор сидит и выдумывает, как бы еще назвать этот проклятый цвет.
В дизайне: обычно это тоже касается контента: заказчик играет с формулировками, просит переименовать услугу из «продажи пеших туров» в «хитчхайкинг консалтинг», а потом оказывается, что новое название сделало слоган не на две строки, а на три, сдвинуло весь контент, а дизайнеру снова пришлось выкручиваться.
Правило 5. Ваши предпочтения — не предпочтения вашей аудитории
Издатель, понижая голос до интимного шепота:
— Джоан, я хотел бы попросить вас об одолжении.— Заинтриговали.
— Ну, понимаете, мои вкусы весьма специфичны… Вы не могли бы добавить в роман побольше грудастных азиаточек?
— Но ведь это детский…
— Ни слова больше.
Результат: литературные критики отметили мастерство писателя, но недоумение у всех (и у рейтинговой комиссии тоже) вызвало обилие сексапильных азиаточек в детской книге. Роман был запрещен в Китае.
В дизайне: всякий раз, когда речь заходит о вкусовых предпочтениях — имейте в виду, что ваши собственные ощущения могут не совпадать с таковыми у пользователей сайта. Доверьтесь дизайнеру, он такое сто раз делал.
Правило 6. Постоянно усложнять уже готовый дизайн — портить его
Издатель размышляет вслух, пуская колечки дыма:
— Джоан, я тут подумал, вот ваш роман уже написан, но что, если…— Вы меня пугаете.
— … что, если нам добавить в него флешбэков? Мало освещено прошлое семейства Поттеров.
— Как вы это себе представляете? Нарушится линейность повествования.
— Да бросьте, это книга о магии! Пусть герои переместятся во времени! Например, заберутся в сон собаки Рона Уизли и через него провалятся на второй уровень воспоминаний Рона в прошлой жизни. Ну, когда он был ручной совой Дамблдора.
— Может, сделаем потом из этого несколько отдельных книг?
— Что вы, столько классных идей! Мы должны всё попробовать сейчас!
Результат: простая и понятная книжка о волшебниках превратилась в не пойми что о шизофрении в терминальной стадии. Дети плачут и просят матерей сжечь книгу. Матери берутся за вилы и перфорируют автора с издателем.
В дизайне: не самая лучшая идея — запихивать в сайт новые функции на ходу. Целостность будет страдать с каждой такой итерацией. Не увлекайтесь, успеете внедрить новые фишки после запуска и проверки на пользователях.
Конец
В общем, не надо быть как мифический плохой издатель Джоан Роулинг. Если бы он существовал на самом деле, школьнички не узнали бы про Эмму Уотсон, в конце концов. Что бы они без нее делали?
Доверяйте дизайнерам, они съели много собак с соусом карри на свой работе. Рецепт лучшего результата: четко определить цели сайта, подготовить внятное ТЗ, написать хороший контент заранее и — не мешать работать.
Добра в Новом году!