Честный путеводитель по digital-профессиям
Как назваться в зависимости от того, что вам нужно — официоз, модненько или «для своих парней».
Друзья-коллеги по диджиталу, у нас есть грешок. Признайтесь, вы тоже им поражены. Конкретно: мы любим напускать на себя важности. Хотя нас понять можно: как иначе производить впечатление на клиента? Все же понимают, что «программист» — это такой странный парень с жирными патлами, а «бэкенд-девелопер» — классный специалист.
Однако в итоге этого «кто во что горазд» появилось дикое множество названий одних и тех же профессий. Как в этом разобраться заказчику? Иметь под рукой этот путеводитель.
Директор
Когда нужен официоз
|
Когда нужно модненько |
Для своих парней |
||||
Генеральный директор | CEO* (Chief Executive Officer) | Шеф, босс, кому как удобнее |
Идет регистрация агентств-участников в рейтинги RUWARD 2024!
До 8 декабря идет этап регистрации диджитал-агентств/продакшенов в серии из 46 рейтингов узких диджитал-специализаций Руварда. Поторопитесь! =)
Что делает: управляет всеми, отвечает за всё, представляет компанию на конференциях и выставках. Скорее всего, это у него первого в компании появился макбук.
*не путайте CEO и SEO. Одна буква — а сколько разницы.
Менеджер
Когда нужен официоз
|
Когда нужно модненько | Для своих парней | ||||
Руководитель проекта | Digital-producer / Project Manager (PM) | Менеджер, пиэм |
Что делает: общается с вами на встречах и по скайпу, ведет проект. Правая рука директора (или левая?). Позвоните менеджеру и спросите, что он любит больше: работу или кататься на сноуборде. Менеджер не ответит на ваш звонок, ведь он прямо сейчас на созвоне с важными заказчиками из Бельгии. Даже если катается на сноуборде.
Дизайнер
Когда нужен официоз
|
Когда нужно модненько | Для своих парней | ||||
Дизайнер интерфейсов | UX/UI* designer | Дизайнер |
Что делает: рисует внешнюю часть сайта с помощью головы, рук, мыши и иногда графического планшета. Отвечает за то, чтобы все было логично придумано, красиво нарисовано и потом правильно реализовано (последнее контролирует путем точечных пинков верстальщиков и программистов). Раньше читал «Студию Лебедева», теперь ругает.
*если вы до сих пор не можете запомнить, чем отличаются эти аббревиатуры, почитайте вот эту бойкую разъясняющую статью. Уи?Арт-директор
Когда нужен официоз
|
Когда нужно модненько | Для своих парней | ||||
Арт-директор* | Арт-директор** | Артдир |
Что делает: смотрит за дизайнерами, чтобы те делали хороший дизайн и не отходили от концепции. Сам эту концепцию придумывает. Следит, чтобы у дизайнеров не пропал азарт — мотивирует их ранимые творческие натуры. Зайдите в офис студии и отыщите самый дорогой монитор: за ним вы найдете подкрученные усы арт-директора, а за усами — самого арт-директора.
**уже сам факт, что в студии есть арт-директор, прибавляет ей модности.
Верстальщик
Когда нужен официоз
|
Когда нужно модненько | Для своих парней | ||||
Веб-разработчик | Frontend-developer | Верстак |
Что делает: берет макет, который сделал дизайнер, и делает по нему html-страничку. Ту самую, которая потом будет вам показываться в интернете. Знает язык гипертекстовой разметки HTML и, возможно, немного модных скриптов — чтобы сделать на сайте анимацию и красивые эффекты. Священную войну вызывает вопрос отличия верстальщика от frontend-разработчика, некоторые считают, что это разные люди. Но на самом деле почти нет.
Программист
Когда нужен официоз
|
Когда нужно модненько | Для своих парней | ||||
Веб-разработчик | Backend-developer | Кодер |
Что делает: программирует всякое сложное: например, логику работы корзины. Интегрирует сверстанные странички с CMS, называет это нежно: «натянуть верстку». Исправляет мелкие недочеты после того, как по сайту пройдется тестировщик. Если коротко: выдает конечный продукт, сайт, приложение или что там у вас. Среди программистов всегда есть особенный подвид: программист-который-всегда-работает. Поздний вечер, новогодний корпоратив, ядерная война, премьера «Дэдпула» — кто это у нас тут пишет код?
Тестировщик
Когда нужен официоз
|
Когда нужно модненько | Для своих парней | ||||
Специалист по качеству | QA-engineer | Тестер |
Что делает: пытается сломать сайт, играет роль гиперактивного пользователя. Результаты записывает в специальный документ: где, что и при каких действиях на сайте сломалось. Программисты мысленно проклинают тестировщика, но сайт чинят: так он становится крепким и надежным. Тестировщик никогда не может стать обратно нормальным человеком: с этого момента он будет пытаться сломать любой сайт и любое приложение, которые увидит.
Аналитик
Когда нужен официоз
|
Когда нужно модненько | Для своих парней | ||||
Архитектор интерфейсов |
Usability-специалист, UX-специалист, digital-стратег |
Прототипист |
Что делает: собирает и анализирует данные, разрабатывает принципы работы сайта, рисует логические схемы, может делать прототипы в Axure. Нужен, чтобы визуализировать рабочую логику продукта — так вы сможете ее обсудить, что-то быстро поменять и потом спокойно отдать в дизайн.
*аналитиком в отрасли принято называть любого, кто не производит конечного продукта, но вроде как участвует в процессе. Поэтому им может оказаться стратег или юзабилитист, или прототипист — хотя по факту они занимаются разными вещами. Итого: не знаете свою роль в проекте? Вы аналитик.
SEO
Когда нужен официоз
|
Когда нужно модненько | Для своих парней | ||||
Оптимизатор, специалист по продвижению |
Digital-маркетолог | Сеошник |
Что делает: умеет так, чтобы поисковые системы показывали сайт на первых строчках. Приходит и говорит: нам нужно сделать еще столько-то страниц, поставить столько-то ссылок и написать длинный текст вот с этими словами. И вот ваш счет за покупку рекламы в «Директе».
*не путайте с СEO. Хотя SEO и будет приятно.
SMM
Когда нужен официоз
|
Когда нужно модненько | Для своих парней | ||||
Редактор социальных медиа |
Коммьюнити-менеджер, Social Media Marketer |
SMMщик |
Что делает: планирует, что ваши подписчики будут читать во «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Фейсбуке», пишет контент, ищет картиночки. Делает SMM-кампании в поддержку основной рекламной кампании. Строго говоря, коммьюнити-менеджер и редактор соцсмедиа только ведут группы, а SMMщик занимается и продвижением в соцсетях, и обменом репостами, и соцмедиа-рекламой. Но чаще всего это один и тот же человек, так его и запоминайте.
Копирайтер
Когда нужен официоз
|
Когда нужно модненько | Для своих парней | ||||
Контент-менеджер |
Content Creator, контент-маркетолог |
Копирайтер |
Что делает: пишет тексты, по заказу SEO или для маркетинговых нужд. Может разместить тексты на готовом сайте. Если правильно, «контент-менеджер» — это такой прокачанный копирайтер-стратег, который контролирует копирайтеров, но часто на деле это человек, который наполняет сайт готовым контентом. Который вообще-то называется постер. В общем, с копирайтерами и контент-менеджерами всё очень запутанно и неоднозначно. Запомните только, что это люди, которые работают с текстами. Кстати, почитайте нашу статью про контент-менеджеров и то, какие они клевые.